Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Этот загадочный ветер".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Сергеева Лариса Васильевна

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему «Этот загадочный ветер» в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: Создание условий для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Обобщить и уточнить ранее полученные знания детей по теме «Числа и цифры». Развивать логическое мышление, память, внимание. («Познавательное развитие»).
  2. Упражнять в умении производить арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10.
    («Познавательной развитие»)
  3. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет). («Познавательное развитие»).
  4. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги («Познавательное развитие»).
  5. Формировать умение составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков. («Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
  6.  Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.  («Социально-коммуникативное развитие»).
  7. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

-практические: дидактические игры «Собери ракету», «Пульт управления», «Следы», «Назови соседей», «Дорисуй», «Расшифруй»; решение примеров, задач; физкультминутка «Космонавты».

-наглядные: рассматривание картинок: картинка с изображением звездного неба, планет солнечной системы, метеориты, цветы с цифрами, цветочные поляны.

-словесные: чтение стихотворения, рассказ воспитателя, беседа, вопросы, ответы, обсуждения.

Материалы и оборудование:

Для детей- космические шлемы, эмблемы, дневники, геометрические фигуры (треугольник, овал, квадрат, круг, прямоугольник), клей, ручка, цветы с цифрами, счетные палочки– на каждого ребенка.

Для педагога- костюм инопланетянина, бортовой журнал.

Иллюстрации звездного неба, планет солнечной системы, осколки метеоритов с примерами, следы дракона с цифрами, цветы с цифрами, иллюстрация цветочной поляны, поляна с цветами, мерные стаканчики, вода, музыкальное сопровождение (космическая музыка, запись ветра)

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций, наблюдения.

Игровая

Дидактические игры «Собери ракету», «Пульт управления», «Следы», «Назови соседей», «Дорисуй», «Расшифруй».

Коммуникативная

 Игра психологической направленности «Приветствие»; беседа, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы, игра «Собери ракету»,

Двигательная

Физкультминутка «Космонавты».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие» (1 минута)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети выполняют действия соответственно словам воспитателя.

Соотносят движения с текстом.

2.

Сюрпризный момент (под музыку входит инопланетянин). Рассказывает ребятам о беде на далекой цветочной планете. Просит у ребят помощи. (Проблемная ситуация).

 Для того, чтобы узнать на чем отправиться на помощь, воспитатель предлагает детям собрать разрезанные картинки.

Воспитатель предлагает детям занять космические кресла, в соответствии с цифрой на эмблеме, одеть космические шлемы и сделать запись в дневнике.

 Дети внимательно слушают, соглашаются помочь гостю.

Проходят на ковер, собирают разрезанные картинки. Читают название ракеты.

Дети проходят на свои места, одевают шлемы, делают запись в дневнике.

 Сформировано желание оказать помощь в беде.

Умеют взаимодействовать друг с другом в игре, развивают логическое мышление, внимание.

Умеют соотносить число с цифрой, записывать цифры.

3.

Для запуска корабля нам нужен пульт управления. Воспитатель предлагает детям его изготовить с помощью геометрических фигур. В дневниках просит расположить геометрические фигуры в следующем порядке:

- в правом верхнем углу- треугольник;

- в левом нижнем углу- квадрат;

- в правом нижнем углу- круг;

- в левом верхнем углу- прямоугольник;

Задает вопрос: Сколько получилось кнопок? А как сделать пять?

- Добавьте в центр –овал.

Проверьте правильно ли вы сделали, проверьте у товарищей. Приклейте их.

Дети располагают геометрические фигуры соответственно заданию.

Отвечают на вопросы: - 4.

Чтобы получить пять нужно добавить еще 1 кнопку. Проверяют задание у товарищей.

Приклеивают кнопки.

Закреплены знания о геометрических фигурах, умеют ориентироваться на листе бумаги.

Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

Сформированы навыки самоконтроля.

4.

Воспитатель предлагает приготовиться к старту и начать отсчет времени 1,2,3….10. Пуск!

Дети считают до 10.

Дети знают прямой счет до 10.

5

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы во время полета:

- Сейчас утро или вечер?

- Какой сегодня день недели?

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько ушей у двух мышей?

А сколько лап у 2-х медвежат?

Дети отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

Знают дни недели, ориентируются в частях суток.

6

Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопроса: Что вы видите за бортом ракеты?

Рассказ воспитателя о звездах, планетах.

Предлагает детям нарисовать свою звезду в дневниках по точкам от 1 до 10.

Дети анализируют вопрос и отвечают на него (звезды, планеты.). Слушают, узнают новое. Задают уточняющие вопросы. Рассказывают стихи о планетах.

Соединяют точки.

Сформированы представления о звездах, планетах.

Знают прямой счет до 10.

7

Создание проблемной ситуации. Воспитатель предупреждает о появившихся метеоритах. Чтобы с ними не столкнуться нужно вычислить каждый осколок.

Дети решают примеры на осколках метеоритов.

Умеют решать примеры на увеличение и уменьшение.

8

Воспитатель предлагает космонавтам немного размяться. Проводит физминутку.

Сколько звезд на небосклоне, столько выполним поклонов (4);

Какая цифра будет в круге, столько раз поднимем руки (6).

