«ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГАЛАКТИКУ»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Цель:

 закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

 

 Задачи:

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

-совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;

-повторить структуру задачи ;продолжить учить детей составлять  задачи в одно действие на сложение и вычитание и выкладывать  решение с помощью цифр и арифметических знаков ( +, -, = );

- отгадывать математические загадки;

-познакомить с понятием четырехугольники, как обобщенное понятие -квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; закреплять представление о свойствах четырёхугольника (стороны, углы);

- измерять длину прямых линий с помощью линейки, правильно пользоваться знаками <, >, =;

-  аккуратно работать в технике оригами;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- воспитывать умение общаться в процессе работы, игры; доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

             «ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГАЛАКТИКУ»

                                  ( подготовительная группа)

                                                               

Цель:

 закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

 Задачи:

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

-совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;

-повторить структуру задачи ;продолжить учить детей составлять  задачи в одно действие на сложение и вычитание и выкладывать  решение с помощью цифр и арифметических знаков ( +, -, = );

- отгадывать математические загадки;

-познакомить с понятием четырехугольники, как обобщенное понятие -квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; закреплять представление о свойствах четырёхугольника (стороны, углы);

- измерять длину прямых линий с помощью линейки, правильно пользоваться знаками <, >, =;

-  аккуратно работать в технике оригами;

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- воспитывать умение общаться в процессе работы, игры; доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

      - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте  поприветствуем их.

 Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро»  и солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

     2.  Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, нас приглашают в гости в математическую галактику. Как вы думаете, кто живет на планетах  математической галактики? (ответы детей).

-  Да, ребята, там живут  -  цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ответы детей).

   -  Для того, чтобы помочь жителям математической галактики нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм.

Игра «Назови скорее» (с  мячом).

                   - Какой сегодня день недели?

                   - Если сегодня вторник, а завтра?

                   - Сколько всего дней в неделе?

                   - Назовите соседей вторника.

                   - Перечисли времена года.

                   - Назови весенние месяцы.

                    -Назови первый месяц весны.

                   - Если сейчас весна, то, какое время года было до весны?

 -Сегодня четверг, а завтра….?

                   -Сколько пальцев на одной руке?

                   - Кто стоит справа от тебя?

- Какие части суток ты знаешь?

                   - Что больше – 5 или 7?

-Молодцы, вы правильно  и быстро ответили на вопросы, значить мы смело можем отправляться в космическое путешествие в математическую галактику.

А на чем мы с вами отправимся, мы узнаем, выполнив задание.

Графический диктант.

(Дети выполняют задание).

 -   Что  у нас получилось? (ракета, выставляется ракета).

 - Садитесь удобнее. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты.  Начинаем счет до 10. (дети считают до 10, ракета стоит на месте.)

   -Может, мы неправильно считали? Как же нам считать? (наоборот, от большего к меньшему числу…). Начинаем обратный отсчёт от 10.Пуск.

(Звучит космическая музыка).

   - Пока мы летим, чтобы не было  скучно,  мы поиграем в игру « Что лишнего?» и объясните, почему?

Игра « Что лишнего?»

-Солнце, луна, Земля, лампа.

-Нарцисс, апельсин, подснежник, одуванчик.

-Грач, скворец, щука, воробей.

-Заяц, волк, корова, медведь.

-Утро, день, вторник, вечер.

-Зима, среда, весна, лето.

-1,2, 3, круг, 4, 5.

-+ ,-, пятница,  =.

 - Ребята, мы и не заметили, как  быстро долетели («выходим» из ракеты и рассматриваем планеты).

Дыхательная гимнастика.

 -  Какой здесь воздух. Я чувствую приход весны, а вы? Давайте подышим.

Вдохните медленно, считая про себя до 5. Выдох на обратный счет с 5, губами. Какой  нежный ветерок! А какой воздух весной!

А вот и первая планета.

Планета № 1 « Загадачка».

(  закреплены звездочки с заданиями).

 -Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. Не успели подойти - уже задания задают.

