Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Простоквашино" (ФЭМП).
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Погорелова Галина Алексеевна

Данный материал был разработан с целью закрепления знаний и умений детей 6-7 лет по ФЭМП. К конспекту прилагается соответствующая ему презентация, которую можно открыть, нажав на ссылку.

https://yadi.sk/i/uhjRNAWzjhdCH

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_prostokvashino.docx233.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 общеразвивающего вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие в Простоквашино»

(познавательно-речевое развитие)

(возраст детей: 6-7 лет)

Составил:

воспитатель первой кв. кат. Погорелова Г.А.

            Цель: закрепить с детьми полученные ими знания и умения.

Образовательные задачи:

  • закрепить представления о составе чисел 5, 6, 7, взаимосвязи целого и частей;
  • закрепить умение решать арифметические выражения на сложение (прием присчитывания 1 и 2);
  • закрепить умение измерять длину отрезков с помощью линейки;
  • закрепить представление о различных видах углов (прямом, остром, тупом);
  • сформировать представление об объеме (вместимости), сравнении сосудов с помощью переливания.

  Развивающие задачи:

  • развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, память, мышление, внимание, восприятие;
  • развивать мелкую моторику.

               Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь персонажу;
  • воспитывать умение слушать мнения друг друга, работая в коллективе;
  • воспитывать аккуратность при пользовании линейкой, карандашом и ножницами;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Активизация словаря:

  • объем, сосуд, отрезок, сантиметр, длина, виды углов (острый, прямой, тупой), размер.

Методические приемы:

  • игровая мотивация;
  • наглядный;
  • словесный.

Предварительная работа:

  • просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»;
  • чтение произведений из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс, кот и другие»;
  • изготовление детьми тарелок для героев;
  • экскурсия на кухню, знакомство с сосудами разного объема.

Инструментарий:

  • карточки с арифметическими выражениями;
  • геометрические фигуры;
  • торты (круги);
  • тарелки;
  • отрезки (шарфы);
  • линейка, карандаш; ножницы;
  • изображения героев произведения;
  • бутылка с молоком «Простоквашино»;
  • две кружки.

Сюжетная линия:

  • Кот Матроскин хочет устроить чаепитие для своих друзей. Ему необходимо в этом помочь.

Сюрпризный момент: появление кота Матроскина.

Технические средства:

  • ноутбук,
  • мультимедийный проектор,
  • магнитофон,
  •  аудиозапись с песней Кота Матроскина «А я все чаще замечаю..», аудиозапись с минусовой фонограммой «Кабы не было зимы»,
  • ЭОР – презентация к НОД.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Подгруппа детей: 9 человек.

Время проведения: 30 минут.

Ход НОД:

Дети и педагог выходят под музыку из мультфильма «Зима в Простоквашино».

Педагог. Ребята, послушайте загадку:

       Любит есть он бутерброд

       Не как все, наоборот.

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

(Если дети затрудняются в ответе, педагог  задает им в помощь еще одну загадку).

Задача здесь весьма проста:

Из Простоквашина кота

Любой дошкольник должен знать.

Попробуй имя отгадать.

Дети. Кот Матроскин.

Показ на слайде (Кот Матроскин).

Педагог. Молодцы! Правильно. Ребята, а где живет Кот Матроскин?

Дети. В деревне Простоквашино.

Педагог. Правильно. Как зовут друзей Кота Матроскина?

Дети. Дядя Федор, Шарик, Галчонок.

Показ на слайде (Дядя Федор, Шарик, Галчонок, Кот Матроскин).

        Педагог. Я вам предлагаю отправиться к ним в гости.

Показ на слайде (зимний вид деревни Простоквашино).

        Ребята, Простоквашино все в снегу. А у нас какое время года?

Дети. Зима.

Педагог. Правильно. Зима. Какой сейчас месяц зимы?

Дети. Январь.

Педагог. Какой по счету месяц январь зимы?

Дети. Второй.

Педагог. Какой по счету месяц январь в году?

Дети. Первый.

Педагог. Какой сегодня день недели?

Дети. Пятница.

Педагог. Какая сейчас часть суток?

Дети. Утро.

Звучит музыка и входит Кот Матроскин.

Кот. Здравствуйте, ребята!

Педагог. Матроскин, почему ты грустный, что случилось?

Кот Матроскин. Мы поссорились с Шариком. Захотелось мне быть похожим на тигра. Я стал просить Шарика: «Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня боятся!». Стал Шарик меня раскрашивать: одну полоску нарисовал на голове, по одной полоске – на каждом ухе, две полоски нарисовал на спине. Хотел и на хвосте нарисовать полоску, но посмотрел на меня,  испугался и убежал. Я так и не успел у него спросить: сколько же полосок он мне успел нарисовать?

Педагог. Ребята, а вы успели сосчитать?

Дети. Да. Всего пять полосок.

Педагог. Ребята, выберите соответствующее условию задачи выражение и ответ на столе.

Дети выбирают выражения с ответом.

Педагог. Докажите, что выражение соответствующее.

Дети. Я выбрал выражение на сложение, потому что был вопрос: сколько всего полосок. Одна полоска на голове, по одной полоске – на каждом ухе, две полоски на спине: 1+2+2=5. Всего 5 полосок.

Педагог. Ребята, давайте поможем Коту Матроскину вернуть друга. А для этого устроим чаепитие. Ведь Шарик очень любит пить чай  в компании своих друзей. Предлагаю вам поделиться на группы. Для этого необходимо решить выражение, а его ответ станет номером вашей  команды.

