Главные вкладки

    План - конспект занятия по формированию математических представлений в среднем возраста "Считаем и сравниваем вместе"
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

    Программные задачи:

    - формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;

    - формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур, умение сравнивать предметы по величине;

    - закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку цвета, формы;

    - закреплять пространственные представления: шире, уже;

    - закреплять счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством;

    - продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки;

    - учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;

    - развивать логическое мышление;

    - воспитывать интерес к занятиям математикой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekty_po_mat-ke.docx23.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект занятия по формированию математических представлений (средняя группа)

    Тема: Считаем и сравниваем вместе с Винни-Пухом.

    Программные задачи:

    - формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;

    - формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур, умение сравнивать предметы по величине;

    - закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку цвета, формы;

    - закреплять пространственные представления: шире, уже;

    - закреплять счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством;

    - продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки;

    - учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;

    - развивать логическое мышление;

    - воспитывать интерес к занятиям математикой.

    Материал:

    Демонстрационный – магнитная доска, изображения мультгероев Винни-Пуха и его друзей, снежинки из цветной бумаги, бумажные шаблоны ( овал, круг) и шарфики ( прямоугольники).

    Раздаточный – счётные палочки, шаблоны, прямоугольники из цветной бумаги.

    Ход занятия.

    I. Вводная часть.

    Ребята, мы с вами часто на наших занятиях путешествуем со сказочными героями, а сегодня, мы с вами будем считать и сравнивать вместе с … (На магнитной доске появляется изображение Винни - Пуха в окружении снежинок)…

    - С кем ребята? Вы знаете его? (Да, это Винни-Пух )

    - А что это вокруг Винни- Пуха? (снежинки)

    - Да, ребята, он мечтает, как он проведет свои выходные на катке вместе с друзьями.

    - На какие группы можно разбить эти снежинки? (По размеру и по цвету)

    - Какого цвета снежинки? (Голубые и белые)

    - Сколько снежинок голубых?(4 голубых)

    - А сколько снежинок белых ?( 5 белых)

    - Каких больше, белых снежинок или голубых? (белых)

    - Сейчас мы это проверим (Вызванный к доске ребенок на верхней полосе выкладывает белые снежинки, ниже, под каждой белой, - голубые. Выясняется, что белых больше, чем голубых (голубых меньше, чем белых)

    - На сколько белых снежинок больше, чем голубых? (На 1 снежинку)

    - Что надо сделать, чтобы снежинок стало поровну? (Убрать или добавить 1 снежинку)

    II. Основная часть.

    Винни- Пух очень любит заниматься, а особенно играть в игру «Составь фигуру».

    Давайте и мы поиграем? (У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек)

    - Возьмите 4 палочки и составьте из них , а из трех палочек - .

    - Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)

    - Чем отличаются? (У - 4 угла и 4 стороны, у - 3 угла и 3 стороны)

    - Возьмите в левую руку круг , а в правую -овал

    - Чем и 0 отличаются от и ? (У и 0 нет углов)

    III. Физминутка.

    - Что-то мы засиделись. Винни-пух предлагает нам провести физкультминутку.

    Ветер тихо клен качает,

    Вправо, влево наклоняет:

    Раз- наклон и два – наклон,

    Зашумел ветвями клен.

    ( ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

    IV. Заключительная часть.

    - Винни-Пух очень заботятся о своем здоровье и зимой обязательно закаляется, ходит с друзьями кататься на коньках, и не забывает взять с собой шарфики. Винни-Пух берет с собой широкий и длинный шарф, а его друг Пятачок - узкий и короткий. (На доске два прямоугольника и у ребят на столе два прямоугольника)

    -Ребята, на какие геометрические фигуры похожи эти шарфики?( на прямоугольники). Найдите у себя на столе эти фигуры.

    -Поднимите вверх прямоугольник который напоминает шарфик Винни-Пуха. Молодцы.

    -А теперь, поднимите тот прямоугольник, который напоминает шарфик Пятачка. Правильно, ребята!

    - Как вы определили, какой из них кому принадлежит? (Приемом наложения и приемом приложения. Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка)

    V. Итог.

    - Итак, ребята, Винни-Пух с друзьями отправились на каток, а наше занятие подошло к концу.

    - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

    (сравнивали предметы по размеру, ширине, длине, цвету, называли геометрические фигуры и сами их составляли и сравнивали по форме, считали предметы).

    Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. На следующем занятии мы с вами продолжим изучать цифры (и познакомимся с цифрой 6), будем считать больше предметов и узнаем другие признаки сравнения. (можно сравнивать по высоте, по объему, по весу и др,)

    Использованная литература:

    Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.

    Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

     «Транспорт»

    Задачи:
    Закрепить количественный, порядковый и  обратный счет, учить сравнивать числа.

    Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги и по клеточкам.

    Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Упражнять в различении геометрических фигур.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление,  творческие способности,  познавательный интерес.

    Формировать навыки самостоятельной работы. 

    Целевые ориентиры: обладает элементарными представлениями из области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Интеграция деятельностей: познавательно-исследовательскаявосприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная, изобразительная, игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

    Материал: лист бумаги, на котором точками и цифрами обозначен контур самолета; тетради, ручки, карандаши; геометрические фигуры; картонные дома с номерами; пособие для игры «Что лишнее», мяч.

