Космическое путешествие
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шевцова Елена Владимировна

Нод по математике в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_moe_st.gr_.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Космическое путешествие»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
  2. Совершенствовать умение находить место числа в ряду;
  3. Формировать умение соотносить цифры с количеством предметов, решать задачи;
  4. Закрепить знания о геометрических фигурах и умение составлять изображение предметов из геометрических фигур, ориентироваться на плоскости места.
  5. Развивать ориентировку в пространстве (справа, слева).
  6. Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок, использовать знаки отрицания.
  7. Правильно использовать название частей суток, дней недели.
  8. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  9. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  10. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  11. Воспитывать у детей чувства сопереживания, взаимопомощи.
  12. Развивать у детей любознательность, навыки самооценки.

Материал: иллюстрации: небо, космос, ракеты, звезды; мяч, обручи, цифры на карточках, металофон;

раздаточный материал: ракеты и их детали, листы с шифром, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры от 1 до 10.

Ход занятия:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся.

Внимание! Внимание! Спешу сообщить ребятам, которые любят приключения и путешествия, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить фантастический полет в космос. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Небо, космос, космические корабли, и т.д.)

  1. Постарайтесь отгадать такую загадку:

Круглица, белолица

Во все зеркала глядится (Луна)

  1. В чёрном небе до зари

 Тускло светят Фонари.

 Фонари - Фонарики

 Меньше, чем комарики.

(Звезды)

Правильно, отгадали все загадки.

Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты, астронавты)

- А вы знаете,  кто первый из людей проложил дорогу в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

-Когда это было? (12 апреля)

- Правильно, теперь это день мы называем днем космонавтики.

- Ребята, предлагаю вам отправиться в космос!

- Давайте поспешим и начнем нашу подготовку. На чем можно отправиться в космос? (на ракете).

- Правильно на ракете! И сегодня мы с вами построим ракеты, каждый свою. Садитесь за столы, на столах у вас лежат листы с изображение ракеты, задание: обведите в круг только те геометрические фигуры, из которых состоит ракета. Теперь возьмите, лежащие на подносах эти детали и постройте ракету. Смотрим на образец и приступаем к строительству!

- Молодцы, все справились с заданием. Теперь наш аппарат готов и мы можем отправиться в космос. Но необходимо провести тренировку «космонавтов» перед полетом. Построились космонавты в колонну по одному (игра « Кто где стоит?»).

- Дима, между кем ты стоишь? (между Варей и Даней). Саша, кто стоит слева от тебя? Олеся, кто стоит справа от тебя?

Дид. игра «Считай дальше» (воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10).

- Вы правильно справились с заданиями, можно лететь. Закрываем глаза, летим и считаем в обратном порядке: 10, 9, 8…

-  Вот перед нами первая планета, она называется «Удивляйка». Эта планета послала нам сигнал, но он зашифрован, у вас на столе лежит шифр, разгадайте его и мы поймем тогда, что говорят нам жители этой планеты (дети разгадывают слово «Помогите» у доски)

- Значит, жителям этой планеты необходима помощь, ну, что, поспешим на помощь?

- Чтобы спустится на эту планету необходимо сделать трап, перед вами подносы с разноцветными палочками. Давайте вспомним, какое число обозначает красная палочка? (4) (воспитатель спрашивает про каждый цвет).

- Самая длинная палочка обозначает номер трапа, положите ее первой перед собой на стол.

- Саша, у тебя какой номер трапа? (5).

- Все последующие ряды выкладываются с помощью двух палочек так, чтобы в сумме они составляли номер трапа (воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

- Вот и готовы трапы, спускаемся на планету. На этой планете жители поссорились и перемешались, необходима им помощь, надо разместить всех по своим домам.

Дид. игра «Найди свой домик».

- У нас есть пять домов, посмотрите, какие жители живут в первом доме (дети определяю  название дома по карточкам – синий), в третьем доме? В пятом доме? А вот какие фигуры живут во втором и четвертом домах, вы должны догадаться сами. Распределите все фигуры по домам, брать поочередно по одной фигуре.

- Какие фигуры живут во втором доме, а в четвертом?

- Вы правильно справились с заданием, жители этой планеты благодарят вас.

