Конспект непосредственно образовательной деятельности "Счет до трех, число и цифра три"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Счет до трех, число и цифра три"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию во второй младшей группе

«Счет до трех, число и цифра три»

воспитателя Мостипан Светланы Викторовны

        2014 год.


Тема: «Счет до трех, число и цифра три»

Образовательные задачи: 

  1. Сформировать представление об образовании числа 3, умение считать до трех, знакомство с цифрой 3.
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного опыта) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3. Закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать их названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов; закрепить знание знакомых геометрических фигур: треугольник, круг и квадрат.
  4. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;
  5. Развивать внимание, речь,  фантазию, воображение.

Оборудование: 

демонстрационный материал – презентация-физминутка «По лесной лужайке разбежались зайки», плоскостные фигуры мамы-Зайчихи, 3-х зайчат и 3-х морковок, мольберт, поднос с нарезанной морковкой; по 2-е геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; 3 мольберта с прикрепленными на них силуэтами домиков с окошками в форме геометрических фигур (1 круг, 2 квадрата, 3 треугольника); 3 карточки – окошки с геометрическими фигурами;

раздаточный материал – на каждого ребенка по три плоскостные фигуры зайчат и по три морковки, карточка с изображением трех чашек; 3 карточки с изображением 2-х чашек и 3 карточки с изображением 4-х чашек

Технологии, применяемые педагогом: технология «Ситуация, ИКТ, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.

                 - Ребятки, отгадайте загадку: длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко и любит морковку. Кто это? Где живет зайчик?  Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел» (ставит на мольберт фигуру мамы Зайчихи). Это мама Зайчиха. Она  просит нас  купить для ее зайчат  сладкую морковку, они ее очень любят. Считать-то она не умеет,  и не знаю, сколько морковок надо купить. Что же ей делать?»

-Хотите помочь маме Зайчихе купить морковки для зайчат? Сможете?

2.Актуализация знаний и умений

Дидактические  задачи: закрепить умение детей сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, соотносить число с соответствующей группой предметов.

«Вы знаете, дети, у мамы - Зайчихи  вот столько зайчат (ставит на мольберт цифру 2 около фигуры Зайчихи). Сколько зайчат, кто догадался? (два). Правильно, а вот и они (ставит около Зайчихи 2-х зайчат)

 Подойдите к столам.

Поставьте каждый на свою  лужайку 2 зайчат. Сосчитай, сколько у тебя зайчат? (один, два, всего два зайчонка).

Пойдем в магазин «покупать» морковку (дети подходят к отдельному столу, на котором лежат плоскостные морковки). Сколько тебе надо купить морковок? (две)

Почему две? (зайчат два). Все купили?  Я тоже купила две морковки. А теперь угостите  зайчат, дайте каждому по одной морковке. (воспитатель на мольберте ставит по одной морковке каждому зайчику). Всем хватило?  А то мама Зайчиха переживает, всех ли зайчат накормили? Сколько зайчат, сосчитайте? (два). Сколько морковок? (две). Значит зайчат и морковок поровну, одинаково, сколько зайчат, столько и морковок. Молодцы, все зайчата довольны.

3.Затруднение в ситуации

Дидактические  задачи: 1)создать мотивационную ситуацию для образования числа три, счета до трех;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) развивать речь.

(раздается стук) «Ой, кто-то еще к нам в гости идет» (ставит на мольберт еще одного зайчонка). Да это пришел в гости дружок зайчат. Поставьте на лужайку еще одного дружочка – зайчонка.

-Посмотрите, что-то мама-Зайчиха заволновалась. Как думаете, почему?  

Посмотрите, эти зайчата едят морковку? А этот зайчонок? Вот почему мама-Зайчиха волнуется! Что же делать? (выслушать предложения детей).

Дайте ему морковку, у нас ведь есть две морковки.

(дети манипулируют с морковками, выясняют, что двух морковок на всех зайчат не хватает).

Можем ли мы сейчас угостить всех зайчат морковками? Почему нет? (не знаем, как сделать).

Что нужно сделать, если чего-то не знаете? У меня можете спросить? Спросите (воспитатель помогает детям сформулировать вопрос «Мы хотим помочь маме-Зайчихе накормить всех зайчат, но не знаем, как это сделать?»).

4. Открытие нового знания

Дидактические  задачи:

  1.  сформировать представление о числе три, умение считать до трех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из трех предметов;
  2.  сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

Сначала давайте сосчитаем, сколько у нас зайчат?

-Послушайте, как я сосчитаю  зайчат -  один, два, три,  всего три зайчонка.

