Занятия по математике в средней группе. Лексическая тема: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
Занятие составлено по программе Н.В.Нищевой "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике
Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Программное содержание:
Цели: Формирование навыков ориентировки на плоскости. Формирование умения сравнивать два предмета сразу по нескольким предметам.
Обучающие задачи:
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах пяти.
Формирование умения сравнивать множества.
Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотношения элементов множеств.
Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях, к формированию умения считать парами.
Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Актуализация наречий слева, справа, вверху, внизу, посередине.
Формирование временных представлений, актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.
Совершенствование навыков конструирования.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, речевой деятельности, тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание активности, инициативности, навыков взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Предварительная работа:
Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях, к формированию умения считать парами в совместной деятельности. Экскурсия в парк, наблюдение за перелетными птицами, за скворечниками. Разучивание упражнения «Ласточки».
Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, плоскостные изображения деревьев, скворечников, сюжетная картинка «В парке весной».
Рабочие тетради по числу детей, мягкие цветные карандаши, контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей.
Словарная работа:
Введение в активный словарь наречий больше, меньше, длиннее, короче, вчера, сегодня, завтра.
Обогащение пассивного словаря наречиями одинаково, поровну.
Структура занятия
I. Вводная часть (длительность 2-3 минуты)
Цель: Создание положительного эмоционального настроя детей к занятию. Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Совершенствование навыков конструирования.
II. Основная часть (длительность 15 минут)
Цель: Реализация целей и задач программного содержания.
Методические приемы:
- Упражнение конструктивного характера «Мы не ели, мы не пили, мы скворечник мастерили» для создания положительного эмоционального настроя к занятию.
- Игра «Прилетели к нам скворцы» с использованием демонстративных картинок.
- Игра «Накормим грачей».
- Самостоятельная работа в тетрадях: упражнение «Раскрась скворечники».
- Подвижная игра «Ласточки».
- Игра «Скворцы».
- Использование музыкального сопровождения – диска с пением птиц.
III. Заключительная часть (длительность 2 минуты)
Цель: Подведение итога занятия.
Использованная литература:
- Н.В.Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 590с.
- Н.В.Нищева. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 352с.
- Н.В.Нищева. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 448с.
Этапы работы:
Вводная часть
1. Организационный момент. Упражнение «Мы не ели, мы не пили, мы скворечник мастерили»
- Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел. (К.Быкова)
- Давайте-ка построим скворечники для прилетевших скворцов. Вчера мы рассматривали на прогулке птичьи домики, и я думаю, что вы справитесь с этой работой (дети собирают изображения скворечников по памяти).
- Какие красивые скворечники! Думаю, что они понравятся скворцам. Расскажите, из каких фигур вы их собрали (из квадрата и треугольника. Еще нам понадобились круг, маленький квадратик и полоска)
- Какая по форме крыша у скворечника? (треугольная)
- А сам скворечник какой по форме? (квадратный)
- Какое по форме окошко? (круглое)
- Какой фигурой вы обозначили жердочку перед окошком? (квадратом)
- Молодцы! Отлично! Мудрой Сове ваши ответы и работы очень понравились. Она хочет раздать вам фишки (раздает). Сложите фигуры в контейнеры (убирает контейнеры).
Основная часть
2. Игра «Прилетели к нам скворцы» (на магнитную доску прикрепляются 5 плоскостных изображений деревьев. Изображения скворечников прикрепляются к плоскостным изображениям деревьев)
- Мы сделали скворечники и развесили их на деревьях. Где висит скворечник с зеленой крышей? (справа)
- А скворечник с желтой крыше? (внизу)
- Где висит скворечник с красной крышей? (слева)
- Какой скворечник находится посередине? (с оранжевой крышей)
- Где находится скворечник с синей крышей? (вверху)
- Сколько всего скворечников? (пять)
- А сколько всего деревьев? (пять)
- А что можно сказать о количестве скворечников и деревьев? (их одинаково, поровну)
- Молодцы, ребята! И с этим заданием хорошо справились. Сова хочет раздать вам еще фишки (раздает).
3. Игра «Накормим грачей» (на наборное полотно помещаются в ряд 5 плоскостных изображений грачей)
- Сосчитайте, сколько грачей прилетело к нам? (один, два, три, четыре, пять. Всего 5 грачей) (помещается в ряд над грачами 4 плоскостных изображения мух)
- Сосчитайте, сколько мух я приготовила (один, два, три, четыре. Всего 4 мухи)
- Хватит ли каждому грачу по одной мухе? (нет, не хватит)
- Давайте проверим. Первому грачу достанется первая муха. Угостите остальных грачей и расскажите, как вы это делаете.
