Блоки Дьенеша в детском саду.
методическая разработка по математике на тему

Кулинич Елена Сергеевна

Применение методики Дьенеша  в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx312.17 КБ

Предварительный просмотр:

Блоки Дьенеша  на занятиях по  математике в детском саду

Логические блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s15054973.jpg

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s89089477.jpg

Прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s90187707.jpg

    Набор состоит из 48 логических блоков разных:

 цветов ( красные, желтые синие)

        форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)

         размеров (большие и маленькие)

      толщины (толстые и тонкие)

    В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.
При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств ( желтый) и 11 – с отрицанием свойств ( не - круглый).

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s35930569.jpghttp://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s36425117.jpg

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s77495950.jpg

Логические блоки Дьенеша  предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».

Необходимо заметить, что именно блоки Дьенеша как нельзя больше  других пособий соответствуют офтальмологическим требованиям: яркий цвет, а главное объём форм делают их доступным в восприятии ребёнку даже с серьёзными нарушениями зрения.

Работа с логической игрой «Блоки Дьенеша» в группах "Аленький цветочек" и "Солнечные зайчики"

 

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s51941468.jpg

 

Многие родители спрашивают, в чём смысл этой игры. Постепенно познакомлю вас с  многочисленными целями и задачами этого замечательного уникального пособия. 

Итак, познакомлю вас с простейшими играми, которыми можно заняться с ребёнком на досуге... Кстати, запомните один наш с ребятами секрет - блоки могут превращаться в кого и во что угодно, это и машины и муравьи и даже человечки (так же интереснее и задания всё время будут разные - фантазируйте!)

Логические игры  и упражнения с  блоками Дьенеша

1.     Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2.     Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3.     Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4.     Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

5.     Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

6.     Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

7.     Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

8.     Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

9.     Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

Предлагаю вниманию родителей следующий комплект игр с блоками Дьенеша.

 

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/s06783970.jpg

 

1.     Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

2.     Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

3.     Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

4.     По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

5.     В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

6.     Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

7.     Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

 

http://xpyctaluk.ucoz.ru/_bl/0/69328216.jpg

 

8.     В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

9.     Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

10. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

11. Мама убираетв коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

12. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

13. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
 

·   цвет обозначается пятном

·   величина - силуэт домика (большой, маленький).

·  форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

·        толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). 
 

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

Логический поезд.

http://xpyctaluk.ucoz.ru/graffiti/123/foto3887.jpg

Цель игры:

  • развитие способности к логическим действиям и операциям
  • умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
  • умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
  • умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

http://xpyctaluk.ucoz.ru/graffiti/123/tem.gif

Описание игры:

 

Ребята выкладывают блоки – вагончики соответственно схематическому изображению на доске.

 Каждый раз в вагонах   происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на схеме

 

http://xpyctaluk.ucoz.ru/graffiti/123/foto3888.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада с использованием блоков Дьенеша «Приключения Мальчика Логика и его друзей»

Цель - Развивать у детей способность целенаправленно выполнять различные логические задания...

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» с логическими блоками Дьенеша для подготовительной группы детского сада

Цель- Развивать творческие способности детей в игре; развивать психические процессы (логическое мышление, внимание, память, речь). Игровая цель: Упражнять в умении распределять роли, понимать вообража...

Блоки Дьенеша в Детском саду

игровая технология...

Методические советы для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков какигрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:• Ознакомления детей с геом...

Конспект развивающего занятия по ФЭМП во 2-ой младшей группе детского сада с блоками Дьенеша

Современному стремительно развивающемуся обществу  нужны активные, увлечённые, гармонично развитые люди. Особенность детей младшего дошкольного возраста  это их пытливость - им всё интересно...

Консультация для педагогов "«Как использовать блоки Дьенеша в детском саду?»

Блоки Дьенеша – что это такое? Чем могут быть полезны ребенку логические кубики для игр?...