- Давайте вместе сосчитаем (все считают хором, ставя пальчик на каждого зайчонка).  Кто  хочет сам  сосчитать? (спросить 2-3 детей)

Как получилось три зайчонка? (было сколько? - два, пришел еще один и  стало всего три зайчонка)

Значит, число три – это два и один (показ жестом – обвести фигуры зайчат)

-Как сделать так, чтобы все зайчатам хватило морковки? (надо дать морковку этому зайчику). Пойдемте снова в магазин. Сколько морковок надо купить? (одну).

Угостите его, и я угощу (ставит под зайчика морковку на мольберте).

Сколько ты дал морковок? (одну).

-Сколько морковок стало?  Сосчитаем  все вместе. Ставьте пальчик: одна, две, три, всего три моркови.

-Как получилось три морковки? (было две морковки, добавили еще одну, стало три).

Значит, число три – это два и один.

Всем зайчатам хватило по морковке?  Почему так думаете? (зайчиков три и морковок три). Значит, морковок и зайчат поровну, одинаково, три и три.

Число три обозначается вот таким значком – цифрой (показывает цифру 3 и ставит на мольберт рядом с зайчатами).

Посмотрите, как мама-Зайчиха довольна, улыбается. Вы молодцы, помогли ей накормить всех зайчат!

                

5.Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить умение считать до трех, развивать внимание.

                Вы знаете, дети,  что зайчата  очень любят играть?

Хотите поиграть с зайчатами? Под музыку зайчата будут бегать по лужайке. Как только лисичка придет, все зайчата побегут прятаться в домик. Домиков у нас три, сосчитаем  их. Этот домик с окошком в виде какой фигуры? Сколько окошек? А этот домик с окошками в виде каких фигур? А в нем сколько окошек? А этот домик? Я буду показывать карточки – окошки,  в каком домике будут прятаться зайчата.

Презентация-физминутка «По лесной лужайке разбежались зайки».

 Вот какие зайки, зайки - побегайки. Лисичка идет!»

(по ходу игры воспитатель вместе с детьми путем пересчета геометрических фигур - окошек проверяет правильность выбора домика)

Молодцы, какие вы быстрые! Лисичка никого не поймала!

                Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что зайчата наигрались и очень хотят пить.

-Угостим зайчат? Сможете?

-Сколько чашек нужно взять для того, чтобы напоить  зайчат? (три.)

(На столах  расположены  карточки с изображением разного количества чашек. Карточек, на которых нарисовано 3 чашки, столько же, сколько детей. Кроме этого,   имеются карточки с изображением 2-х  и 4-х  чашек).

Сколько ты выбрал чашек, посчитай. Почему три? (зайчиков три)

                Посмотрите, мама-Зайчиха улыбается и благодарит вас за помощь. А сейчас ей пора идти в лес со своими зайчатами. (Воспитатель закрывает мольберт тканью).

6.Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Ребята, смогли мы с вами помочь маме-Зайчихе купить морковки и накормить всех зайчат? А почему мы смогли? Правильно, потому, что научились считать до трех.

Какие вы молодцы! Мама-Зайчиха  прислала и для вас вкусное угощение (вносит поднос с нарезанной морковкой). Мы сейчас помоем руки и угостим друг друга.


Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 3, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют геометрические фигуры: треугольник, круг и квадрат.

"Детская цель" – помочь маме-Зайчихе угостить зайчат.

Новое знание – умение считать до трех, знакомство с цифрой 3.

Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может накормить всех зайчат.

Причина затруднения - не умеет считать до 3.

Способ преодоления затруднения – «спросить у того, кто знает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности"Миски трех медведей"

Разработан конспект по художественному творчеству (лепке) во второй младшей группе...

Конспект открытой образовательной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 7»

Ознакомительное занятие по математике с использованием сказочных героев....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Число и цифра 3»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей  группе на тему «Число и цифра 3»Цель: Знакомство с образованием и составом числа 3....

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Знакомство с числом и цифрой 3»

Тема: «Знакомство с числом и цифрой 3» Группа: дети с ЗПР старший дошкольный возраст.Цель: Создать условия для знакомства детей с числом и цифрой 3.Задачи:Образовательные:Формировать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"

Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений . Тема: « Число и цифра 7. Геометрические фигуры. Дни недели»

-Учить детей считать в пределах семи. Соотносить цифру с числом.-Закрепить порядковый счет. Продолжать учить с детьми названия дней недели.-Развивать у детей внимание, мышление, память. Учить детей ор...