Задание1. Ответьте на вопросы и решите задачи.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче 2 части

 - Назовите их.

Дети: 1 - условие, 2 - вопрос.

- Какие вы знаете арифметические знаки?

- Плюс, минус, равно.

- Если в вопросе задачи есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить при решении?

- Нужно поставить минус.

- Если в вопросе задачи есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

- Нужно поставить плюс.

-Ребята, так что же такое задача?

- Задача  -это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составить решение и получить ответ.

Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачи и решите их.

- К речке бежали трое утят ,

 Свежей воды напиться хотят.

 Уточка-мама за ними спешит.

 Сколько их вместе? Скорее скажи.(4)

-Пять ворон на крышу сели,

 Две еще к ним прилетели.

 Отвечайте быстро, смело,

 Сколько всех их прилетело?(7)

- Шесть веселых медвежат

 За малиной в лес спешат.

 Но один малыш устал,

 От товарищей отстал.

 А теперь ответ найди:

 Сколько мишек впереди?(5)        (6 – 1 равняется пяти)

-Однажды три цыпленка,    

А с ними три мышонка,

 А с ними три веселых

Умытых поросенка.

Бежали спозаранку

Из дома на полянку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей? (9).

-Молодцы! Решите следующие задачи.

 -Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? ( 2 кг.)

- Летело 3 страуса. Один страус сел на дерево. Сколько страусов полетело дальше?

- На березе созрели 3 яблока, а на дубе 2 яблока. Сколько яблок созрело?

Задание 2. Разделитесь на 2 группы. Вам необходимо самим придумать задачу с условием по картинке и решение выложить на столе.

- Задание выполнено, проследуем к следующей планете.

Планета № 2 Литературная.

Задание 1.Ребята,расскажите математические стихи.

-Муравей сороконожке

Повстречался на дорожке:

-С добрым утром! Как дела?

Сорок лапок подала.

А пока он лапки жал –

Тут и вечер набежал.

 -В деревушке семь избушек

Семь крылечек, семь старушек

Семь дымков и семь щенков,

Семь драчливых петухов.

На семи плетнях сидят

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

                    -Дети, а что такое плетень? Из чего его делают?

-Шел медведь, косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешок за сук-

Смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке

Триста тридцать три смешинки,

А за ними из мешка-

Триста тридцать три смешка.

-Вызывай на помощь брат

Триста тридцать трех ребят!

Задание 2.Назовите сказки, в названиях которых живут числа.

Дети: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Два мороза», « Три богатыря», «Три медведя», « Двенадцать месяцев».

Задание 3.Вспомните пословицы, поговорки,  крылатые выражения, где встречаются числа.

-  Семь бед - один ответ.

- Семеро одного не ждут.

- Лук от семи недуг.

- Семь раз отмерь - один раз отрежь.

- Заблудился в трех соснах.

- От горшка три вершка.

- Обещанного три года ждут.

- Плакать в три ручья.

- Сто бед, один ответ.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Один в поле не воин.

- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

  -Как понимаете это выражение?  

- «Как свои пять пальцев».  ( Знать очень хорошо).

 - «У семи нянек дитя без глазу». (Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек).

  Загадки

Шагает красавица

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку(весна).

-Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает?(март).

-Есть примета весны –« Увидел грача – весну встречай!».

Физкультминутка

- Предлагаю провести физкультминутку «Март».  ( Звучит музыка)

Март сосульки свесил с крыши

И капелью зазвенел.

Солнце в небе выше- выше

Все хлопочут- много дел.

Скоро снег совсем растает,

Выйдут в поле трактора.

Черный грач весну встречает

Громкой песней.  Кра –кра - кра!

 -  Молодцы, выполнили задания, идем на следующую планету!

Планета №3. Геометрические фигуры.

Задание 1.  Отгадайте  загадки о ГФ.

1.Три вершины, три угла, три стороны – вот и я. (Треугольник)

2.    Нет углов у меня, а

 Похож на блюдце я,

 На тарелку и на крышку,

 На кольцо и колесо.

