Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Тетушкина Ольга Николаевна

Данный материал представляет собой конспект непосредственной образовательной деятельности обобщающего характера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

«В гости к 12 месяцам»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей.

Задачи:

Образовательные

-закрепить знание предыдущего, последующего числа, умение находить пропущенное число в числовом ряду;

-закрепить умение делать простейшие умозаключения;

- закрепить представления о геометрических фигурах и телах;

-повторить количественный и порядковый счет; знание цифр 0-9, состав чисел в пределах 10;

-закрепить представления о символах;

-закрепить представление о задаче, ее составных частях, умение выделять условие, вопрос, решение, ответ;

-закрепить умение работать с планшетом Воскобовича, квадратом Воскобовича, кубиками Никитиных.

Развивающие

-развивать логическое мышление, память, внимание;

- развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое, пространственное мышление.

- развивать логико  - математические представления.

-участвовать в экспериментальной деятельности, делать соответствующие умозаключения.

- создать психологический настрой на деятельность, атмосферы заинтересованности.

-совершенствовать слуховое и зрительное восприятие.

-формировать потребность практически действовать.

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к наглядному материалу.

-воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, получать удовольствие от выполнения заданий.

-формировать желание выполнять здоровьесберегающие минутки в течение НОД.

Речевые задачи:

-совершенствовать речевую активность 

-обогащать словарь (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.)

 -учить согласование слов в единственном и множественном числе

- формулировать ответы полным предложением

Материалы и оборудование:

-конспект занятия

-ноутбук, проектор

-шапочки-«месяцы» на каждого ребенка

-кубики Никитиных

-планшеты Воскобовича

-четырехцветные квадраты Воскобовича

-кодированные фигуры

-блоки Дьенеша

-цифры на магнитах

-презентация «Времена года»

-электронная игра «Состав числа 6»

Оргмомент:

-Здравствуйте, дети!

-Скажите, пожалуйста, на что похоже ваше настроение?

-Вот с таким чудным настроением я предлагаю вам отправиться в сказку.

В Сказке может все случится.
Наша сказка впереди.
Сказка в гости к нам стучится, 
Скажем сказке – заходи!

-Жила-была девочка Ариша. Во всем она была мастерица, и сшить, и связать, и пирожок испечь. Вот только считать совсем не умела. Давайте поможем ей научиться математической грамоте.

-Мы отправимся в гости к 12 месяцам. А кто это, как вы думаете?

(месяцы года)

-Мы попадем в сказку через волшебные воротца. Воротца сказочные математические, а в сказку просто так не попасть, мы должны назвать математическое понятие. (круг, плюс, сумма..)

-Вот и попали мы в сказку. И встречает нас первый месяц Январь.

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки-

В небо дым идет столбом.

Январь: Прежде чем вы продолжите путешествие, я хочу узнать, какие вы внимательные, это зарядка для вашего ума.

Разминка

-посчитай от 3 до 11

-посчитай от 6 до 13

-посчитай парами

-посчитай десятками

-посчитай обратно от 9 до 2

-назови соседей числа 5

-назови соседей числа 9

-назови предыдущее число у числа 7

-назови последующее число у числа 4

-какое число пропущено 2…4?

-какое число пропущено 7…9?

Январь: Молодцы, вы очень внимательные, желаю вам счастливого пути к моему брату февралю.

Ух! Сугробы в феврале.
Вот волшебница зима!
Тихо дремлют в хрустале
и деревья и дома…

Февраль: Я придумал для вас предложения, но у них концовки совсем замерзли от моего зимнего холода. Попробуйте их отогреть.

Логические концовки

-Если стол выше стула, то стул…..(ниже стола)

-Если 2 больше одного, то один….(меньше двух)

-Если красный шарфик длиннее зеленого, то зеленый….(короче красного)

-Если желтый пояс шире синего, то синий….(уже желтого)

-Если сестра старше брата, то брат….(младше сестры)

-Если река глубже ручейка, то ручеек….(мельче реки)

-Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа вышел….(позже Саши)

-Если гиря тяжелее подушки, то подушка….(легче гири)

-Отправляемся дальше и выходим на пригреваемую весенним солнышком полянку.

