Конспект интегрированной НОД «Матрёшечка - краса»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке, матрешке.

Задачи:

Образовательные:

·         Уточнять знания детей о русских народных  игрушках.

·         Расширять представления о дымковской, городецкой, филимоновской , тверской росписях , знакомить с их характерными особенностями.

·         Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

·         Закреплять умение находить предметы выше, ниже.

·         Закреплять умение отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по высоте (самая высокая, немного ниже, ещё ниже, ниже всех остальных)

Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

·         Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, народным игрушкам как к сувениру, символу страны.

·         Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение, глазомер.

·         Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

·          Воспитывать любовь к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matryoshki.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Кировского района Санкт –Петербурга

Конспект интегрированной непосредственной образовательной  деятельности

«Матрёшечка - краса»

Составила воспитатель первой

 квалификационной категории

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Санкт – Петербург 2015

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке, матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять знания детей о русских народных  игрушках.
  • Расширять представления о дымковской, городецкой, филимоновской , тверской росписях , знакомить с их характерными особенностями.
  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
  • Закреплять умение находить предметы выше, ниже.
  • Закреплять умение отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по высоте (самая высокая, немного ниже, ещё ниже, ниже всех остальных)

Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, народным игрушкам как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение, глазомер.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  •  Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

  •  Беседа о матрёшках, об истории, создание коллажа
  • Рассматривание иллюстраций о матрешках.
  • Чтение стихотворений о матрешках.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – дымковская, филимоновская, тверские, гжельская, городецкая.
  • Изготовление д\и «Сарафан для матрёшки».
  • Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

Материалы и оборудование

Сундучок с народными игрушками

Мяч массажный

На каждого ребенка набор плоскостных матрёшек (разного цвета и высоты)

Набор матрёшек для фланелеграфа

Шаблоны матрёшек, карандаши, фломастеры

Аудиозапись «Русские матрёшки»

Ход НОД

-Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

 Вынимаю напоказ. 

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

В разноцветных юбках дамы,
в головных уборах мамы,
много птиц, собачек, деток
и цветных кружков и клеток…
А индюк свой хвост несет,
словно солнышка восход!

-Правильно, это дымковская игрушка.

-Следующая загадка.

Длинношеие зверушки
скачут по дорожке.
У лошадок – только ушки,
у коровок – рожки.
И полоской украшают:
красной, желтой, синей
и зеленой. Потешает
пестрота всех линий.
А на грудку к петушочку
солнышко уселось,
чтобы милому сыночку
весело свистелось!

-Это филимоновская игрушка.

- Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

 И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера! (Л. Куликова.)

Незатейливый узор

 Из оттенков краски,

 Глина белая, фарфор –

 Атрибуты сказки!

 Словно детская рука

 На кусочках глины

 Рисовала в три мазка

 Синие картины.

- И это угадали, игрушка, расписанная гжельской росписью.

- Чудо-птицы, чудо-кони

Тонконогие летят,

Розоватые бутоны

Снова радуют наш взгляд.

И, как будто для забавы,

Расцветают на глазах

И розаны, и купавы

На солонках и грибах..

-Городецкая роспись.

- Эта чудная игрушка

Родилась в тверской избушке.

Посмотрите на наряд:

Белых бусин целый ряд!

Капельки дождя упали,

Лепестки цветов дремали.

Даже от земли частицы

Собирались по крупицам.

Всё слилось в простой узор,

Но не отвести свой взор.

Что за чудо здесь лежит,

Кто мне первый огласит?

- Тверская глиняная игрушка.

- И последняя загадка.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

-Правильно, матрешка.

Ребята,  вы уже знаете, русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

Самые известные виды матрешек: семеновская , полхов-майдансая  и загорская.

- На загорской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.

- А семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

- У полхов-майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.

- Ребята, посмотрите на эти игрушки. Из каких материалов они сделаны?

(Из дерева, из глины)

 Если игрушка сделана из дерева, как она называется?

А если из глины?

Из каких материалов ещё можно сделать игрушки?

Например,

Машина из пластмассы – пластмассовая машина,

мяч из резины – резиновый мяч,

шар из камня – каменный шар,

кукла из тряпки - тряпичная кукла,

трактор из железа- железный трактор,

игрушка из соломы – соломенная игрушка.

- Молодцы. А на какие группы можно разделить наши игрушки?