- Карим накормит второго грача (Карим: второму грачу достается вторая муха (показывает))
- Третьего грача угостит Никита (Никита: третьему грачу достанется третья муха)
- Четвертого грача накормит Ксюша (Ксюша: четвертому грачу – четвертая муха)
- Пятого грача угостит Стас (Стас: пятому грачу не хватило)
- Что же нужно сделать, чтобы угостить пятого грача? (Стас: нужно добавить еще одну муху)
- Возьми еще одну муху и угости пятого грача.
- Что можно сказать о количестве грачей и мух? (их стало поровну, одинаково)
- Если я уберу одну муху (убирает), теперь что можно сказать о количестве мух и грачей? (мух стало меньше, чем грачей. Грачей больше, чем мух)
- На сколько 4 меньше, чем 5? (на один)
- На сколько 5 больше, чем 4? (на один) (обратно ставит пятую муху)
- Теперь вы накормили всех грачей, они благодарят вас за угощения (от имени Совы раздаются детям фишки).
4. Подвижная игра «Ласточки»
- Пройдите на коврик и встаньте в круг.
Ласточки летели – Дети бегут по кругу, взмахивая руками
Все люди глядели. как крыльями.
Ласточки садились – Приседают, сложив руки за спиной.
Все люди дивились. Делают ритмичные наклоны головы.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
5. Работа в тетрадях. Упражнение «Раскрась скворечники»
- Сядьте за столы и откройте тетради. Посмотрите, и в тетради у вас тоже нарисованы скворечники. Сколько их? Сосчитайте их снизу вверх (один, два, три, четыре, пять – всего 5 скворечников)
- Все ли скворечники одинаковые? (нет, не все)
- Который по счету скворечник, если считать снизу вверх, не такой, как все? (четвертый)
- Чем он отличается от всех других скворечников? (он больше, чем все остальные скворечники)
- А остальные скворечники? (они меньше, чем четвертый скворечник)
- Чем еще четвертый скворечник отличается от других скворечников? (у него рейка длиннее, чем у других)
- У этого скворечника рейка длинная. А у других? (у них рейки короче, чем у четвертого скворечника)
- Всё верно. А теперь возьмите желтый карандаш и раскрасьте третий сверху скворечник (дети раскрашивают изображение скворечника)
- А крышу этого скворечника раскрасьте зеленым карандашом (дети выполняют задание)
- Теперь возьмите коричневый карандаш и раскрасьте второй сверху скворечник. Его крыша должна быть оранжевой (дети выполняют это задание, а потом докрашивают картинку)
- Вот какие красивые скворечники! Птицы благодарят и уже выбирают себе домик! Закройте тетради. Сова в знак благодарности хочет вам подарить еще фишки.
6. Игра «Скворцы» (на наборном полотне сюжетная картинка, на которой нарисованы дети, наблюдающие за скворцами)
Мы с тобой вчера устали,
Мы скворечник собирали.
А потом на самом деле
Два скворца к нам прилетели.
И сегодня те скворцы
Нам поют во все концы.
Завтра будет у скворцов
Много в домике птенцов.
- Что делали дети вчера? (вчера они строили скворечник)
- И кто прилетел к ним вчера? (прилетели скворцы)
- Что происходит возле этого скворечника сегодня? (сегодня скворцы поют песни и строят в скворечнике гнездо)
- Что произойдет в скворечнике завтра? (завтра у скворцов появятся птенцы)
(Сова раздает детям фишки)
Заключительная часть
Организация окончания занятия.
- Расскажите, чему вы научились сегодня? Что вам было интересно делать? (ответы детей)
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Посчитаем теперь, по сколько фишек у каждого (ответы детей). Сове тоже очень понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Перелетные птицы».
Цель: Вызвать у детей интерес к теме изображения, эмоциональный отклик на нее, желание отразить свои впечатления связанные с поэтическими произведениями и наблюдениями за прилетом птиц.Задачи:...
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе на тему "Перелетные птицы"
Формирование целостно картины мира в средней группе на тему "Перелетные птицы"....
Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы. Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цели: закрепить знания о перелетных птицах, активизировать слова «перелетные», «водоплавающие», закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи, упражнять в образова...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Перелетные птицы»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Перелетные птицы»...
Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему "Перелетные птицы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 С. ДУВАНММУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Конспект ООДп...
Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы на тему: "Перелетные птицы" Составитель: Уварова Юлия Андреевна МБДОУ "Детский сад № 38", г. Майкопа.
Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи:- закрепление у детей представления о перелетных птицах, понятия «перелетные птицы»; - закрепление счета от 1 до 5; - упра...