Всем подпрыгнуть столько раз, Какую цифру увидите сейчас (9).

Дети выполняют упражнения в соответствии с увиденной цифрой.

Удовлетворяют двигательную активность. Умеют соотносить количество выполненных движений с цифрой.

9

Педагог проводит игру «Следы».

Дети включаются в игру. Дописывают недостающие цифры на следах.

Умеют применять знания, записывать цифры.

10

 Воспитатель обращает внимание детей на цветы с цифрами, предлагает выбрать понравившийся и назвать соседей числа. Игра «Назови соседей».

Дети выбирают понравившийся цветок, называют соседей указанного числа.

Сформированы знания о порядковом числовом ряде.

11

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветочную поляну. Обращает внимание на недостающее количество лепестков у некоторых цветков. Проводит игру «Дорисуй».

Дети рассматривают, анализируют, дорисовывают недостающие лепестки, объясняют свои действия.

Умеют соотносить количество с цифрой.

Развитие внимания, памяти, мышления.

12

Воспитатель активизирует познавательную активность детей предлагая рассмотреть клумбу с цветами и составить задачу про цветы. (На клумбе растут 5 синих цветочков и 2 желтых. Сколько всего цветов на клумбе?).

Что- то они поникшие? Что лучилось с ними?

1 стакана воды хватит на один цветок, можете ли вы узнать хватит ли воды на все цветы? И как это узнать?

 Дети рассматривают, анализируют, составляют задачу, записывают решение задачи.

Дети отвечают на вопросы

Измеряют количество воды, узнают, что воды хватит, чтобы полить 8 цветов.

Поливают цветы, они поднимаются.

Сформировано умение сравнивать, обобщать. Умеют решать простые задачи на сложение.

13

Гость благодарит детей за помощь и передает послание от жителей планеты.

Дети принимают послание.

Испытывают чувство радости от оказанной помощи.

14.

Воспитатель предлагает детям занять свои места в корабле и отправиться на землю. Ведем обратный отсчет: 10, 9,….

Дети занимают свои места, считают

Знают обратный счет в пределах 10.

15

Воспитатель вывешивает послание жителей цветочной планеты на мольберте. (игра "Расшифруй")

Дети расшифровывают послание, читают его.

Решают логические задачи.

16

Итог.

- Что вам больше всего понравилось?

-Кому вы сегодня помогли?

- Чтобы вы хотели пожелать жителям далекой планеты?

Вручение подарков от жителей цветочной поляны

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, высказывают пожелания.

Рассматривают подарки.

Решены поставленные задачи.

Литература

  1. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования.
  2. Парциальная программа Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки».
  3. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» подготовительная к школе группа. Из-во: МОЗАИКА-СИНТЕЗ., Москва 2014.

Приложение

Дидактические игры:

«Собери ракету»

(за основу взят элемент игры "Танграм")

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Материал: Большая разрезанная картина с изображением ракеты.

Ход игры: Показать разрезную картину детям и рассказать, что на ней изображено то, что поможет нам добраться до далекой цветочной планеты.

«Пульт управления»

Цель: Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания о геометрических фигурах.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям его изготовить с помощью геометрических фигур. В дневниках просит расположить геометрические фигуры в следующем порядке:

- в правом верхнем углу- треугольник;

- в левом нижнем углу- квадрат;

- в правом нижнем углу- круг;

- в левом верхнем углу- прямоугольник;

- в центре – овал.

«Следы»

Цель: закреплять цифры от 0 до 10; закрепление счета, упражнение в размышлении порядкового счета.

Ход: на ковре воспитатель выставляет следы с цифрами, но не все:

1 2 4 5 6 8 10

- Какие цифры пропущены?

Дети отвечают, три ребенка вписывают недостающие цифры.

 Игра «Назови соседей»

Цель: формирование умения называть числа "соседей".

Ход: дети стоят вокруг цветочной поляны.  Дети выбирают себе любой цветок, в центре которого цифра, и называют её соседей и возвращают их на поляну.

«Дорисуй»

Цель: соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цветочная поляна с цветами, у некоторых количество лепестков не соответствует указанной цифре.

Ход игры: Педагог предлагает детям дорисовать недостающие лепестки, чтобы украсить полянку. Дети дорисовывают, затем объясняют свои действия.

«Расшифруй»

Цель: упражнять в умении решать логические задачи, закрепление прямого счета.

Описание: Дети получают «зашифрованное» послание от инопланетян. Педагог просит его расшифровать. На листе буквы, обозначенные цифрами. Нужно расположить соответствующие цифры по порядку и прочитать полученное слово:   1-С; 2-П; 3-А; 4-С; 5-И; 6- Б; 7- О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ННОД по формированию элементарных математических представлений на тему «Этот загадочный ветер"

Обобщение и уточнение ранее полученных знаний детей по теме «Числа и цифры»....

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «В математическое королевство»

Цель:Воспитывать интерес детей направленный на развитие познавательных и интеллектуальных способностей, проявление смекалки и сообразительности в логических занимательных задач. Развивать самостоятель...

Конспект НОД формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «Веселая математика» Подготовил: воспитатель Алексеева Л.Н.

Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10, логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ори...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Приключения Буратино"

Воспитывать у детей интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект НОДпо формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение решать элементарные арифметические задачи...