Путешествие по Африке (конспект НОД)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Цель: Активизировать познавательно речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей (Познание, ФЭМП, Коммуникация, Музыка)
Задачи:

- познакомить детей с физической картой  Африки;                                                                  - уточнить представления о животных жарких стран, внешний вид, характерные особенности.                                                                                                       - формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.                                                                                                                               - закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.                                                                                                                                                 - закреплять умение детей делать звуковой анализ слов, аргументировать свои действия.                                                                                                                     -закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;                                       - закрепление  четкого  произношения звука, соотнесение звука с буквой                                          -развивать умение составлять предложения из заданного слова;                          - зарисовывать схемы предложения;                                                                                                       - закрепить знания о последовательности дней недели, времён и месяцев года.                                                                                                                                               - развивать пространственную ориентировку;                                                              - создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.                                                                                                                              - развивать смекалку, зрительную память, воображение.                                                          - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_afrike.docx77.8 КБ

Предварительный просмотр:

                           Занятие подготовительная группа

   Тема: «Путешествие по Африки»

Цель: Активизировать познавательно речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей (Познание, ФЭМП, Коммуникация, Музыка)
Задачи:

- познакомить детей с физической картой  Африки;                                                                  - уточнить представления о животных жарких стран, внешний вид, характерные особенности.                                                                                                       - формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.                                                                                                                               - закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.                                                                                                                                                 - закреплять умение детей делать звуковой анализ слов, аргументировать свои действия.                                                                                                                     -закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;                                       - закрепление  четкого  произношения звука, соотнесение звука с буквой                                          -развивать умение составлять предложения из заданного слова;                          - зарисовывать схемы предложения;                                                                                                       - закрепить знания о последовательности дней недели, времён и месяцев года.                                                                                                                                               - развивать пространственную ориентировку;                                                              - создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.                                                                                                                              - развивать смекалку, зрительную память, воображение.                                                          - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа:  Рассматривание карт, глобусов. Чтение и рассматривание журналов, энциклопедий. Игры «Зоологическое лото», «Овощи и фрукты». Отгадывание загадок, заучивание стихов. Прослушивание звукозаписи «Звуки Африки»»

Оборудование:  физическая карта Африки, карта пути, карта «Обитатели Африка», магнитофон, цветные рыбки, мяч, бутылка с письмом о помощи,  пластмассовый животные: лев, носорог, бегемот, горилла, медведь, коала, вязаный «кокос» с конфетами.

Раздаточный материал: листы бумаги на каждого ребенка, тарелочки и кружками: красного, синего, зеленого цвета, стаканчики с простыми карандашами.

                                                Ход

                (Дети стоят на ковре физ.минутка: Входит воспитатель)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости. Ребята, подойдите ко мне. Смотрите, какую интересную бутылку  я вам принесла. Смотрите, а в ней, что-то лежит.

Дети. Это записка.

Воспитатель. Давайте откроем бутылку и прочитаем, что там написано. Максим прочитай начало записки, а ты Рома середину, а ты Алеша прочитай  от кого она.                                                                                                                 (Дети по очереди читают записку)

        «Помогите! Нас захватили пираты, они отпустят нас, если вы выполните все их задания.»                                                                                                                Обитатели Африки.

Воспитатель.  Ребята, вы хотите спасти обитателей Африки?

Дети. Да

Воспитатель. Что такое Африка?

Дети. Это материк.

Воспитатель. А какой это материк?

Дети. Самый жаркий материк на Земле.

Воспитатель. А, что такое материк.

Дети. Это большая часть суши, окруженная водой.

Воспитатель. Давайте посмотрим, где же находится Африка.

                               (Вывешивается физическая карта)

Воспитатель. Посмотрите на физическую карту. Физическая карта – это карта, передающая внешний облик территории и акватории. Акватория - это водный участок.  Вот, посмотрите, где живем с вами мы, а вот она Африка, куда нам с вами необходимо попасть. Большой материк, окруженный водой. Давайте рассмотрим поближе карту Африки.

                                (Карта 2)

Воспитатель. Кто мне скажет, чем может привлечь Африка путешественников?

