Конспект занятия №3 "В математическом цирке Котофея"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

В занятии использованы авторские учебные презентации, кукла-дергунчик "Котофей", авторское пособие "геометрический ковер".

В конспекте "Задания Гарфилда" используется компьютерная игра "Математика для дошкольников" - "Найди часть и целое"

В занятии "Урожай любит счет" дети закрепляют умения работать со множествами, используя пособия "Фрукты, овощи ", а также учатся образовывать и преобразовывать геометрические фигуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В математическом цирке Котофея.

Занятие 3.

Программные задачи

1. Продолжать учить сравнивать множества по числу элементов; объединять множества, получая новое  множество; различать понятия однородные и разнородные множества.

2. Развивать способность находить геометрические фигуры в сложном рисунке.

3. Уточнить умение считать на ощупь.

Демонстрационный материал: Таблица «Операции с множествами», презентации «Операции с множествами» (слайд с «анимашками» -  «На лугу»),  табл. «Геометрический ковер-1».

Раздаточный материал:

Счетные палочки цветные, линейки счетные, цифры, знаки, палочки Кюизенера, карточки с пуговицами (по 5 штук и по 6), карточки-шифры к «Геом.ковру»

Ход занятия.

1 часть.

Глядя на эту картину, мы можем попасть в математический цирк (таблица «Множество».

Главный фокусник здесь - КОТОФЕЙ ИВАНОВИЧ.

Кто его ассистенты? (мыши)

Сколько их? Как они разделились? (парами).

Найдите на  картинке «Цирк» (таблица «МНОЖЕСТВО») разные множества. Назовите их (флажки, бабочки, стрекозы, мышки, цветы, конфеты и т.д.). Выделите во множестве флажки части - подмножества (флажки красные, желтые, синие). Какие фокусы нам показывают артисты цирка (назвать множества)? Назовите множества состоящие из одинаковых элементов (все фокусы слева). Это ОДНОРОДНЫЕ МНОЖЕСТВА. Назовите множества, состоящие из различающихся элементов (все фокусы справа). Это РАЗНОРОДНЫЕ МНОЖЕСТВА.

А на экране пасутся овечки.

-Сколько их? (сосчитывает ребенок, используя «мышку» - 5 овечек)  Обозначьте их число палочкой Кюизенера и цифрой. Какое это множество – разнородное или однородное? (объясняют)

-Какие животные присоединились к ним? Сколько лошадей? (сосчитывает ребенок, используя «мышку» - 3 лошадки). Каким стало  множество – однородным или разнородным? (объясняют). Обозначьте их палочкой Кюизенера и цифрой. Давайте соединим эти части множества (моделируют на линейке) в одно целое множество и сосчитаем, количество элементов объединенного множества.  

-Но прежде, скажите, стоит ли все пересчитывать сначала? (Нет, мы уже знаем число элементов каждого множество и надо присчитывать элементы одного множества к другому). Соединение обозначают цифрами и знаками «+», «=».

-Подумаем, что лучше -  присчитывать к большему числу  меньшее или наоборот? (к большему меньшее – после рассуждений и проб). Какое количество элементов в новом разнородном  множестве?(9 животных пасутся на лугу)

Динамическая пауза с «Анимашками»

2 часть.

-Посмотрите, какой ковер нам подарили дети ст.гр. Но ковер не простой – геометрический, с зашифрованным количеством фигур. Их надо найти и сосчитать. Но у нас есть помощники – карточки расшифровщики и цифры.

- Назовите все фигуры на картах. Точно такие же, как и на ковре. А под фигурами пустые окошки. В них вы положите цифры, когда пересчитаете фигуры на ковре. Посмотрите, какая фигура на карточке крайняя слева. Ищите такие же фигуры на ковре, считайте их и обозначайте цифрой в пустом окошке. По окончанию работы воспитатель пересчитывает вместе с детьми фигуры на ковре и дети самостоятельно исправляют ошибки, если они есть.

3 часть.

Вы молодцы, считаете очень хорошо и все геометрические фигуры знаете. Скажите спасибо вашим глазам, головке (гладят себя по голове)

Сейчас вам придется  очень хорошо попросить помочь посчитать ваши пальчики. Ведь глаза вам не смогут помочь: вы будете считать пуговицы, спрятанные в мешочки.

А теперь достаньте и проверьте - пересчитайте.