Педагог раздает детям выражения. Дети решают выражение и  подходят к соответствующим столам.

Педагог. Ребята, посмотрите: у вас на тарелке лежит печенье разной геометрической формы. Команде №5 необходимо отобрать геометрические фигуры, у которых все углы острые, команде №6 необходимо отобрать геометрические фигуры, у которых все углы прямые, команде №7 необходимо отобрать геометрические фигуры, у которых все углы тупые, и разложить их на соответствующие тарелки.

Дети выполняют задание и накрывают на стол.

Показ слайда (чаепитие).

Педагог. Ребята, присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам приготовить угощение для Дяди Федора, Шарика, Кота Матроскина и Галчонка.

У каждого из нас есть торт. Его необходимо разделить на четыре части. Я вам буду помогать. Внимательно слушайте и следуйте моим указаниям. Возьмите круг и сложите его пополам. Разверните. Возьмите ножницы и разрежьте по линии сгиба. Возьмите одну из получившихся частей и сложите ее пополам. Разверните и разрежьте по линии сгиба. Другую часть разрежьте так, чтобы одна из частей была больше. Молодцы. Сколько частей получилось?

Дети. Четыре.

Педагог. Разложите куски торта на тарелки.

Дети раскладывают угощение для друзей Кота Матроскина.

Педагог. Ребята, кому достался самый большой кусок?

Дети. Дяде Федору.

Педагог. А кому достались куски одинакового размера?

Дети. Шарику и Матроскину.

Педагог. А какого размера достался кусок Галчонку?

Дети. Самый маленький.

Педагог. Ребята, кусок с каким углом достался Дяде Федору?

Дети. С тупым.

Педагог. Кусок с каким углом достался Галчонку?

Дети. С острым.

Педагог. А кому достались куски с прямым углом?

Дети. Шарику и Матроскину.

Кот Матроскин. Ребята, помогите и мне сделать друзьям подарок.

У меня есть длинный шарф. Его необходимо разделить так, чтобы у каждого был шарф соответствующей длины. А я не знаю, как это сделать.

Педагог. Мы тебе поможем. Для этого нам необходима линейка. Ребята, где начало отсчета на линейке?

Дети. Начало отсчета отмечено красным штрихом.

Педагог. Какую мерку мы используем при измерении длины с помощью линейки?

Дети. Сантиметр.

Педагог. Отмерьте и отрежьте отрезок длиной 5 см, два отрезка длиной 10 см.  

Дети выполняют задание.  

Педагог. Измерьте оставшийся отрезок. Какой он длины?

Дети. 20 см.

Педагог. Раздайте героям шарфы соответствующей длины.

Дети  раздают героям соответствующие шарфы. Кот Матроскин их благодарит.

Педагог. Ребята, кому достался самый длинный шарф?

Дети. Дяде Федору.

Педагог. Кому достался самый короткий шарф?

Дети. Галчонку.

Педагог. А Шарику и Матроскину достались шарфы какой длины?

Дети. 10 см.

Педагог. Молодцы. Теперь я предлагаю вам встать и подойти к столу.

Показ слайда (корова с теленком).

На столе у педагога подкрашенная вода (молоко обыкновенное) и две кружки, равные по объему, но отличающиеся диаметром дна и высотой.

Кот Матроскин. Мы с Шариком решили угостить дядю Федора молоком из кружки, в которую войдет больше молока. У нас по этому поводу вышел спор: мы не можем решить, какую кружку выбрать.

Педагог. Давайте им поможем. Ребята, как вы думаете, какая кружка больше по объему?

Дети высказывают свои предложения.

Педагог наливает молоко из кувшина в одну из кружек до краев. Далее он переливает содержимое в другую кружку, и все убеждаются, что в обе кружки вмещается одинаковое количество жидкости.

Педагог. Какой вывод мы можем сделать?

Дети. Данные кружки равны по объему. Объем не зависит от высоты и ширины сосуда.

Кот Матроскин. Спасибо вам, ребята, за помощь.

Педагог. Ребята, прежде чем мы вернемся обратно, давайте вспомним, что мы сегодня делали. А помогут нам в этом загадки.

Кот Матроскин. Тигриные полоски – какая красота!

А сколько же полосок на шерстке у кота?

Дети. Пять.

Показ слайда (цифра 5 с полосками).

Педагог. Печенье разное, с углами, раскладывали мы.

Признаки отличий ты мне назови.

Дети. Геометрические фигуры отличались формой, цветом, видами углов.

Показ слайда (изображение «печенья»).

Педагог. Вкуснейший торт нельзя забыть,

Да только как его делить?

Дети. Дяде Федору достался самый большой кусок, Галчонку – самый маленький.

Шарику и Матроскину – с прямым углом.

Показ слайда (торт в разрезе).

Кот Матроскин. Был длинный шарф, длиннющий шарф.

Его не разделить никак.

Но вы на помощь мне пришли.

Был шарф один, а стало…

Дети. Три.

Показ слайда (герои в шарфах).

Педагог. Сколько же здоровья в молоке коровьем!

Наливали молоко в разные мы кружки.

Оказалось, что они близкие подружки.

Почему?

Дети. Потому что кружки были равны по объему, несмотря на разную форму.

Показ слайда (кружки со знаком равно).

Педагог. Молодцы!

Прощаются с котом Матроскиным. Он уходит. Дети «возвращаются» в детский сад.

C:\Users\Home\Desktop\фото 24.01.14\DSC01499.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....