Веселая математика
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Голыгина Светлана Ивановна

Программа математического кружка в детском саду детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_matematika01.doc38 КБ
Microsoft Office document icon sveta_plan_raboty_kruzhka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа кружка «Веселая математика» для детей 5 – 6 лет по элементарным математическим представлениям

Воспитатель 1 кв. категориии

С.И. Голыгина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это  еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать предметами, знаками, символами».

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня – это счетные палочки, наглядные модели, палочки Кюзинера, блоки Дьенеша, кубики Никитина. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе программы Л. Г. Петерсон  «Игралочка». Освоение математического созерцания, направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи учебно - методических пособий и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук.

2. Формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность.

3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

4. Способствовать развитию у детей познавательного интереса через математические дидактические игры.

Предполагаемый результат:

- овладеть первичными навыками мыслительных операций;

- проявлять сообразительность, смекалку, творческие способности, конструктивные умения;

- проявлять самостоятельность в познании окружающего мира.

Методические указания:

Кружок проводится в форме игр, 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25 минут, по подгруппам. Возраст детей – старшая группа (5-6 лет).

Циклограмма кружка.

15.30-15.32

Вводная часть.

Игровая мотивация. Проблемные ситуации.

15.32-15.53

Основная часть

Дидактические игры. Решение проблемных ситуаций.

15.53-15.55

Заключительная часть

Анализ. Игры на внимание.

Литература:

  1. З.А. Михайлова «Математика-это интересно»/. – Методическое пособие. Санкт-Петербург, Изд. «Детство-Пресс»-2002г.
  2. З.А. Михайлова «Математика от трех до семи»/. – Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, Изд. «Акцидент», 1997г.
  3. А.А. Смоленцева «Математика до школы»/. – Н. Новгород, 1996г.
  4. З.А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников»/. –Санкт-Петербург, 1995г.
  5. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старшая группа»/. М., «Мозаика-синтез», 2009г.
  6. Е.П. Носова «Логика и математика для дошкольников»/. – 2-ое издание, С-Пб, «Детство-Пресс», 2002г.



Предварительный просмотр:

Месяц

Неделя

Программное содержание

ОКТЯБРЬ

1

  • повторить соотнесение числа с количеством предметов;
  • развивать глазомер;
  • учить находить в ряде предметов закономерности;
  • повторить название и признаки геометрических фигур;
  • закрепить  умение находить местоположение предмета по отношению к определенному предмету используя слова «слева», «справа», «над», «под», «в»;
  • развивать внимание, наблюдательность.

Д/и  «Составим узор», «Найди (назови) предметы такой же формы».

Блоки Дьенеша.

стихи.

2

  • развивать у детей представление о размере, цвете, форме и числе предметов;
  • продолжить учить нахождения в ряде предметов закономерности;
  • повторить признаки четырехугольника;
  • учить «проходить» лабиринт.

Д/и «Флажки, гирлянды», «Обручи».

Блоки Дьенеша

3

  • упражнять в счете в пределах пяти;
  • учить на слух определять существенные признаки геометрических фигур с помощью загадок;
  • учить ориентироваться на листе бумаги , используя слова «слева», «справа», «над», «под», «перед», «за»;
  • закрепить название частей суток.

Д/и «Фигуры спрятались»,  «На даче у бабушки».

Блоки Дьенеша.

4

  • продолжить учить ориентированию на листе бумаги;
  • упражнять в умении «читать схему»,
  • развивать умение выявлять и абстрагировать свойства.
  • закрепить навыки порядкового счета
  • закрепить свойства предметов: цвет, форма, величина, толщина.

Д/и «Подбери по форме»,  «Веселые считалки», «Обручи».

Блоки Дьенеша.

Месяц

Неделя

Программное содержание

НОЯБРЬ

1

  • познакомить детей с логическим «квадратом»,
  • учить находить закономерности.
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
  • выявление простейших представлений у детей умения различать предметы по цвету, форме, величине, расположению.

Д/и  «Построй фигуру по описанию и схеме», «Обручи», «Веселый счет».