-Правильно? Проверили?

Скажите спасибо пальчикам (гладят каждый пальчик).



Предварительный просмотр:

Задания Гарфилда

Занятие 4.

Программные задачи

1.Формировать умение находить часть целого по образцу и, ориентируясь на часть, находить целое.  

2.Развитие навыков пространственной ориентировки на листе, находя верхнюю и нижнюю строчки тетради (листа), правый и левый край листа.

3.Уточнить умения называть, знать последовательность дней недели, устанавливать последовательность временных отрезков: вчера, сегодня, завтра.

Демонстрационный материал: Компьютерная игра из серии Гарфилд «Часть-целое», наборное полотно

Раздаточный материал: круги и их части - полукруг(по 2), четверти круга (по 4); треугольники равнобедренные с (по4), карты с рисунками, расположенными в различных местах (в левом верхнем(нижнем) углу, по середине и т.д.). по 10 цилиндров на каждого (разной толщины), тетради, карандаши, «Недельный круг», «Сюжетные карточки – дни недели»

Ход занятия.

1 часть.

Компьютерная игра из серии Гарфилд «Часть-целое» Игра с Гарфилдом «Найди части»:

 На экране Гарфилд предлагает рассмотреть целую фигуру, а затем найти и сосчитать  ее части, записать нужную цифру в нижнее окошко (игра «Найди и назови части)

Получается, что от того, на сколько равных  частей может быть разделен объект, зависит название каждой части – ½(если 2 равных части), ¼(если 4 равных части) и т.д.

 (или заменить моделями на магнитной доске)

Затем дети выполняют задание на раздаточном материале: с геометрическими фигурами и их частями.

 Находят и называют  2(4) равные части круга ( половина – ½; одна четвертая), составляют целое. Составляют прямоугольник из треугольников.

-Из скольких частей составили?(4). Назовите форму каждой части прямоугольника. Да, это треугольники их всего 4 и каждая из равных 4 частей – 1\4 прямоугольника. А если этот прямоугольник разделить на 2 части, из каких геометрических форм будут состоять  части целого?(квадратов) Сколько частей-квадратов?(2).

 Каждая из этих равных частей – это ½ прямоугольника, потому что их две.

2 часть.

Находят верхнюю и нижнюю строчки тетради (листа), правый и левый край листа, рисуют вертикальные палочки высотой в две клетки.

Динамическая пауза

3 часть.

Далее выкладывают недельный круг, называя все дни недели и определяя их последовательность.

Отвечают на вопрос: какой сегодня день недели?

Найдите карточку с рисунком, обозначающим сегодняшний день («Мальчик на занятии математикой») Какой день был вчера? (позавчера), подберите рисунок.

Какой день будет завтра? Что нас ждет завтра? (Кукольный спектакль)

Назовите выходные дни.



Предварительный просмотр:

Урожай любит счет.

Занятие 5.

Программные задачи

1.Формировать способность устанавливать зависимость между целым и каждой его частью на геометрических фигурах и множествах. Закрепить понятие разнородные и однородные множества, а также умения объединять множества, анализировать, находить и сравнивать подмножества по числу элементов. Упражнять в счете от заданного числа: присчитывании, отсчитывании, порядковом счете. Уточнить назначения знаков «+», «-», «=».

2.Закрепить представления о взаимном расположении предметов в ряду: до, после, за, над, под, рядом, между; развитие навыков пространственной ориентировки во время движения.

  Демонстрационный материал : наборное полотно, 5 фруктов, 4 овоща, цифры и знаки демонстрационные, таблица «Операции с множествами»(часть «Объединение» Б.

Раздаточный материал: Таблички-рисунки раздаточные из пособия «Считаем до…»: «Лебеди», , цифры мелкие, счеты, набор геометрических фигур (треугольники  по 7 с прямым углом и по 2 равносторонних).

Ход занятия.

1 часть.

На наборном полотне плоскостные фрукты (5 штук) и овощи (4 штуки).

- Какое время года сейчас? (осень)

-Какой месяц? (сентябрь – 1 месяц осени)

-Осень пора сбора урожая. Есть такая пословица: «Осень припасуха, а зима – поедуха». Действительно, что осенью припасем, то зимой и есть будем.

-Посмотрите и назовите, что у нас припасено (Множество фруктов  и овощей).