- Ребята, мы все потрудились, а теперь давайте немного отдохнём и наберёмся сил, ведь чтобы стать настоящим космонавтом, необходимо какими физическими качествами обладать? (ловкость, выносливость, сила, смелость).

-Правильно. А что для этого нужно? (заниматься спортом).

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою - три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Я вижу, что вы готовы отправиться дальше в космическое путешествие. Пока мы летим, предлагаю вам назвать соседей цифр. Готовы? Варя, назови соседей числа 5.

- Предлагаю продолжить полет с помощью ручного управления. Возьмите листы бумаги и установите круг – пульт управления в середине листа. Слушаем мои команды и отмечаем маршрут на листе:

1. Впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний угол, поставьте там квадрат.

2. Навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол, отметьте это место треугольником.

3. Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол, отметьте это место прямоугольником.

4. Пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол, отметьте это место ромбом.

5. Переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлая голова, руки, ноги. Откройте глаза. (Звучит космическая музыка)

Гимнастика для глаз.

Посмотрите вверх - вот как высоко мы летим, а теперь посмотрите, далеко ли от нас Земля – посмотрите вниз, ещё раз вверх – вниз, а теперь смотрим вправо, влево,  много звёзд, ещё раз вправо, влево. Мы летим высоко над Землёй, и нам немного страшно – зажмурьте глазки, открыли, снова ракета набирает скорость – снова закрыли глаза - открыли ребята, смотрим и часто моргаем, перед нами всё мелькает.

- Мы приближаемся к планете под названием «Угадайка». Приземляемся на эту планету. Жители этой планеты просят исправить ошибки в их городе.

На столе стоят карточки, обозначающие количество нарисованных предметов, проверьте, правильно ли расставлены карточки. Дима, почему ты поставил здесь цифру 9? Молодцы, все исправили. Теперь жители хотят задать вам задачи, готовы их решить? (да).

- Слушайте условие первой задачи:

1. Три яблока было у Коли.

Пять дали товарищи в школе.

Яблок сколько всего

Стало, друзья у наго? (8).

2. Ежик по грибы пошел.

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов – в корзинку.

Остальные - на спинку.

Сколько рыжиков везешь,

На своих иголках, еж? (2)

3. Четыре спелых груши

На веточках качалось.

Две груши съел Павлуша,

А сколько груш осталось? (2).

4. Пять котят песок копают,

Три на солнце загорают.

Два купаются в золе.

Сколько всех? Скажите мне? (10)

- Молодцы, ребята решили все задачи. Жители это планеты подарили нам несколько ящиков с космическими игрушками для других ребят. Нам необходимо установить, хватит ли ракет для перевозки этих ящиков, ведь только по одному ящику можно загрузить в ракету.

 Отсчитайте на верхней полоске карточки, столько ракет, сколько космонавтов в нашем отряде. Сколько ракет вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько ракет? Отсчитайте на нижней полоске карточки 8 ящиков с игрушками. Какое число больше 7 или 8? Насколько число 8 больше числа 7? Насколько число 7 меньше числа 8? Как можно уровнять эти числа? (дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия).

Теперь вы правильно загрузили свои ракеты, пора нам отправляться в обратный путь. Установим наши антенны и примем сигнал с земли, считайте звуки и выложите цифры перед собой, обозначающие количество звуков (воспитатель стучит по металлофону, дети считают звуки и выкладываю цифры перед собой . 1,5,3,9,7,6,2,4,8), переверните карточки и прочитайте место нашей посадки на Земле. Космодром ожидает нас. Но приземлиться мы можем только в пятницу, какой сегодня день недели? (пятница). Какой вчера был день недели? (четверг). Какой завтра будет день недели? (суббота). Какой день недели идет после вторника? (среда).

- Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9…

Мы приземлились.

Вот вернулись из полёта

 Наши храбрые пилоты.

 Вот приехали с дороги –

 Подведём свои итоги.

Вам понравилось в космосе?

Какие задания нам пришлось выполнить, чтобы достигнуть своей цели?

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку,

Познакомиться с Луной

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

- Мы сегодня с вами побывали в Космосе, справились со всеми заданиями, помогли инопланетянам.  А за то, что вы были умными, находчивыми смелыми космонавтами, награждаю вас медалями «За отвагу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...