Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию математических представлений для детей подготовительной группы "Мореплаватели"
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

    Мащенко Наталья Викторовна

    Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы по познавательному развитию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moreplavateli.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

            

            

    ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПО  ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ)  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

     «МОРЕПЛАВАТЕЛИ»

    Автор:

    Старший воспитатель

    Мащенко Наталья Викторовна

    Цель: развитие познавательного интереса у старших дошкольников.

    Программные задачи:

    Образовательные: Продолжать учить детей конструктивному мышлению, строить из простых геометрических фигур новые, более сложные по заданной схеме. Продолжать упражнять в счете в пределах 20 в прямом  и обратном порядке, в умении различать количественный  и порядковый счет в пределах  20.

    Закрепить знания детей о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Закрепить знания детей о последовательности дней недели, времен года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закрепить умение различать понятия: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, старше-младше.

    Развивающие: Воспитывать самостоятельность. Умение понимать и принимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

    Воспитательные:  Воспитывать у детей умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Воспитывать интерес  к математическим занятиям.

    Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических и конструктивных задач, наблюдение за календарем, индивидуальные занятия с детьми по развитию математических представлений.

    Демонстрационный материал: конверт с письмом, иллюстрация к задаче, ребус, настольная игра, длинная веревка.

    Раздаточный материал: карточки с заданиями и числовыми домиками, геометрические  фигуры, схемы, веревочки, мерки.

    Ход образовательной ситуации

     1.Создание образовательной ситуации

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла возле детского сада конверт, а в нем было письмо. Хотите узнать, что в нем?

    Дети: Да

    Воспитатель: «Дорогие, дети, меня похитили пираты и требуют выкуп. Только вы можете помочь мне. Ваша Синеглазка».

     Воспитатель: Что будем делать?

    Дети: Давайте отправимся в путь и найдем сокровища для пиратов и освободим Синеглазку.

    Воспитатель: Я думаю, что вы все готовы  показать свои знания, умения, сообразительность и смекалку.

    Воспитатель: А перед путешествием, что необходимо сделать?

    Дети: Необходимо размяться.

    Воспитатель: Проведем разминку:

                  Если стол выше стула, то стул? (то стул ниже стола).

                  Если дорога шире тропинки, то тропинка? (уже дороги).

                  Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки).

                  Если веревка толще нитки, то нитка? (тоньше веревки).

                  Если сестра старше брата, то брат?  (младше сестры).

    Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чем мы отправимся в плаванье?

    Дети: Надо построить корабль!

    Воспитатель: Скажите, из чего можно построить корабль?

    Дети: Из бумаги, из досок, из железа и т.д.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите вот здесь лежат конверты, хотите посмотреть, что в них находится?

    Дети: Геометрические фигуры.

    Воспитатель: Как вы думаете из геометрических фигур можно построить корабль? Смотрите, здесь еще есть схема постройки нашего корабля.

    • Сколько у нас всего геометрических фигур?
    • Сколько у нас треугольников?
    • Сколько у нас четырехугольников?

    Воспитатель: Все мы проверили, теперь можно приступить к строительству.

    Дети по заданной схеме собирают из геометрических фигур корабль.

    Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся. Приготовьте пульты управления. Начинаем отсчет.

    Дети находят, показывают и называют цифры на карточке-таблице от 1 до 20 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке.

    Воспитатель: И вот мы уже в море.

    Раздается телефонный звонок. Педагог «принимает» сообщение.

    Воспитатель: Ребята, я получила сообщение с другого корабля. Послушайте внимательно:

    «Вот такая канитель -

    Наш корабль сел на мель,

    И матросы всю неделю

    Карамель на мели ели»

    Что же делать?

    Дети: Надо матросам поесть на обед что-нибудь по питательнее.

    Воспитатель: А у них одна крупа на корабле имеется.  Но вот беда, у них  сломались весы, и повар не может узнать, сколько крупы взять. Помогите ему. У нас есть пакеты, в которые нужно насыпать по два больших бокала крупы. Но имеется, к сожалению, только один большой бокал, но перед каждым стоит маленькая чашечка. Две таких чашечки составляют бокал.

    (Воспитатель демонстрирует, что в 1 бокал вмещается 2 маленькие чашки крупы. Дети самостоятельно выполняют задание.)

    Воспитатель: Молодцы, ребята. К нашему кораблю  спешат и другие корабли. Они и доставят им крупу. А мы отправляемся дальше.

    Воспитатель: Ой, а на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:

    • Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
    • Почему вы так думаете?  (В неделе 7 дней).
    • Какой день недели сегодня?
    • Какой день недели был вчера?
    • Какой день недели будет завтра?
    • Какой день недели между понедельником и средой?
    • Какой день недели до вторника?
    • Какой день недели после среды?

    Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечайте, какой он по счету (четверг, пятница, воскресенье).

    Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (Ответы детей).

    2. Физкультминутка: 

    Дети выполняют движения, сопровождающие стихотворный текст под музыку:

    В году четыре времени,

    И все они дружны.

    Эти 4 времени

    Ребята знать должны!