Дети. Есть три пустыни Сахара, Намиб, Калахари.

Воспитатель. Что вы знаете про пустыню Сахара?

Дети. Это самая большая пустыня на Земле. Сахара проходит по территории 11 стран. Там частые песчаные бури. Днем там очень жарко, а ночью - очень холодно. Только некоторые животные могут выживать в Пустыне – Верблюды, песчаные змеи, скорпионы, вараны.

Воспитатель. А какие еще в Африке есть пустыни?
                                                                                                                                                 
Дети. Намиб и Калахари. Калахари  -  соленая пустыня, самая жаркая пустыня. Ее еще называют «мучимый жаждой» или «страшная». Намиб очень сухая пустыня – «место, где ничего нет».

Воспитатель. По территории материка протекает много рек. Какие реки протекают по территории Африки?                                                                        
Дети. Нил, Конко, Нигер, Оранжевая, Дружба, Лимпопо.

Воспитатель. Какая самая длинная река?

Дети. Нил

Воспитатель. А как называется река, в которой водится много крокодилов?

Дети. Лимпопо.

Воспитатель. Так же есть горы. Какая самая высокая гора в Африке?

Дети. Килиманджаро.

Воспитатель. Кто из вас знает, как переводится Килиманджаро?

Дети. Серебристая гора.

Воспитатель. Богат и разнообразен животный и растительный мир материка. Перечислите мне животных.

Дети. Слоны, носороги, бегемоты, львы, обезьяны, страусы.

Воспитатель. Перечислите растительный мир.

Дети.  Пальмы, акации, фикусы, саксаулы, кофейное дерево, и другие.                                                                                                                                                         (Карта 3)

 Воспитатель. Вот мы с вами рассмотрели материк Африку на карте. Как же мы туда попадем?

Дети. На самолете.

Воспитатель. Надо отправить  капитану радиограмму, чтобы он правильно проложил путь. А чтобы это сделать, нам нужно сесть за столы.

                          (Дети садятся за столы)

Воспитатель. Перед вами лежать листы бумаги с клеточками, напечатайте слово Африка в эти клеточки.

                                (Дети выполняют задание)

Воспитатель. Напечатали?

Дети. Да.

Воспитатель. А сейчас разберем слово Африка на звуки, использую разноцветные кружочки, которые лежат перед вами.

                        (дети выполняют задание)

Воспитатель. Давайте разделим слово Африка  на слоги.

        (Дети выполняют задание. В это время на доску вывешивается слово Африка)

Воспитатель.  (…) Сколько слогов в слове Африка.

Ребенок. В слове Африка 3 слога.

Воспитатель. (…), какой первый звук в данном слове?

Ребенок. Первый звук А.

Воспитатель. Кружком, какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил кружком красного цвета, т.к. это гласный звук, как ты узнал?

Ребенок. Гласный звук можно пропеть.

Воспитатель. (…), какой второй звук в этом слове?

Ребенок.  Второй звук Ф.

Воспитатель.  Кружком, какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил кружком синего цвета, потому что согласный.

Воспитатель. (…). Назови третий звук в слове Африка.

Ребенок. Третий звук Р.

Воспитатель. Кружком,  какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил  кружком зеленого цвета, т. к он мягкий согласный.

Воспитатель.  (…) назови четвертый звук в данном слове.

Ребенок.  Четвертый звук И.

Воспитатель. Кружком, какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил красным кружком, т.к. он гласный.

Воспитатель.  (…) назови пятый звук в этом слове.

Ребенок. Пятый звук К.

Воспитатель. Кружком, какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил кружком синего цвета, т. к он согласный.

Воспитатель.  (…) назови нам шестой звук в слове Африка?

Ребенок.  Шестой звук А.

Воспитатель. Кружком, какого цвета ты его обозначил?

Ребенок. Обозначил синим кружком, т. к он согласный.

Воспитатель. Скажите сколько в слове Африка гласных звуков?

Дети. В слове Африка 3 гласных звука.

