Конспект занятия для подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Никологорская Надежда Васильевна

Конспект занятия по математике для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад №40 «Колокольчик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для подготовительной группы

Фряново 2016

Программное содержание

  • Упражнять в счете в пределах 10 (прямом и обратном порядке);
  • Закреплять представление о том, что при увеличении любого числа на единицу получается следующее по порядку число;
  • Закреплять представление о последовательности чисел в пределах 10;
  • Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Учить называть последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число;
  • Продолжать совершенствовать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи.

Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Мотивация: Поможем Герде найти Кая

Предварительная работа: Занятие по формированию элементарных математических представлений, чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», Д.И. «Соседние числа», просмотр мультфильма «Снежная королева»

Словарная работа: поровну, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол

Оборудование: фланелеграф, карточки с изображением цветов от1 до 10, карточки с изображением голубей (10 белых голубей и 10 серых). Видео-письмо, карточки с наглядными арифметическими задачами по количеству детей, снежинки по количеству детей, лист в клетку 5*5 по количеству детей, корзинка для метания, мягкие модули, снежки, тоннель, перекладина с муляжами сосулек. 

Источники: Н.С. Голицина «Конспекты занятий в подготовительной группе», Л.С. Метлина «Математика в детском саду», сказка Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Ход занятия

Воспитатель входит в детьми в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, для начала встанем в круг,

                                       Сколько добрых лиц вокруг!

                                       Мы все за руки возьмёмся

                                       И друг другу улыбнёмся.

Вы готовы к приключеньям?

Дети: -Да

Воспитатель: Вы готовы поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит можно начинать?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказки, а какой сказки – вы узнаете, если отгадаете загадку:

  1. на экране появляется сказочник из мультфильма Снежная королева, он загадывает детям следующую загадку

СЛАЙД  1

                         На санях, как ветер, мчится,

                         К ней опасно прислониться.

                         Лишь дотронься – заморозит,

                         В царство снежное увозит.

                         Злые чары в ход пускает –

                         Сердце в льдинку превращает.

Вероника, скажи, о какой сказке идёт речь (Снежная королева). Спросить нескольких детей, что бы они ответили.

Воспитатель: Правильно ребята, это сказка «Снежная королева».

                                      Чтоб в нашей сказке очутиться

                                      Сначала надо покружиться (дети кружатся)

                                      И вокруг ёлочки пройдём,

                                      А вдруг мы здесь что-то найдем.

Посмотрите, здесь лежит конверт. Надо проверить, вдруг там что-нибудь важное. Посмотрите здесь диск, а на нем написано «Видео-письмо». Давайте включим этот диску.

  1. Делаем вид, как будто включаем диск, на экране появляется Герда:

СЛАЙД  2

Герда: Как давно мой Кай пропал,

            Может он в беду попал.

           Нужно в путь мне отправляться,

           Отыскать скорее братца.

Воспитатель: Майя, как ты думаешь, кто отправил нам это видео-письмо.

Майя: Герда

Воспитатель: Правильно, Герда

Настя: Поможем, Герде, ребята,

             Брата ей вернуть обратно

             Нам нужно Кая срочно найти,

             Но ждут преграды на нашем пути.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики и попробуем вместе с Гердой добраться до замка самой Снежной Королевы!

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Вместе с Гердой мы попали в чудесный сад старой волшебницы.

На экране  изображение  цветочного сада старой волшебницы

СЛАЙД  3

В этом саду было много цветов, но от их запаха можно было уснуть.

Бедная Герда ей же нужно продолжать поиски. Ей ни в коем случае нельзя засыпать. Только мы сможем ей помочь, если выполним задания, которые оставила для нас Волшебница.

 

Работа с фланелеграфом

Посмотрите, ребята, в цветочном саду у Волшебницы много клумб с цветами. Воспитатель размещает в один ряд 10 карточек с количеством цветов от 1 до 10 (по порядку), причем вторую, четвертую, шестую и восьмую карточки ставит обратной стороной. Затем говорит:

Воспитатель: Карточки это клумбы, в которых Волшебница поместила числа. Каждое число живет на своей клумбе, но некоторые из них спрятаны. Надо определить какие числа спрятала Старая Волшебница. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку.

Воспитатель: Сколько всего клумб у старой Волшебницы? Посчитай Захар.

Захар: Десять клумб

Воспитатель: Какие по счету клумбы, в которых спрятаны числа? Ответь Вероника.

Вероника: Вторая, четвертая, шестая и восьмая

Воспитатель: Настя, скажи, которая по счету эта клумба (воспитатель показывает указкой на вторую клумбу) и подумай, какое число в ней спрятано

Настя: Вы показываете на вторую клумбу, в ней спрятано число 2.