 Кто же я такой, друзья

  Назовите вы меня. (Круг)

3.Он давно знакомый мой

 Каждый угол в нем прямой.

   Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

  Вам его представить рад

  Как зовут его? (Квадрат)

4. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно –

  Получился бы……. (Овал).

5.   Если встали все квадраты.

 На вершины под углом бы,

 То бы видели ребята

 Не квадраты мы, а……. (Ромбы).

  - Молодцы, ребята, все загадки отгадали

Задание 2.Задание здесь капитану космического корабля, то есть мне – «Что вы знаете о жителях нашей планеты  -Четырехугольниках?»

Воспитатель.  Ребята, я надеюсь, что с вашей помощью, справлюсь с заданием. Садитесь, пожалуйста, на стулья. Я расскажу вам сказку.

Воспитатель.  Жили-были квадрат и круг (Воспитатель показывает «портреты» квадрата и круга). Они очень дружили. Ходили в один детский сад, в одну группу. Однажды квадрату купили компьютер. Он решил пригласить подружку в гости - показать компьютер, поиграть немножко. И вот они пришли к нему домой. Сначала квадрат, как воспитанный мальчик, познакомил свою подружку со своими родственниками.(Воспитатель выставляет «портрет» прямоугольника.)

Это мой папа - Прямоугольник. Мы с ним очень похожи.

(Воспитатель, изменив интонацию, спрашивает у детей, чем же они похожи?) (Если дети затрудняются, объясняет сам).

(Предположительные ответы детей: 4 угла, 4 стороны, углы прямые).

Это моя мама,  - продолжает квадрат, - её зовут Ромб. (Воспитатель выставляет «портрет» ромба).

Мы с ней тоже очень похожи. Чем они похожи? (Ответы детей).

Это моя сестра - Трапеция. ( Воспитатель выставляет «портрет» трапеции). Мы с ней тоже очень похожи. Чем? (Ответы детей на вопрос «Чем они похожи?»).

Это мой брат - Параллелограмм. ( Воспитатель выставляет «портрет» параллелограмма). Мы с ним тоже похожи. Чем? (Рассуждения детей).

А фамилия у них - Четырехугольники. Познакомил Квадрат свою подружку со всеми родственниками и пошли в комнату играть в компьютер.

 - Вот такая сказка. Я отвечаю на вопрос. Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны называются четырехугольниками.

  - Вот и это задание выполнено! Следуем дальше!

Планета № 4. Звездная

Задание 1.Ребята, смотрите, Звездочет. Он любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет измерять расстояние до звезд, определять какое расстояние больше, какое меньше, и какое равно. Давайте поможем ему измерить расстояние до звезд.

(Дети измеряют линейкой расстояние, записывают и сравнивают).

Задание 2. Все звездочки рассыпались, и теперь звездочет просит вас, расставить их по порядку. Игра « Ну-ка, звездочки, встаньте в ряд!»

Задание 3.Звездочёт очень расстроен, половина звезд пропало, помогите их собрать.

( Оригами « Звезда»).

-Задание на этой планете выполнено. Следуем дальше.

Планета №5.  Подарочная.

  -  Ребята, а здесь нас ждёт сюрприз. За то, что мы так быстро и правильно выполняли все задания, нам жители Математической Галактики приготовили сюрприз (коробка, в которой находятся квадратные печенья).

  -   Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю (садимся на ракету, обратный счет от 10, звучит  музыка).

     - Прилетели, ребята!

(Воспитатель берёт микрофон и «превращается» в корреспондента).

   - Здравствуйте, дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Ласточкины вести». Я очень рада, что вы удачно приземлились. Вам понравилось путешествовать? Скажите, пожалуйста, где вы были? Кто живет в Математической галактике? Чем вы занимались? Еще хотите полететь? Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зантие по ФЭМП "Путешествие в математическую Галактику"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе....

Путешествие в математическую галактику

Решая программные задачи для детей старшего дошкольного возраста, путём попадания в необычные условия космической математической галактики закрепляем знания детей о составе числа, о геометрических фор...

«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе

«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...