Воспитатель. Назовите их

Дети. А, И, А

Воспитатель. Сколько в слове Африка согласных звуков?
                                                                                                                                             
Дети. В слове Африка 3 согласный звука?

Воспитатель. Назовите их?

Дети. Ф,Р,К.

Воспитатель. Сколько всего в слове Африка звуков?

 Дети. В слове Африка 6 звуков.

Воспитатель. Какими символами обозначают звуки?

Ребенок. Обозначают буквой.

Воспитатель. Чем отличается буква от звука?

Ребенок. Букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим.

Воспитатель.  Сколько букв в русском алфавите?

Дети. В алфавите 33 буквы.

Воспитатель. Сколько гласных звуков?

Дети. 10 гласных звуков.

Воспитатель.  Сколько согласных звуков?

Дети. 21 согласный звук.

Воспитатель.  Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их?

Дети. 2 буквы – Ъ, Ь

Воспитатель. Молодцы, мы с вами справились с заданием, наш капитан получил радиограмму и сейчас нам нужно срочно отправляться в полет. Идите ко мне. Занимайте места в самолете, расправляйте крылья и полетели.

                              Физ. минутка

Руки ставим мы в разлёт                                                        Получился самолёт.                                                                        Взмах крыла туда – сюда                                                                Делай раз и делай два                                                                         Скорее в Африку друзья

Воспитатель. Вот мы с вами и попали в Африку. Давайте посмотрим на карту, куда нам надо идти.                     (Карта 4)

                        1 Задание «Верните животных домой»

(На столе лежит карта и на ней стоят пластмассовые животные)

Воспитатель. Ребята, и первое наше задание помощь животным попасть домой. Смотрите, всех животных пираты согнали в пустыню. Как вы думаете, все животные смогут выжить в пустыне?

Дети. Нет.

Воспитатель. (…),  какому животному ты бы помог? Почему.

(Дети выполняют задание и объясняют, почему бы они так поступили)

Воспитатель. Ребята, всем животным помогли?

Дети. Да

Воспитатель. Куда нам дальше нужно идти.

                                  2 Задание «Помогите обезьянке»

Воспитатель. Ребята, обезьянка не знает, как ей поделить кокосы. Чтобы помочь обезьянке нам необходимо сесть за столы. Пододвиньте к себе листочки.

Задание. Вам необходимо разложить числа 5 и 7. Сначала, мы с вами разложим  число 5.                                                                                 Затем дети раскладывают число 7

                        (Дети выполняют задание)

Воспитатель. (…), какие первые две пары чисел ты записал?

Ребенок. 1 и 4 и т. д.        

Воспитатель. Ребята, мы с вами справились с этим задание, куда нам нужно идти?

Дети. Спасать рыбок.

3 Задание «Спасите рыбок»

Воспитатель. Был прилив и всех рыбок выбросила на берег. Чтобы им помочь нужно не только их собрать,  но и посчитать примеры, которые на них написаны. Выберете себе каждый по рыбке, только осторожно.

                        (Дети выбирают рыбок и решают примеры)

Воспитатель. Вот мы и помогли рыбкам.

                                4 Задание «Помогите бегемоту»

Воспитатель. Кто еще нуждается в нашей помощи?

Дети. Бегемот.

Воспитатель. Где у нас живет бегемот.

Дети. В реке.

Воспитатель. Чтобы нам помочь бегемоту нам необходимо сесть за столы.

                        (Дети садятся за столы)

Воспитатель. Придумайте предложение со словом бегемот.

                (Выслушиваю несколько вариантов ответов)

Воспитатель. Хорошее предложение: «Бегемот живет в реке». Выложите на доске это предложение.

                (Выходит ребенок и выкладывает предложение на доске)

Воспитатель. С какой буквы  начинается предложение?
                                                                                                                                       
Дети. Предложение начинается с большой буквы.

Воспитатель. Что ставиться в конце предложения?

Дети. В конце предложения ставится: точка, вопросительный или восклицательный знак.

Воспитатель. А сейчас  составьте схему этого предложения.