Воспитатель: Молодец Настя, подойди и переверни карточку

Воспитатель: Вика, скажи, которая по счету эта клумба (воспитатель показывает указкой на четвертую клумбу) и какое число в ней спрятано

Вика: Вы показываете на четвёртую клумбу, в ней спрятано число 4.

Воспитатель: Молодец Вика, подойди и переверни карточку

Воспитатель: Серёжа, скажи, которая по счету эта клумба (воспитатель показывает указкой на шестую клумбу) и какое число в ней спрятано

Серёжа: Вы показываете на шестую клумбу, в ней спрятано число 6.

Воспитатель: Молодец Серёжа, подойди и переверни карточку

Воспитатель: Вероника, скажи, которая по счету эта клумба (воспитатель показывает указкой на восьмую клумбу) и какое число в ней спрятано

Вероника: Вы показываете на восьмую клумбу, в ней спрятано число 8.

Воспитатель: Молодец Вероника, подойди и переверни карточку

После того как все карточки будут открыты, воспитатель предлагает детям назвать все числа от 1 до 10 и от 10 до 1 сначала нескольким детям (по очереди), а затем всем вместе (хором).

Итак, мы выполнили все задания Волшебницы и отправляемся дальше вслед за Гердой.

Воспитатель: Вместе с Гердой мы попали во дворец, где живут принц и принцесса. Они не хотели отпускать ее, пока она не поиграет с ними в игру «Соседние числа» Давайте и мы тоже поиграем в эту игру и продолжим свой путь. Для этого нам с вами нужно встать в круг.

Воспитатель: Ребята, я буду говорить число и бросать вам мяч. Тот из вас, которому я брошу мяч, должен назвать соседей того числа, которое я скажу. Захар, давай покажем ребятам пример.

Проводится игра и мячом «Назови соседей»

Правила игры: дети встают в круг, воспитатель называет число от 1 до 10 и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать соседние числа  к тому числу, которое назвал воспитатель. Например воспитатель говорит число 5, а ребенок, поймавший мяч должен назвать число 4 и число 6.

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами поиграли, но нам пора отправляться дальше в путь. Присаживайтесь на стульчики. Дети садятся на стульчики.

Итак, Герда отправилась дальше в путь, но повстречалась в лесу с маленькой разбойницей.

СЛАЙД  4 (30 секунд)

У неё в доме на жердочках сидело много селых и белых голубей, но маленькая разбойница не знала, сколько их, потому что не умела считать и она ни за что не отпустит Герду дальше, пока та не поможет ей сосчитать. Ребята, посчитаем голубей?

Работа с фланелеграфом или наборным полотном.  

На наборном полотне в два ряда точно один под другим расположены 8 картинок серых и белых голубей.

Воспитатель: Представьте себе, что это жердочки в хижине меленькой разбойницы и на них в два ряда сидят голуби. Сколько серых голубей? Посчитай Захар.

Захар: 1,2,3,4,5,6,7,8

Воспитатель: Можно сказать, сколько белых голубей, не пересчитывая их? Ответь Настя

Настя: Да, их восемь

Воспитатель: Почему ты так решила?

Настя: Потому, что каждый белый голубь находится точно под серым, значит их поровну

Воспитатель: Давайте это проверим. Серёжа, громко сосчитай белых голубей.

Серёжа: 1,2,3,4,5,6,7,8

Воспитатель: как сделать так, чтобы серых голубей стало на один больше, чем белых? Ответь Вероника.

Вероника: надо прибавить одного серого голубя

Воспитатель добавляет одного серого голубя

Сколько их теперь стало?

Вероника: их стало девять

Воспитатель: Каких голубей больше? Ответь Вероника

Вероника: Серых

Воспитатель: Сколько их? Ответь Дима.

Дима: Девять

Воспитатель: Каких голубей меньше? Ответь Настя

Настя: Белых

Воспитатель: Сколько их

Настя: Восемь

Воспитатель: Какое число и на сколько больше 8 или 9? Ответь Захар.

Захар: 9 больше чем 8 на 1

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы серых и белых голубей стало опять поровну? Ответь Вика.

Вика: Нужно добавить одного белого голубя или убрать одного серого.

Воспитатель: Правильно, Вика, подойди, сделай так, чтобы голубей стало поровну.

Воспитатель: А сейчас я пересажу голубей. Воспитатель снимает голубей с наборного полотна и добавляет к белым еще одного голубя.