-Правильно. А  теперь взяли по матрёшке, встали в полукруг, будем рассказывать матрёшкины потешки.  (можно поиграть с музыкой «Передай матрёшку»: у кого в руках оакзалась матрёшка при остановке музыки, тот рассказывает потешку)

Знаем точно, без подсказки –
все матрешки любят сказки.
А матрешки с чудесами
их рассказывают сами!

- Ах матрешечка - матрешка,

Хороша - не рассказать!

Очень любят с тобой дети

В нашем садике играть.

Очень любим мы, матрешки,

 Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки.

Восемь - водят хоровод,

А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две матрешки, три матрешки

И одна матрёшечка.

Шли по ягоды матрешки

Позабыли взять лукошко.

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть!»

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

У торговца, у торговки,

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам своим не верили.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

-Выходи, Бурёнушка!

-Выхожу, Матрёнушка!

Пыль клубится на дорожке-

Едут с ярмарки матрёшки,

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках. (В. Берестов)

-Вот какие мы молодцы. Матрёшек поставили к другим игрушкам и сами превращаемся в матрёшек.

Физминутка

Выставим матрешки в ряд –
пусть по росту все стоят.
Эта – выше, эта – ниже,
эта – дальше, эта – ближе.
Эта – меньше, эта – больше,
эта – толще, эта – тоньше.
Эта – шире, эта – уже – 
с математикой мы дружим!

-Сели, ребята, за столы . Перед вами в корзинках лежат матрёшки. Посчитайте их.  Сколько всего матрёшек?

-Внимательно, посмотрите, одинаковые ли матрёшки? Чем отличаются? (Величиной, цветом)

Давайте, выстроим матрёшек от самой низкой до высокой. Выкладываем слева направо.

(Один ребёнок делает у доски, остальные за столом)

-Давайте посчитаем матрёшек по порядку. Первая, вторая, третья,..

-А что можно сказать о высоте первой матрёшки? (Первая матрёшка самая низкая)

Почему вы её назвали самой низкой ? Что можно сказать о высоте третьей матрёшки? (Третья матрёшка выше,  чем первая и вторая матрёшки и ниже,  чем четвёртая и пятая)

А какая по счету самая высокая матрёшка?

Ребята, мы говорили что матрёшки отличаются и цветом.

На котором по счету месте зелёная (синяя, красная) матрёшка?

Какого цвета вторая (третья, пятая) матрёшка?

- Какая матрёшка стоит слева от красной матрёшки? Какая слева?

- Молодцы.

Ребята, перед вами на столе лежит 5 матрёшек и мы всех их видим. А как сделать так, чтобы  на столе лежали все те же 5 матрёшек, а мы видели только одну?

Молодцы, догадались, что все матрёшки надо прятать под самую большую матрёшку. А теперь приготовили правую ладошку, а левой рукой  на неё складывайте матрёшек.

Глазная гимнастика.

 -Поиграем ребятки с матрешками. Вы несколько секунд смотрите на свою матрёшку в руке, а потом по сигналу на матрёшку на доске.

- Хорошо. Убрали матрёшек в корзиночки.

-Ребята, мы сегодня проделали очень много работы: отгадывали народных игрушек, рассказали из каких материалов можно изготовить игрушки, поиграли с матрёшками, сами превращались в матрёшек, считали их. Осталось нам только потанцевать под задорную песню про матрёшек.

Включается аудиозапись «Русские матрёшки»

Во второй части деятельности раскрашиваются матрёшки по выбору.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: Цветы-краса земли родной

Продуктивная деятельнность детей по технике набрызг.Воспитание бережного отношения к природе. ...

Конспект НОД по рисованию «Красим яйца»

Конспект НОД по рисованию «Красим яйца» в подготовительной к школе группе....

Конспект интегрированного занятия младшей группы №4 (познание и рисование) «Эх, Матрёшечка, Матрёшка…»

​ -Учить детей сравнивать предметы.​ - Видеть в предметах разные их свойства.​ -Располагать предметы в определённом порядке, выделив при этом существенный их признак.​ -...

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе "Берёза-русская краса"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Берёза-русская краса". Целью этого занятия является: формирование у детей культуры общения с п...

Конспект НОД на тему:" Краса леса-деревья"

Конспект НОД на тему : " Краса леса-деревья" для детей 6-7 лет...