Открытое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Ходакова Елена Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе

 «Ориентировка в пространстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike.docx21.33 КБ
Файл analiz_zanyatiya_po_matematike.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе

 «Ориентировка в пространстве»

Анализ занятия.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Место проведения: МБДОУ ДС «Золотая рыбка».

Дата: 05.02.2014г.

Воспитатель: Ходакова Елена Васильевна.

Образовательная область: ФЭМК

Интеграция обр. областей: Здоровье, коммуникация, художественное творчество.

Цель: учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняя детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.

Задачи:

Обучающие – формировать пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа, посередине; закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах и умение распознавать их; закреплять счет в пределах 4; умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов.

Развивающие – закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражая их в речи; развивать внимательность; навыки работы с песком; мелкую моторику пальцев; развивать ориентировку в пространстве.

Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к математическим занятиям.

Словарная работа: активизировать словарь детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве: в, над, на, перед, за, под; вправо, влево, посередине, выше, ниже, вверх, вниз.

Демонстрационный материал: показ фильма «Океанариум»; магнитная доска.

Раздаточный (счетный) материал: рыбки, ракушки, морские камушки, бусинки.

Предварительная работа: просмотр фильма «Океанариум»; чтение сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».

Ход занятия

В.: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, где-то шумит вода? Наверное, Инна Алексеевна забыла закрыть кран (идут, проверяют). Нет?  Может быть, кто-то из вас не закрыл воду, когда умывался?

Включается проектор. Диск «Океанариум» (без звука)

    В.: В некотором царстве, в некотором государстве… Ребята, обратите внимание в какое царство мы попали?  Кто это? (Ответы детей) А где живут рыбы? (Ответы детей) Правильно, рыбы живут в море, в океане, в озере, в реке. Рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать, также, как мы с вами не можем без воздуха. Какая вам нравится рыбка? Выберите свой цвет, величину и форму. Я предлагаю вам путешествие по водным просторам для исследования удивительного подводного мира. Но для этого мы должны превратится в морского жителя. Кем мы будем  сегодня с вами, вы узнаете, отгадав загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть не говорю.

Ответы детей.

Вы правильно отгадали загадку, а в рыбок не превратились. Я знаю, как нам помочь. Нам нужно позвать волшебную рыбку, которая исполнит наши желания. А какую мы позовем рыбку, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

К нам из сказки приплыла

Там царицею была

Рыбка эта не простая

Рыбка это………

Дети: золотая.

Воспитатель: правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали о ней сказку?

Д.: да.

В.: а где жила золотая рыбка в сказке?

Д.: в море-океане.

В.: как вы думаете, а для чего рыбке нужны хвост и плавники?

Д.: чтобы плавать. Послушайте как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

В.: конечно же! Рыбка движется в воде , сокращая и раслабляя мышцы (движение плечами). А хвост служит рулем, помогая поворачивать и менять направление движения (делаем ладошками движения).

 Золотая рыбка:  Ну раз вы правильно отгадали про меня загадку и ответили на вопросы,  тогда поплыли).

В.: вы поплавали , мои маленькие рыбки. А что еще вы умеете делать? Умеете смотреть широко открытыми глазами? (дети показывают)

Умеете открывать ротик? (дети показывают)

Умеете дышать? (упражнение на развитие правильного вдоха и выдоха; силы голоса «Волшебная бутылочка).

- Посмотрите, мы приплыли к берегу (на столах емкости для песочной терапии) и опять превратились в ребят. Как вы думаете почему? ( ответы детей) Давайте попрощаемся с золотой рыбкой и поблагодарим ее.

Упражнение «Здравствуй, песок!» 
Дети различными способами дотрагиваются до песка
В.: Милые мои песок это дар природы. Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. 
Д.: (сухой, шершавый, ласковый, мягкий, желтый).
В.: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. Я знаю, как нам помочь. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...А я слышу как песочек развеселил ваше сердечко. Ребята, а где же оно находится. Приложите ручку, слышите стучит. Сердечко находится с левой стороны. Значит это левая сторона и левая рука. А друга сторона и рука правая.
 Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок и он с вами хочет поиграть. 

Рыбы весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке. (движения по тексту)

В.: Весело мы с вами поиграли, но посмотрите, в нашей песочнице уже есть радость, но нет жизни. Я хочу попросить вас вернуть красоту подводного мира. Ребята, я знаю, что вы любите рисовать. Я вам предлагаю это сделать необычным способом: на песке пальчиками. Нарисуйте мне, пожалуйста, подводный мир, который вы увидели, проплывая рыбками. Сначала возьмите линеечку, приложите ее к левому краю песочницы и проведите ей от начала до конца. Затем возьмите рыбку и положите ее в центр нашей песочницы.

В море – чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять.

Давайте нарисуем для нее волнистые волны на песке, только рисовать будем под мою диктовку. Вспомнили где у нас сердечко, и левая рука. Значит это левая сторона. Поставили пальчик и рисуем волну слева на право.  Еще одну ниже. А теперь двумя пальчиками еще ниже только левой рукой справа на лево. Молодцы. Замечательно!
В.: Художники мои, а что еще вы видели на морском дне? Чем вы там питались?

Д: водоросли.

В.: нужно нарисовать водоросли, чтобы подводная страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была во время вашего путешествия. Поставили любой пальчик в низу песочницы перед рыбкой. Ведем волнистую линию снизу вверх. Теперь сзади рыбки рисуем такую же волнистую линию. Умницы.