Воспитатель: Сколько голубей находится на верхней полоске? Ответь Майя.

Майя: Десять

Воспитатель: Сколько нужно поместить серых голубей, чтобы их было столько же сколько и белых?

Дети: Десять

Воспитатель: Серёжа, помести на нижнюю полоску столько же серых голубей, сколько белых на верхней полоске, точно один под другим, а мы с вами все вместе будем их считать: один и один – два, два и один – три, три да один-четыре… (Дети вместе с воспитателем считают картинки по мере того, как ребенок их выкладывает на полоске).

Воспитатель: Хорошо. Посмотрит, сколько всего белых голубей было у маленькой разбойницы? Ответь Дима

Десять

Воспитатель: Правильно, Дима. А сколько серых голубей? Ответь Серёжа

Серёжа: Тоже десять

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята.

Воспитатель: Итак теперь мы узнали сколько голубей было у маленькой разбойницы. И вдруг один из голубей сообщил Герде и маленькой разбойнице, что видел, как Снежная Королева увозила Кая далеко в северную страну Лапландию. Узнав об этом, Маленькая разбойница дала Герде в помощь Северного оленя, который помог бы ей быстро добраться до царства Снежной Королевы. Давайте посмотрим, как это было.

СЛАЙД  5

После просмотра фрагмента мультфильма

Воспитатель: Ребята, посмотрите по сторонам, может и мы, увидим дорогу, по которой продолжили свой путь Герда и северный олень. Давайте встанем со стульчиков. Дети встают со стульчиков и подходят к полосе препятствий.

Воспитатель: Путь в Лапландию не легкий.

Тут зима, кругом бело, много снега намело. Ребята давайте глубоко подышим морозным свежим воздухом. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. На вдох руки поднимают вверх, на выдох опускают.

На полу лежат белые валики или скамейка накрытая белой тканью.

 На пути сугробы, поднимайте ноги! Ходьба с высоким поднимание колен).

А по льду легко и точно мы шагаем на носочках. Ходьба на носочках.

Вот снежок полетел, под ногами захрустел. Ходьба на пятках.

Перед детьми дорожка засыпанная снежками. Воспитатель произносит слова.

Всё кругом белым бело, все тропинки замело. Дети помогайте, снег с дорожек убирайте. Дети берут каждый по 2 снежка и забрасывают их в корзину, тем самым расчищая путь дальше.

Посмотрите, ледяные пещеры перед нами,

И сосульки изо льда над головами.

До сосульки вы не доставайте и в пещеру скорей полезайте.

Перед детьми перекладина с высоко закреплёнными на ней сосульками. Дети, проходя под перекладиной, должны дотронуться рукой до сосульки. Затем сразу пролезть через тоннель.

Воспитатель: Мы с вами, как и Герда с северным оленем проделали этот не легкий путь до Лапландии. Ребята, давайте ещё раз глубоко подышим морозным свежим воздухом. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. На вдох руки поднимают вверх, на выдох опускают.

 

Молодцы, а теперь поторопитесь, быстро за столы садитесь.  Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, проверим, удобно ли мы сидим. Не мешаете ли вы друг другу. Чтобы не мешать друг другу стул должен стоять у ножки стола.

Воспитатель: Хорошо, сядьте удобно, спина прямая, руки на столе перед собой. Молодцы.

В царстве Снежной Королевы было много ледяных и снежных залов.

СЛАЙД  6

На столе у детей лежит снежинка, лист разлинованный  в клетку, пример с числами и цыфры.

Одна из снежинок прилетела к каждому из вас. Возьмите ее в руку давайте проследим за движением снежинки понаблюдаем за её полетом.

Белые, пушистые, легкие ,                            поднять снежинку вверх

Тихо с неба падают, будто бы пушинки.     опустить на уровень глаз

Вдруг поднялся сильный ветер,                   подуть на снежинку

Он снежинки крутит, вертит.                       продолжать дуть на снежинку   

И среди ветвей шумит.                                 ш-ш-ш, как шумит ветер

А снег летит, летит, летит…                        опустить снежинку на лист в клетку

Работа со снежинками по принципу графический диктант

Воспитатель: Снежинка полетела и опустилась на середину листа. Ребята, слушайте внимательно, выполняйте старательно. Сейчас я вам буду говорить, куда дальше передвигается снежинка, а вы выполняйте задание на вашем листе в клетку. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Снежинка полетела на две клеточки вверх, стоп, на две клеточки вправо. Где оказалась снежинка? Ответь Вероника.

Вероника: снежинка оказалась в правом верхнем углу.