                        (Дети выполняют задание на листочках)

Воспитатель. Посмотрите, какая схема получилась у меня. Вы выполнили так же? Молодцы. Ребята, давайте подойдем и посмотрим на карту. Мы всем обитателям помогли?

Дети. Да

Воспитатель. Капитан нашего самолета сообщил мне, что когда он заправит самолет, мы сможем отправляться обратно. А пока у  нас еще есть несколько минут предлагаю отдохнуть на песочке. О, кто-то оставил для нас мячик, тогда мы сможем немного поиграть. Я вам буду задавать вопросы, а тот, кому я брошу мячик, ответит на мой вопрос. Задание понятно?
                                                                                                                                               
Дети. Да

Вопросы: 

  1. Какое время года?
  2. Какой сегодня день недели?
  3. Сколько всего дней в неделе?
  4. Какой день идёт после четверга? 
  5. Сколько лап у двух ежат?
  6. Чего на поле больше ромашек или цветов?
  7. Кого в джунглях больше слонов  или зверей?
  8. Какая фигура состоит из трех углов?
  9. Как называется фигура, у которой все стороны равны?  

Воспитатель. Молодцы, на все вопросы ответили. Мы с вами отдохнули, давайте дадим отдохнуть нашим глазам. Зажмурьте глаза. А сейчас откройте.

(Пока дети зажмурили глаза,  на ковер подбрасывается сюрприз – вязаный «кокос»)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете. Что это?

              Высказывания детей.

Воспитатель. Давайте откроем его. Смотрите тут записка.

       

«Спасибо, вам, ребята. Вы справились со всеми заданиями и пираты нас отпустили. За свое спасение мы прислали вам угощение.»                                                                                        Обитатели Африки.

Воспитатель. Ребята, что нужно сказать?
                                                                                                                                          Дети.
Спасибо.

Воспитатель. Ребята, пилот мне сообщил, что нужно лететь домой, а угощенье мы возьмем с собой и в группе съедим. Хорошо?

Дети. Да

Воспитатель. Занимайте места в самолете, полетели.

Руки ставим мы в разлёт                                                        Получился самолёт.                                                                        Взмах крыла туда – сюда                                                                Делай раз и делай два                                                                         Скорее домой друзья полетим.

Итог.

Воспитатель. Вот мы и дома.

  1. Где вы сегодня были, что делали?
  2. Какие задания вам понравились больше всего?
  3.  Что было самым трудным?
  4. Что было самым лёгким?
  5. Кто из ребят вам больше понравился?                                                             

Воспитатель. Занятие окончено всем спасибо.

                        

На материке преобладают равнины с долинами рек

СПАСИБО – СПА – СИ – БО – 3 слога

С – тв. согл.,- синим

П – тв. согл. - синим

А – гл.,- красным

С – мяг. согл. - зеленым

И – гл., - красным

Б – тв. согл. -  синим 

 

Выполняем

звуко-буквенный анализ слова!

Памятка для родителей

1. АЛФАВИТ.

Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков – 21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

обозначающие два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы. 

8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Гласные звуки обозначаются красным квадратом.

Согласные твердые звуки – синим квадратом.

Согласные мягкие звуки – зеленым квадратом.

Например, разбор слова ЩУКА:https://docs.google.com/drawings/image?id=sLhViioVBi86XPR4NRTltmw&rev=1&h=56&w=56&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sTCvTB111Y_ciGGGTrNPhvg&rev=1&h=56&w=58&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sIMoajcydElYrmvQ6PQIcxw&rev=1&h=56&w=53&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sEcUpRm5VrE_oF1kuGRQK3A&rev=1&h=56&w=54&ac=1

Щ – согласный мягкий звук,

У – гласный звук,

К – согласный твердый звук,

А – гласный звук.

Памятка

Фонетический разбор слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"

Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы  с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...

Конспект беседы "Путешествие по Африке"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе,интеграция областей: познание,чтение художественной литературы,и т.д....

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

«Путешествие по Африке» Конспект интегрированного занятия с применением ИКТ для детей подготовительной к школе группы

laquo;Путешествие по Африке» Конспект интегрированного занятияс применением  ИКТдля детей подготовительной к школе группы...