А когда вы проплывали с золотой рыбкой, что вы видели на морском дне? Обратите внимание на подсказку у вас на тарелочках.  Лежали ракушки? (отвечают и выкладывают). Посчитайте сколько ракушек? Вы видели морские камушки? (отвечают и выкладывают).  Посчитайте сколько камушков?  Молодцы. А рыбка ваша дышит? Давайте нарисуем. Поставили пальчик около ротика рыбки и отпечатываем его. Один. Еще выше. Два. Еще выше. Три. Замечательно. Мы справились с заданием - создали подводный мир. Спасибо, мои маленькие художники!

А еще на дне морском спрятаны сокровища. Я хочу с вами поиграть. Закройте глаза и не подглядывайте (прячу бусинки). Ребенок находит бусинку и отвечает, с какой стороны песочницы он ее нашел, и какого она цвета.

«После всех наших приключений мы добрались до сокровищ. Но запомните, ребята, что самые главные сокровища, которые мы нашли в этом путешествии – это ЗНАНИЯ И ДРУЖБА!»

 А теперь мои художник протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик, сложили ладошки рыбкой, и поплыли мыть мыть ручки.



Предварительный просмотр:

Анализ занятия.

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Место проведения: МБДОУ ДС «Золотая рыбка».

Дата: 05.02.2014г.

Воспитатель: Ходакова Елена Васильевна.

Образовательная область: ФЭМК

Интеграция обр. областей: Здоровье, коммуникация, художественное творчество.

Цель: учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняя детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.

Задачи:

Обучающие – формировать пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа, посередине; закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах и умение распознавать их; закреплять счет в пределах 4; умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов.

Развивающие – закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражая их в речи; развивать внимательность; навыки работы с песком; мелкую моторику пальцев; развивать ориентировку в пространстве.

Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к математическим занятиям.

Словарная работа: активизировать словарь детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве: в, над, на, перед, за, под; вправо, влево, посередине, выше, ниже, вверх, вниз.

Демонстрационный материал: показ фильма «Океанариум»; магнитная доска.

Раздаточный (счетный) материал: рыбки, ракушки, морские камушки, бусинки.

Предварительная работа: просмотр фильма «Океанариум»; чтение сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».

            Непосредственно образовательная деятельность (НОД) осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен мною самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Материал для НОД был подобран в доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных мною целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята учились различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняться в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны, отвечать на поставленные вопросы. Учились аккуратно  работать с песком.

              Все элементы деятельности детей логически между собой объединены общей темой. Данная структура НОД вполне оправдана. Так как каждая часть ее направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: обучать, дополнять, расширять и применять в сходной ситуации, полученные ранее знания детей.

В ходе НОД я применяла следующие методы работы:

  • Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
  • Наглядно-демонстрационный (показ видеофильма);
  • Практический (нетрадиционное рисование);
  • Игровой (путешествие по водным просторам);
  • Контроль процесса усвоения полученной информациивоспитанниками;
  • Проблемно-поисковый метод (самостоятельная деятельность детей во время описания - рисования подводного мира, основываясь на фантазии);

В процессе НОД применялись следующие технологии:

  • игровая (скрытая учебная) деятельность;
  • обучение в диалоге со взрослым;
  • технология развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

НОД проведена в условиях коррекционной группы, со средней подгруппой. Дети проявляли знания на своём возрастном уровне. Всё это строилось с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

  • Соответствие длительности НОД возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа).
  • Мой стиль общения с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский).
  • Чередование видов деятельности в ходе занятия (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность воспитателя корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей).

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации.  Организационный момент  (поиск источника звука воды) был направлен на установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Основная часть НОД направлена на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на изучение нового материала и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка. Фильм «Океанариум» введен как закрепляющий элемент геометрических фигур и умение распознавать их. При обсуждении формы, цвета и величины рыб Владик Х. переключился на игровую деятельность  в зоне творчества. Эта часть НОД, на мой взгляд, тоже была  направлена на решение проблемно — игровой ситуации и должна была увлечь детей свое новизной. Так как НОД проводилась в смешанном составе детей из разных групп, причин такого поведения ребенка много.  Он был менее активен из-за индивидуальных особенностей мне неизвестных. Возможно, у него западает пройденный материал и его  следует закрепить. Ребенок растерялся от поставленных мною вопросов и решил ретироваться. А может, его захватил интерьер группы с дидактическими пособиями, его пересилило желание поиграть в незнакомую или любимую ему игру. Но когда на смену наглядно-демонстрационного материала пришла театрализованная деятельность(золотая рыбка), Влад вернулся в процесс. Произошло переключение внимания, так как я старалась на каждый момент НОД  подобрать наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к игровой и мыслительной деятельности. Все пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности.

Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены: упражнение на развитие правильного вдоха и выдоха; силы голоса «Волшебная бутылочка», физминутка, пальчиковая игра. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей

 Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально — дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка.

Для решения поставленных перед детьми задач я использовала дидактические пособия, на развитие математического мышления, памяти, внимания.    Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я побуждала детей к самостоятельной деятельности. Все дети отвечали на поставленные мною вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции.

В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя игровой прием. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. У детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах.  По факту проведения НОД я могу сказать, что поставленная мною цель решена. Достигнутый результат  соответствует цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"

Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия:  закрепление навыков количественного счета в...

Открытое занятие по математике Путешествие в город математики

Продолжать закрепление детей  в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа  в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...

Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....

Конспект открытого занятия по математике на тему: «Волшебная математика»

Программное содержание: Закрепить понятие цифровой ряд; Закрепить понятия четные и нечетные числа; В игровой форме повторить дни недели; Найти лишнее слово в рядах слов; Решить задачи на сложение и вы...