Воспитатель: молодец, правильно. Посмотрите на экран. Где находится снежинка? Ответь Захар.

СЛАЙД  7 (включить паузу перед движением снежинки)

Захар: снежинка находится в правом верхнем углу.

Воспитатель: Вдруг опять поднялся сильный ветер и закружил снежинку. Понаблюдаем глазами за её движением по экрану. Дети наблюдают за движение снежинки (гимнастика для глаз) по экрану: из правого верхнего угла в левый верхний угол, далее в нижний правый угол, левый нижний угол и обратно в правый верхний угол.

Воспитатель: Снежинка покружилась и вернулась опять в правый верхний угол. Ребята, слушайте внимательно, выполняйте старательно. Сейчас я вам буду говорить, куда дальше передвигается снежинка, а вы выполняйте задание на вашем листе в клетку. Готовы?

Воспитатель: Снежинка полетела на четыре клеточки вниз, стоп, на четыре клеточки влево, стоп. Где оказалась снежинка? Ответь Настя.

Вероника: снежинка оказалась в левом нижнем углу.

Воспитатель: молодец, правильно. Посмотрите на экран.

СЛАЙД  8

На экране появляется изображение снежинки  в левом нижнем углу. Где находится снежинка? Ответь Серёжа.

Серёжа: снежинка находится в левом нижнем углу.

Воспитатель: Дальше снежинка полетела на одну клеточку вправо, стоп, на четыре клеточки вверх, стоп, на одну клеточку влево, стоп. Где оказалась снежинка? Ответь Вика.

Вика: снежинка находится в левом верхнем углу.

Воспитатель: молодец, правильно. Посмотрите на экран.

СЛАЙД  9

 Где находится снежинка? Ответь Дима.

Дима: снежинка находится в левом верхнем  углу.

Воспитатель: молодец, правильно.

СЛАЙД  10

На экране появляется живая снежинка, которая произносит:

Снежинка: Я летаю, я сверкаю

                    И кружусь, кружусь, кружусь!

                    Я желанья исполняю,

                    Всем, кому на нос сажусь!

                    Вы, конечно, вместе с Гердой,

                    Добрались до королевства,

                    Но, что б Кая отогреть,

                    Надо посчитать суметь:

                    Сколько нас всего пушинок,

                    Замечательных снежинок?                

Воспитатель: Ох, ребята, надо помочь Герде решить примеры, которые оставила для нас снежинка. У вас на подносах лежат карточки с примерами. Решив пример, вам нужно подобрать карточку с числом, которое у вас получилось. Карточки с числами находятся тоже на подносе

Дети индивидуально решают примеры. Воспитатель наблюдает за их работой, по необходимости, помогает.

Воспитатель: Итак, ребята, вы все решили примеры и подобрали карточку с правильным ответом. А теперь покажите мне карточки со своими числами.

Алена, какое число у тебя получилось?

Алена: 1

Воспитатель: Дима, какое число у тебя получилось?

Дима:  2

Воспитатель:Сережа, какое число у тебя получилось?

Сережа: 3 

Воспитатель:Полина, какое число у тебя получилось?

Полина:  4

Воспитатель:Настя, какое число у тебя получилось?

Настя: 5

Воспитатель:Вика, какое число у тебя получилось?

Вика: 6

Воспитатель:Захар, какое число у тебя получилось?

Захар: 7

Воспитатель:Вероника, какое число у тебя получилось?

 Вероника: 8 

Воспитатель:Посмотрите, что получилось?

СЛАЙД  11

Дети: Кай и Герда

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

На экране Кай и Герда

СЛАЙД  12

Кай и Герда: Много я дорог прошла,

                        Кая всё-таки нашла.

                        Спасибо, что вы помогли мне, ребята.

                        Знакомству с вами была я очень рада.

                        Но нам пора домой возвращаться,

                        Так что, до свидания, пора прощаться!

 Кай и Герда уходят и появляется сказочник. 

 СЛАЙД  13

Сказочник: Сказка двери закрывает, вновь вас в группу отпускает

Воспитатель: Ребята, что бы вернуться обратно в группу надо сказать волшебные слова: Встаньте на пятку, повернитесь, снова в группе окажитесь.

Ребята, мы снова в нашем детском саду, а чем же мы сегодня занимались? Скажи Вероника.

Вероника: Мы помогали Герде найти Кая .

Воспитатель: А как мы ей помогали? Скажи Захар.

Захар: Мы выполняли разные задания, считали, решали примеры

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами выполняли разные задания, решали примеры, а за то, что вы помогли Герде найти Кая, они оставили для вас угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...