Дует теплый легкий ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач красивый прилетает.

Месяц март оставил нам задание под растаявшим снежком.

А здесь фигуры геометрические хотят поиграть в интересную игру, а на 2 группы никак поделиться не могут. Поможем им.

 

-Молодцы, справились с заданием!

-Идем дальше к Апрелю месяцу.

Голубе небо стало,

Зеленей в лесу трава.

Голубей домашних стая,

В небе вяжет кружева

Апрель: По каким признакам отличаются геометрические фигуры?

Дети: По размеру, цвету и форме.

С нами и другие фигуры хотят поиграть. Они закодировали себя, но мы-то знаем, как их узнать.

Работа с закодированными фигурами

Блоки Дьенеша

-Вышли мы на майскую теплую полянку. Птички в лесу птенцов уже вывели.

Птенчики летать уже учатся, от мам далеко улетели. Поможем птенцам найти их маму.

Музыкальная игра «Где чья мама?»

     

   

 

-Слева лето, справа-лето!

До чего ж прекрасно это!

-Отогрелись мы на летнем солнышке, справимся же с заданием, которое приготовили нам летний Июнь.

-Он предлагают нам решить задачи. Мы должны помочь Аришке научится делать это.

-Из каких частей состоит задача?

(условие, вопрос)

-«В пруду купались 3 утенка и 2 гусенка. У них была веселая компания»

Это задача? Почему?

-«В пруду купались 3 утенка и 2 гусенка. Сколько их было всего?»

Это задача? Как найти ее решение?

Какой получился ответ?

-«Бельчонок нес своему брату 6 орехов. 3 ореха он съел по дороге. Сколько орехов досталось брату?»

-«7 котят пили молоко. К ним присоединился еще один. Любят ли котята молоко?»

Это задача? Почему?

Условие есть, вопрос есть.

Как нужно изменить вопрос?

Каково решение этой задачи?

Ответ?

Июльское солнышко подарит нам тепло

Зрительная гимнастика

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении.

Закрывают глаза ладонями.

-Отдохнули наши глазки, отправляемся дальше.

Август нас встречает.

А кто это в листве шуршит? Запасы на зиму собирает?

(ежик)

Работа с квадратом Воскобовича

(Ежик)

-Вот и нашелся наш ежик, давайте с ним и его друзьями поиграем.

Массаж рук и пальцев (су-джок)

Зайка - ушки на макушке-

Скачет, скачет по опушке.

Барсучонок рядом жил

С зайкой сереньким дружил.

А за ним колючий ежик

Шел по травке без дорожек.

Дети кладут мячик на правую ладонь.

Показывают указательный и средний пальцы – «ушки зайчика»

Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимаем на бугорки мячика, затем меняют руки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад между ладонями.

-Согрело нас летнее солнышко, отправляемся в гости к щедрой осени. Почему осень так называют?

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клана листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желтый, розовый, кленовый.

Сентябрь приносит нам большой урожай овощей и фруктов. Мы тоже соберем много яблок.

Работа с планшетом Воскобовича

«Яблоко»

-Собрали урожай. Идем дальше. Месяц Октябрь хочет нас с кем-то познакомить.

Это лисичка-сестричка!

Давайте сделаем ее портрет из наших волшебных кубиков.

Кубики Никитина

«Лисичка»

-Поздняя осень,

Грачи улетели,

Лес обнажился,

Поля опустели.

Совсем холодно становится с приходом Ноября. Прячутся лесные звери в свои домики. Но домики рассчитаны на определенное количество жильцов. Как же мы их расселим?

«Засели домики» Состав числа 6

Электронная игра «Состав числа»

-Ну, вот и вернулись мы к зимушке-зиме. Пришли мы в гости к Декабрю.

Конструирование

Итог занятия:

-Вот и вернулись мы с вами в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие?

-Ариша, чему ты научилась вместе с нами в математической стране у братьев месяцев?

-Что вам, дети, больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино» I. Программное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе....