конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Иванова Татьяна Владимировна

Непосредственная образовательная деятельность по освоению образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по освоению образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Тема. «Как ребята цифру 5 спасли»

Цель. Продолжать формировать  и расширять элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу детей в игровой деятельности.

Интеграция образовательных областей.

  • речевое развитие,
  • познавательное развитие,
  • социально-коммуникативное развитие.

Задачи.

  • Образовательные. Способствовать формированию  более  глубоких и четких представлений о числах с помощью художественного слова и образов. Закрепить знание геометрических фигур, повторить прямой и обратный порядковый счет, смысла знаков арифметических действий <,   >, =.
  • Воспитательные. Воспитывать дружественные чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
  • Развивающие. Развивать пространственное восприятие,  логическое мышление, внимание, память

Предварительная работа. Решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.

Материалы к занятию. Плоские фигурки героев сказки «Теремок»на магнитах; карточки «Дни недели»; конверт.

Раздаточный материал. Цифры от 1 до 10, математические знаки; карточки «потерянные знаки»; геометрические фигуры, лист бумаги А4.

Методы и приёмы.

  • игровой (сюрпризный момент);
  • словесный  (вопросы, беседа, логические задачи);
  • наглядный (демонстрационный материал)
  • анализ занятия, поощрение.

Этап, его продолжительность

Содержание совместной деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Вводная часть

организационный момент,

2 мин.

Собирает детей вокруг себя.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И  на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И здороваться пойдем!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам.

У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.

Задаёт положительный эмоциональный настрой.

Предлагает детям поздороваться с гостями.

Выполняют движения в соответствии со словами.

Приветствуют гостей, делясь своим теплом

Беседа.

проблемная ситуация и постановка цели занятия,

2 мин.

Ребята! В следующем году вы пойдете в школу, научитесь читать, писать, считать. А какая самая лучшая оценка? Ответы детей. Я приготовила  для вас цифры, давайте выложим их по порядку. Дети выкладывают, замечают, что нет цифры 5. Куда  пропала цифра, без нее нельзя научиться  правильно, считать, получать «отлично» в школе.  

Приходит смс:

«Чтоб «5» вам спасти –

Нужно много вам пройти:

Сложные задания, забавные свидания,

Всё вы встретите в пути,

А помогут вам идти –

Все ваши знания.

Баба Яга».

Педагог: Вот в чем дело! Баба – Яга плохо училась в школе, поэтому похитила пятерку, чтобы все ребята были тоже двоечниками. Но нам это не подходит.

Педагог: Что же нам делать?

Дети: Спасти «5».

Педагог: Мы отправимся в страну знаний, выполним задания Бабы Яги  и вернём цифру 5.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

Выкладывают цифровой ряд.

Выдвигают предположение.

Беседа.

Игровое упражнение.

Обобщение.

Практические действия.

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Основная часть

начало выполнения действий по задачам НОД,

13 мин.

Перед тем как отправиться в страну Знаний, предлагаю немного размяться.

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10?

Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний попади!

Вот мы и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать полными ответами.

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними!

Первое задание вы найдете на подоконнике слева от парикмахерской.

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный,

вторник – оранжевый,

среда – желтый,

четверг – зеленый,

пятница – голубой,

суббота – синий,

воскресенье – фиолетовый.

Дети берут по одной карточке.

Педагог: обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

Педагог: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Педагог: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

  • пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
  • воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
  • суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).

Педагог: С первым заданием мы справились.

Второе задание вы найдете на книжной полке.

«Кто в домике живёт?» 

Работа с моделью  сказки «Теремок».        

Цель: закрепление порядкового счёта.

Педагог: Ребята, мне кажется это герои  какой- то сказки, как вы думаете, что это за сказка?

Дети: «Теремок».

Педагог: Баба Яга перепутала всех героев сказок, давайте поставим по порядку, так как они появлялись в сказке.

Вопросы:

- Кто пришел  первым в сказке «Теремок»? кто втором, третьим, четвертым…

- Сколько всего героев?

- Кто самый большой? А самый маленький?

Проводит игру

Проводит игровое упражнение.

Предлагает детям ответить полными предложениями, следя за грамматическим строем речи.

Отвечают на вопросы.

Находят конверт с заданием.