2

  • упражнять в умении соотносить число с цветными палочками,
  • учить составлять предмет из палочек и ориентироваться на плоскости
  • развивать внимание и мелкую моторику рук.

Палочки  Кюизенера,

Д/и « Построй лесенку», «Нарисуй фигуру».

3

  • продолжить упражнять в умении соотносить число с цветными палочками.
  • развивать умения выявлять и абстрагировать свойства,
  • развивать умения «читать схему»,
  • закрепление навыков порядкового счета.

Д/и  «Фигуры спрятались»,

  «По порядку становись»,  «Веселая зарядка».

4

  • повторить порядковый и количественный счет,
  • развивать умения располагать палочки по порядку от длинного к короткому и наоборот.
  • учить классифицировать геометрические фигуры, группировать их по цвету, форме, размеру, толщине.

Д/и  «Веселая зарядка»,  «Обручи».

Палочки  Кюизенера


Месяц

Неделя

Программное содержание

ДЕКАБРЬ

1

  • помочь детям решать проблемные ситуации: «принимать» их и решать.
  • закрепление  навыков порядкового счета,
  • помощь в понимании, что порядковый номер зависит от того, с какой стороны начинается счет.

Проблемная ситуация «Сколько детей в группе».

Д/и «Белоснежка считала»,  «Веселые палочки».

Палочки  Кюизенера,

2

  • интеллектуальная игра,
  • развивать умения употреблять в речи слова противоположные по значению,
  • закрепление  навыков порядкового счета,
  • познакомить со знаками «+», «-»и «=»,
  • упражняться в умении соотносить числа с количеством предметов.
  • развивать мышление.

«Близкие по значению».

Проблемная ситуация «Как Том и Джери играли в числа».

«О чем говорят числа», «Как лягушенок учился считать».

3

  • учить детей делить целое на две, четыре и более частей.
  • учить изображать фигуры в тетради в клетку,
  • продолжить обучение ориентирования на листе бумаги,
  • развивать внимание и логическое мышление.

«Кто больше назовет»,

«Найди нужную фигуру»

«Найди предмет такой же формы».

4

  • закрепить понимание отношений между числами натурального ряда,
  • учить увеличивать и уменьшать каждое число на 1,
  • познакомить с планом,
  • развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схем.

«Четвертый лишний»,

«Найди ,клад»,

«Найди хозяина домика»,

«Кто больше назовет»


Месяц

Неделя

Программное содержание

ЯНВАРЬ

1

  • ознакомить и закрепить знания о днях недели,
  • учимся ориентироваться в пространстве,
  • развивать сообразительность.

«Новогодний лабиринт».

«Кто кому звонит»,

«Назови пропущенное слово».

2

  • учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, группировать их по цвету, форме, величине.
  • развивать внимание и логическое мышление.

«Какой фигуры не хватает»,

«С двумя обручами»,

«Раскрась предмет по смыслу»,

«Освободи принцессу».

3

  • развивать умения анализировать форму предмета, сравнение предметов по их свойствам.
  • развивать зрительной памяти.
  • учить отгадывать загадки про зимние месяцы, выделяя их существенные признаки.

Игры со счетными палочками,

«Кто больше увидит»,

«Какой формы этот предмет».


Месяц

Неделя

Программное содержание

ФЕВРАЛЬ

1

  • продолжить учеть детей чтению схемы- плана группы.
  • развивать пространственное представление.
  • упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

«Найди предмет по плану»,

«Найди выход из лабиринта»,

«Клад».

2

  • сформировать представление о цилиндре, умение распознать цилиндр в предметах окружающей обстановки.
  • продолжить развитие пространственного представления.

«Разложи правильно»,

«Где находится»,

«Цилиндр»,

«Паспортный стол»

3

  • продолжить учить нахождения палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию,
  • составление числа из единиц,
  • развитие глазомера.

«Путешествие на поезде»,

«Состав чисел из единиц»,

Игра «Путешествие во времени».

