Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Учимся пространственной ориентации. Лево – право»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Представленный конспект на тему: «Учимся пространственной ориентации. Лево – право» может использоваться в работе с детьми имеющими нарушения зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда» № 3

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Учимся пространственной ориентации. Лево – право»

Составила:

Учитель – дефектолог

Коновалова Людмила Ивановна

г. Благовещенск 2016 год

Я играю и учусь!

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна.

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой и поэтому очень важно как можно раньше научить ребенка ориентироваться в пространстве.

Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма и весьма  интересными. Если не половина, то треть тестируемых,  прежде чем поднять руку сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут, или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И что подобных проблем не было у наших детей, давайте поможем им освоиться с пространством как можно раньше. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Ни дня без тренировки!

У малышей до  трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Поэтому объясняя ребенку, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавая стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя любимого. Просто объясните ребенку, что правая ручка – это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир, например, родинка на правой руке. А другая рука соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более – менее понятно, попросите ребенка опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка – тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) – правое. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.

Многие вещи дети постигают в повседневной жизни как бы, между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве. Почаще обращайте внимание детей на такие понятия, как право, лево, верх, низ: «Сейчас мы откроем левую дверцу шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок, где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на нижней полке слева!». Во время одевания тоже не теряйте времени зря: «Давай наденем варежку, носочек, ботинок на правую ручку, а теперь – на левую!». Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у ребенка, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п.

Обратите внимание малыша, что когда взрослые люди здороваются, они протягивают друг другу правую руку. Поиграйте с ребенком в «Приветствие»: протягивайте ему правую руку, и пусть он в ответ пожмет ее нужной рукой. Ребенок  может поздороваться за руку с пришедшим с работы папой, приехавшей в гости бабушкой и т.д. Одним словом, используйте любую подходящую ситуацию, чтобы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.  

Зарядка страны Левоправии.

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентировки в пространстве. Хорошо если включите веселую музыку и позанимаетесь вместе с малышом. Попросите его поочередно поднять вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую вперед и т.п.». Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой! Прыжок влево! Прыжок вправо!». А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребенком на пол и продолжайте упражнение: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!». Польза от подобных упражнений не сводиться лишь к изучению понятий право - лево.  Такие занятия тренируют еще и внимание ребенка, умение выполнять действие по команде.

Игра домино «Зарядка».

Показать фото, где дети за игрой.

Цель игры: Развивать у детей зрительное  восприятие, сформировать навыки ориентировки в пространстве и оптико-пространственного анализа, активизировать внимание и память.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой.

Можно предложить ребенку поиграть маленьким мячиком бросая его попеременно, то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Постоянные повторения рано или поздно принесет свои плоды. Есть не мало замечательных стихотворений, которые можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

                   (И. Токмакова)

А можно веселый танец

Беги- вуги станцевать:

«Ручку правую вперед,

А потом ее назад,

И опять ее вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваясь в круге ….»

Дальше слова меняются так: «Ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д.». Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Упражнения на прогулке.

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой – правой, левой – правой!». Обращая внимание ребенка на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон слева, побежала кошка». Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!».

Такие нехитрые игры, тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодиться ему в будущем. Так что будьте терпеливы и снисходительны к ребенку, и все у вас получится.

Итак, представления о пространстве складываются  ребенка постепенно. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинают складываться представления о правом и левом, то есть формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз, и т.д. Не четко сформированное представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).  

В своей работе мы всегда используем игровые упражнения, разные ситуации. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игровые упражнения помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчать процесс усвоения знаний.

Игровые упражнения, обучающие отличать и называть правую и левую сторону.

«Где твои руки!?». Задание спрятать руки за спину. Взрослый сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному или нескольким детям показать свои руки и назвать их.

«Где шарик?». Задание: спрятать шарик в ладошку. Задача взрослого отгадать, в какой руке он? – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

«Какой рукой дальше?» Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, а потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняется представление детей о расстоянии (далеко – близко, дальше – ближе).

«Какой рукой быстрее?» Задание: собрать камешки, пуговицы, желуди сначала одной рукой, потом другой рукой. Можно предложить детям самим определить, какая рука проворнее правая или левая.

Большинству детей требуется немало времени, чтобы научиться различать правое и левое. Хорошим средством закрепления этих  понятий являются различные игры.

Игра «Мы водители».

Цель: развивать пространственные представления при изображении направления движения по готовой схеме.

Всем детям раздаются схемы движения автомобиля. Автомобиль стоит в гараже. Как проехать на почту, к детскому саду, к фонтану? Куда должна повернуть машина, мимо чего она будет проезжать!  

Схема движения на следующих занятиях меняется.

Задание: красная машинка направляется в домик с синим гаражом. Как  она поедет?

Ребенок: «Сначала машина повернула налево и остановилась около магазина. Затем она повернула направо и остановилась у светофора. Затем она еще раз повернула направо и направилась в сторону дерева. Затем она повернула налево и остановилась у заправочной станции».

В какую сторону она должна повернуть теперь, чтобы попасть домой? Завершите ее путь.

Игра «комната куклы Маши».

Цель: научить детей моделированию пространственных отношений, развивать речь детей, активизировать прослеживающую функцию глаз.

Предлагаем детям составить план размещения мебели.

Каждый ребенок составляет свой план. Дети рассказывают о своих планах.

В работе помогут следующие рекомендации:

- Главное не спешить в работе над заданиями, дайте ребенку возможность подумать, порассуждать.

- Не требуйте выполнения всех заданий сразу. Если ребенок устал и отвлекается, то сделайте перерыв.

- Во время работы почаще спрашивайте, что собирается делать ребенок, что он уже сделал.  Побуждайте его к словесным описаниям своих действий.

- Поощряйте успехи ваших ребят, помогайте им преодолевать трудности.

Желаю вам успехов и радости в совместной работе над формированием умений и навыков в пространственной ориентации.  

Вступительная речь.

Всю свою работу мы проводим с мыслью о школе, о том, что ребенок, войдя в нее сразу должен почувствовать себя членом коллектива, и найти в нем свое место и чтобы учеба для каждого стала радостью, а не нудной обязанностью.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости листа. Недостаточное развитие этих навыков может вызвать затруднения при овладении им письмом и другими важными видами деятельности. Умение различать правую и левую стороны – это очень важная предпосылка для многих видов обучения. Ее необходимо начинать как можно раньше, учить правильно использовать в речи понятие «право-лево», а также научиться быть более внимательными.

Каким вырастет каждый ребенок, в огромной степени зависит от нас, педагогов детского сада. Хотя мы проходим с ними по жизни короткий путь, но это как раз то время, когда добрые семена прочно ложатся в детскую душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему: «Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников».

Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему:«Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников»....

Конспект выступления на методическом объединении на тему: «Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Конспект выступления на методическом объединении на тему:«Методы и формы работы с родителямипо экологическому воспитанию»....

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»

Выступление на методическом объединение воспитателей: « Организация предметно – пространственной среды в группе по приобщению детей к художественной литературе»...

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»...

Выступление на методическом объединении по теме :"Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать реше...