    Зимой год начинается

    Все снегом покрывается.

    Весною продолжается,

    Листочки появляются.

    Летом солнце греет,

    И листья зеленеют.

    Осенью листва желтеет,

    Ветер ее по полям развеет.

    А после осени опять

    Зима год будет продолжать.

    Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей).

    Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Найди свое время года? Подойдите к столу и возьмите карточки с названием месяца.

    Звучит тихая, спокойная музыка. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.

    Воспитатель: Какое время года изображено на вашей картине? (Ответы детей).

    Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы.

    Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?

    Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо бросить якорь. Но неизвестно, хватит ли якорной цепи, чтобы зацепить якорь за дно?

    (Дети получают одинаковые по длине шнуры, но для их измерения разные мерки. У каждого карточка, обозначающая нужное количество мерок)

    Сколько раз уложилась мерка по длине цепи? Почему получились разные числа? (Дети отвечают).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, на острове растут необыкновенные цветы. На каждом цветке — задание — загадки Синеглазки.

    Воспитатель: 

    У бабушки Даши — внучка Маша

    Кот Пушок, собака Дружок.

    Сколько у бабушки внуков? (1)

    На дереве сидят 4 птицы:

     2 воробья, остальные вороны.

    Сколько ворон? (2)

    Воспитатель: Молодцы. Следующие задание Синеглазки: надо побывать у морского царя.

    -Сколько рыбок плавает возле трона?

    -Сколько  еще приплывут к ним? (Ответы детей)

    Воспитатель: Ребята, нужно составить задачу про рыбок, я думаю, вы справитесь с этой задачей.

    Дети оставляют задачу: Возле трона плавает 5 рыбок, к ним плывут еще две рыбки. Сколько рыбок будет плавать возле трона?

    Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу? (Ответы детей)

    Воспитатель: выложите решение с помощью цифр и знаков. (работа детей за столами).

    Воспитатель: Прочитайте запись. Какой ответ у задачи? (Ответы детей)

    Воспитатель: На какое действие задача? (Ответы детей: задача на сложение).

    Воспитатель: Молодцы, вы научились составлять и решать задачи.

    Воспитатель: Следующее задание Синеглазки — помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа-соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами.

    (Проверяем и комментируем: в домике числа «6» находятся пары- 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3).

    Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием Синеглазки и оказались перед замком. Где же нам искать сокровища?  Ведь замок такой большой. Смотрите, здесь нарисован ребус, который поможет нам открыть замок. (Дети разгадывают ребус слова «подвал» - «ПО 2 Л»).

    Воспитатель: Правильно, ребята, но дверь в подвал охраняет невидимый страж, нам необходимо узнать, кто этот страж  и назвать его.

    Математический диктант:

    2-  вверх         6 - вправо       3- вниз

    2-  вправо       2 -вверх          1-влево           1 - влево

    1-  вверх         1-вправо         3-вверх           3 - вниз

    2 - вправо       8-вниз             4- влево          1 - влево

    1-  вверх         1-влево            3- вниз           6 - вверх

    1-  вправо       3-вверх            1-влево          2 - влево

    4-  вниз           1-влево            3-вверх              

    Воспитатель: Кто же охраняет замок? (Ответы детей, что это собака).

    Воспитатель: Вы справились со сложным заданием, потому что были настойчивы и внимательны, дружны. Я очень горжусь вами! Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка. Если к задуманному числу прибавить 2, то получится 8. Какой код у дверного замка?  (Ответы детей: число 6)

    Воспитатель: Молодцы! Открываем сундук, а в нем познавательные энциклопедии. Ребята, что мы можем узнать из энциклопедий?  (ответы детей)

    3. Рефлексия

    Воспитатель: Ребята, если вы думаете, что из этих книг мы узнаем много нового возьмите из макета нашего корабля треугольник, а если вы считаете, что уже все знаете и никаких новых знаний не получите из этих книг, то возьмите из макета нашего корабля прямоугольник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы (6-8 лет) на тему «Путешествие в Африку»

    Открытое мероприятие по развитию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы (6-8 лет) на тему «Путешествие в Африку...

    «У нас в гостях Буратино» по развитию математических представлений у детей подготовительной группы с использованием презентации

     Конспект занятия предполагает использование презентации со звуковыми файлами для закрепления математических представлений, полученных на занятии по РЭМП. Игровые задания вплетены в сюжетн...

    Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме «Число и цифра 6»

    Конспект по развитию математических представлений у детей подготовительной к школе группе по теме«Число и цифра 6»...

    Картотека для развития математических представлений для детей подготовительной группы

    Картотека для развития математических представлений для детей подготовительной группы...

    Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»

    Формировать понятие и представления о вычитании; продолжать знакомить со знаком «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровне; решать задачи на вычитание....

    Конспект занятия по развитию математических представлений для детей с ОНР в подготовительной группе

    Занятие соответствует лексической теме "Поздняя весна. Перелётные птицы". Задачи занятия: совершенствовать умение составлять и решать задачи, пользоваться математическими знаками;  разв...