Участвуют в диалоге, вспоминают раннее усвоенное, отвечают на вопросы.

Находят конверт с заданием.

Беседа, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Игровое упражнение.

Беседа, игровые приемы, наблюдение.

Решают проблемную ситуацию.

Динамическая пауза,

1 мин

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики.

Стоит в поле теремок  (пальцы раздвинуты в стороны)

На двери висит замок (пальцы переплетены в замок)

Открывает его  волк (движения кистями в лево, в право)

Дёрг-дёрг , дёрг-дёрг (движения кистями к себе, от себя)

Пришёл Петя-петушок (пальцы подняты вверх изображая гребешок)

И ключом открыл замок (пальцы размыкают, изображая крышу)

Проводит пальчиковую гимнастику.

Участвуют в игре, выполняют упражнения.

Игровые приемы.

Актуализация имеющихся знаний и представлений, выполнение работы,

3 мин

Следующее задание вы найдете под доской.

«Математические задачки»

Цель: Дети выполняют задания за столами, один ребёнок у доски.

  1. Вышла курочка гулять,

Забрала с собой  цыплят.

Шесть бежали впереди,

Один остался позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Помогите же ребятки,

Сосчитайте всех  цыпляток. (7)

Педагог: Как у вас получилось число 7, давайте выложим решение этой задачки с помощью наших карточек. 6+1=7

  1. Семь ребят в хоккей играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает –

Сколько их теперь играет? (6)

Педагог: Как у вас получилось число 6, выложите решение при помощи карточек. 7- 1= 6

Педагог: С задачами Бабы Яги мы тоже справились, я предлагаю всем отдохнуть.

Находят конверт с заданием.

Выполняют практическую работу, решают задачи.

Упражнения конструктивного характера.

Парные формы организации деятельности.

Динамическая пауза,

1 мин

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

На 4 – руки шире

5 – руками помахать

6 – тихо сесть.

Проводит физкультминутку.

Выполняют физические упражнения.

Игровые приемы.

Актуализация имеющихся знаний и представлений, выполнение работы,

6 мин

Следующее задание. У вас на столах карточки, вы должны правильно расставить  знаки <, >, =.

«Потерянные знаки»

Цель: закрепление значение математических знаков  <, >, =.

6 * 8        10 * 9        8 * 4        10 * 10

3 * 9        7 * 7       4 * 10        6 * 6

8 * 9        10 * 5        4 * 5

Последнее задание . Вам надо составить узор из геометрических фигур по образцу.

«Математический диктант» .

Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, закрепление знаний о  геометрических фигурах.

В центре - солнышко,

в левом верхнем углу - треугольник,

в левом нижнем – овал,

в правом верхнем - квадрат,

в правом нижнем - прямоугольник,

Наблюдает за выполнением заданий.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, проставляют знаки.

Беседа.

Игровое упражнение.

Обобщение.

Практические действия.

Заключительная часть.

итог занятия, рефлексия,

2 мин.

Педагог: Отлично! С заданиями Бабы Яги мы справились. Слышите, ребята, к нам идёт кто то.

Входит взрослый и передаёт конверт

Педагог: Ребята, в конверте записка давайте её прочтём:

«Спасибо вам, ребятушки

За старание и умения!

Постарались вы, ребята,

Я, поверьте, очень рада.

Цифру 5 вам возвращаю,

Хоть души я в ней не чаю,

Детям цифра 5 нужней.

С ней учеба веселей».

Педагог: Ну что ребята, мы с вами, с помощью  силы знаний разыскали и вернули  цифру 5. Давайте её вернём на своё место. (Подводит общий итог занятия): Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Почему? Что для вас было сложным?
Что было интересным?
 (обязательно нужно выслушать ответы всех желающих, поскольку занятие строится на методе проблемно — диалогического обучения). 

Педагог: А ещё Баба Яга вернула всем цифру пять. Вы все её заслужили (педагог раздаёт всем детям карточку с цифрой пять).

Подводит итог занятия.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"

конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с  применением технологии деятельностного метода(проблемный)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ФЭМП в подготовительной группе

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Использование сенсорных коромысел, экологического пано по технологии В.Ф. Базарного....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Часы"

Цели:Познакомить детей с часами и их назначением;Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе

Занятие в интересной увлекательной форме  позволяет закрепить знания детей по пройденному материалу....

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....