-Сколько всего? (круговой жест - 9 )

-Как можно назвать это множество? (разнородное)

-Поделим наш урожай на части.  А множество – на подмножества. Как это лучше сделать? (одна часть фрукты, другая – овощи). Равные ли части?(нет)

-Докажите (сосчитывают, раскладывают попарно – взаимнооднозначное соответствие).

-В целом разнородном множестве 9 элементов). Если мы отнимем от целого часть (фрукты, их 5), то останется другая часть – овощи (их 4).

-Все это мы можем обозначить цифрами и знаками.

-Какой цифрой обозначим целое множество (9)?

-Какой цифрой обозначим его первую часть  - фрукты?(5)

-Какой цифрой обозначим вторую часть  - овощи?(4)

Значит, если от 9 отнять 5, то останется 4: нам еще нужны знаки «-» - отнять, «=» - знак равенства. Теперь все, что сейчас произошло, мы можем записать кратко, вот так:9-5=4 . Какие числа обозначает целое? Какое число обозначает части?

Посмотрите на рисунок( таблица - (часть Б).  Сколько однородных множеств вы видите?(2) Назовите число элементов в каждом(1-е множество – 1-й мешок - включает в себя 3 груши; 2-е множество (2-й мешок) – 7 яблок зеленого цвета). Но множества объединены, и объединение представляет собой множество из 10 фруктов – 3 груш и 7 яблок. Как назовете это объединенное множество? (разнородное)

-Почему? (яблоки и груши). Объединим 2 множества – и из 2 отдельных однородных множеств и получилось новое разнородное множество. Поделим его на части – подмножества и сосчитаем элементы каждой части.(4 подмножества:1-е 3 груши; 2-е – 3 яблока; 3-е 6 яблок и груш; 4-е - 7 яблок ). Какие подмножества одинаковые по числу элементов, а какие нет? (объясняют)

2 часть.

Раздаточный: Рассмотрите картинку на карточке. Сколько лебедей белого цвета?(2) Это одна часть. А сколько лебедей черных? (тоже два). Это вторая часть множества.  Равные ли части? (да). Соединим части и получим целое множество. Как это записано на карточке?(2+2=...).

- Сосчитайте и поставьте цифру-ответ.

-Сколько же всего лебедей? (4 – целое).

- Посмотрите на круги под цифрами и знаками.

-Что обозначают зеленые круги? (2 белых лебедя).

-Что обозначают белые круги? (2 черных лебедя)

Игра «Продолжи счет»

(дети продолжают прямой, обратный и порядковый счет от заданного воспитателем числа)

Динамическая пауза.

Игра «Играем со стульчиками».

Поднимите руки над головой, спрячьте их за спину

Поставьте пальцы рук левой руки между пальцами правой.

Вытяните руки вперед, положите ладони на спинку стула.

Спрячьтесь за стул. Встаньте, сядьте на стул.

3 часть.

-А теперь попробуем из 2 отдельных частей-треугольников составить целое – 4-угольники.

-Надо составить квадрат из 3 треугольников; ромб из 2 треугольников прямоугольник из 4 треугольников.

- Берите части-треугольники, соединяйте их в целое. (Выстраивают в ряд)

-Как называется каждая из равных частей?(1/2 –ромб из 2 треугольников; 1/3 –квадрат из 3 треугольников, ¼ - прямоугольник из 4 треугольников).

Дети выполняют задание и объясняют результат.

-Насколько равных частей поделена фигура, стоящая справа от ромба?

-Назовите фигуру, состоящую из 4 равных частей. Где она стоит?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Новый дом для Котофея"

На занятии закрепляется умение соотносить разнородные предметы по форме в различных видах деятльности....

Конспект занятия "Путешествие в цирк"

Правила поведения в общественныйх местах, театральный этикет...

Конспект занятия "Поездка в цирк"

Познавательное развитие (ФЭМП),занятие для младшей группы....

Конспект занятия на тему Цирк

Конспект занятия для детей с ОВЗ...

Конспект занятия по теме "Цирк"

Задачи:познакомить детей с традиционными театрально-цирковыми персонажами.развить способности к тактильно-зрительному восприятию.развить фантазию детей;учить словесно интерпретировать изображение....

Конспект занятия "На арене цирка"

Конспект интегрированного занятия в средней группе "На арене цирка"...