4

  • закрепить умение составления фигуры из частей
  • закрепить свойства предметов
  • логическое мышление

«Какой фигуры не хватает?»

Игра-головоломка «Танграмм»


Месяц

Неделя

Программное содержание

МАРТ

1

  • учить составлять число из 2-х меньших (3),
  • продолжить расширять представление о частях,
  • формировать представление о времени суток и дней недели, их последовательности.

«Веселые человечки»,

«Составь картину»,

«Когда это бывает?»,

«Номер дома».

2

  • учить составлять число из 2-х меньших (4),
  • учить оперировать числовыми значениями цветных палочек
  • развивать внимание, память.

«Расставь по порядку»,

«Как  узнать номера домов?»,

«Как разговаривают числа».

палочки Кюизенера

3

  • учить составлять число из 2-х меньших (5),
  • закрепить временные отношения «раньше-позже»,
  • продолжать формирование представления о последовательности дней недели.

«Номер дома»,

«Что сначала, что потом»,

«Карусель»,

«Палочки можно складывать».

4

  • закрепить составление чисел (3,4,5),
  • продолжить учить оперировать числовыми значениями цветных палочек,
  • развивать умение сравнивать количество жидких тел,
  • сравнивать полученный результат, делать выводы и умозаключения.

«Как узнать номер дома?»,

Игра-эксперимент «В каком сосуде больше воды?».


Месяц

Неделя

Программное содержание

АПРЕЛЬ

1

  • закрепить у детей навыки ориентироваться в пространстве,
  • закрепить умение оперировать числовыми значениями цветных палочек.

«По порядку»,

«Веселые клоуны»,

Математические задачки:

«Номер дома»,

«Разговор с числами».

2

  • продолжить закреплять умения делить целое на две, четыре и более частей,
  • закрепление умения изображать фигуры в тетради в клетку,
  • развитие внимания.

«Чей домик?»,

«Числа цветные»,

«Дорисуй»,

«Веселая аппликация».

3

  • учить пользоваться простейшими таблицами
  • учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия,
  • закрепить умения сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерности в их расположении.

«В стране геометрических фигур»,

«Найди фигуру»,

«Рисуем по клеткам».

4

  • развивать умение сравнивать количество сыпучих веществ, сравнивать результат, делать выводы и умозаключения.
  • закрепить умение ориентироваться на листе тетради.
  • развивать слуховое восприятие.

Игра-эксперимент

«В какой кастрюльке больше крупы?»,

«Нарисуй узор» (графический диктант).


Месяц

Неделя

Программное содержание

МАЙ

1

  • закрепить навыки ориентирования на листе бумаги,
  • количественный счет,
  • продолжить развитие умения подбирать палочки по размеру.

«Цвет и число»,

«Нарисуй фигуру»,

«Веселая мозаика»,

«Найди и промолчи.»

2

  • закрепить умение группировать геометрические фигуры по цвету, форме и величине.
  • закрепить умение действовать по план-схеме.

Игры с обручем,

«Клад».

3

  • закрепить порядковый и числительный счет,
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве,
  • развивать умение выявлять и абсорбировать свойства, рассуждать, делать выводы.

Праздник-развлечение

«Веселая математика».

4

  • развитие способностей к логическим действиям и операциям,
  • развитие умения расшифровывать информацию, изображенную на картинках,
  • развитие умения действовать последовательно.

Математические игры,

Занимательные задачи,

Проблемные ситуации.

                                                                                      Программа кружка «Веселая математика» воспитатель Голыгина С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе " веселая математика с крошем и нюшей"

Конспект занятия по математике в старшей группе «Веселая математика с Крошем и Нюшей».Задачи:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять п...

Занятие по математике во II младшей группе «Веселая математика»

закреплять понятия один, много, ни одного.- закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов: большой-маленький, средний, высокий-низкий....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика».

Конспект НОДпо математике в подготовительной группе«Веселая математика». Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим...

конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе "Веселая математика с Машей и Медведем"

конспект разработан для развития математических способностей детей старшего возраста через игровую деятельность, а также привитие интереса к занятиям математикой....