    Ход деятельности:

    1. Организационный момент. 

    – Ребята, вы любите путешествовать?

    – На чем можно путешествовать?

    – А на чем могли путешествовать люди в древние времена? (ответы детей)

    2. Основная часть. 

    – Предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете, если выполните задание. Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, вы узнаем, на чем мы с вами будем путешествовать (дети выполняют задание) 

    – Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Выставляется самолет) 

    3. Графический диктант. 

    – Теперь нам необходимо составить маршрут полёта.

    Работа в тетрадях: одна клетка вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо. Далее самостоятельно по образцу.  

     4. Работа с геометрическими фигурами. 

    – Ну вот, сели удобнее, заняли свои места. Но чтобы наш самолет поднялся, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них. Вот они перед вами – разноцветные геометрические фигуры.

    – Поднимите самый большой круг?

    – Теперь поменьше круг?

    – Сколько красных фигур? Сколько желтых?

    – А сколько всего геометрических фигур?

    – А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат, сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?

    – Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.

    Каждый угол в нем прямой.

    Все четыре стороны одинаковой длины.

    Вам его представить рад

    Как зовут его…. (квадрат) 

    – Пристегнули ремни, завели мотор, расправили крылья, полетели у-у-у-у.

    – А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте вспомним названия сказок, в которых живут числа: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Два мороза».

    5. Работа с числовым рядом. 

    – Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Какая красивая улица и дома, какие высокие стоят. Кто интересно в них живет? (предположения детей)

    – Ребята, а что еще есть у этих домиков? (номера)

    – Правильно. А по порядку ли стоят эти номера? (дети исправляют ошибки)

    – Какое число стоит за числом 2?

    – А перед числом пять?

    – Назовите соседей числа шесть?

    – Какое число записывается двумя цифрами?

    – Число меньше 8 на 1?

    – Укажите мне цифру, которая показывает, сколько раз в году бывает день рождения?

    – Покажите цифру похожую на неваляшку.

    –Как называется фигура, у которой столько углов, сколько показывает эта цифра (3)? 

    6. Игра "Четвёртый лишний".

    – Ну, пойдем теперь дальше. Смотрите, еще дома стоят. Здесь каждый дом может быть лишним:

    1) 1-й домик с одним окошком, а остальные - с двумя;

    2) 3-й домик выше остальных;

    3) 4-й домик имеет прямоугольную крышу, а остальные – треугольную. 

    7. Физкультминутка.

    -Ой, ребята, мы с вами находились по улице! Надо бы нам размяться!

    Физкульт. минутка

    "Головою три кивка"

    Раз -  подняться, подтянуться,      (потянуться)

    Два - согнуться, разогнуться,       (прогнуться руки на поясе)

    три - в ладоши три хлопка,          (хлопки в ладоши)

    Головою три кивка                       (движение головой)

    На четыре - руки шире,               (махи руками)

    Пять руками помахать                      (руки в стороны)

    Шесть на место сесть опять.            (присели)

    – Летим дальше. Пристегнули ремни, завели мотор, расправили крылья, полетели у-у-у-у.

    – Мы с вами ребятки попали в сказочный лес. Из него нам с вами надо выбраться, а поможет нам зайчик. 

    Игра на внимание «Запрещённое слово»:

     дети встают в круг. Зайчик называет запрещенный вид транспорта (например, поезд). Затем бросает кому-то из ребят мяч и называет любой вид транспорта. Ребёнок ловит мяч, а если это «поезд», то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить: выбрать 2 или 3 запрещённых слова.

    8. Математический диктант. 

    –А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. 

    Математический диктант: 

    В левом верхнем углу нарисуем прямоугольник. 

    В правом нижнем углу треугольник. 

    В левом нижнем углу квадрат. 

    В правом верхнем углу круг. 

    – Ключ на старт. Считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели! 

    – Мы вернулись в группу, можно поиграть. Но сначала наведем порядок на борту нашего самолета (дети убирают раздаточный материал, тетради, карандаши)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию математических представлений у дошкольников в подготовительной группе для детей с ОНР

    Конспект занятияпо формированию математических представлений у дошкольниковв подготовительной группе для детей с ОНР Пашкова Ирина Ивановна МДОУ ЦРР д\с №12 ст. Каневской Программные з...

    Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «Приключение Дюймовочки»

    Проводит: Кононкова Любовь Фёдоровна.- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным спосо...

    Конспект ООД по формированию математических представлений в средней группе

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» у детей средней группыОбразовательная область: познавательное развитие (формирование элементар...

    Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «В гостях у Мальвины»

    конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе. счёт до 5, ориентировка в пространстве...

    Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

    Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

    Конспект НОД по формированию математических представлений в средней группе на тему «Бабочки»

    Цель: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5)...

    Конспект открытого занятия по формированию математических представлений в средней группе «Веселый счет»

    Занятие разработано для формирование элементарных математиеских представлений с детьми среднего возрата.Расширять знания детей о геометрических фигурах; умение различать и называть    г...