НОД«Математическое путешествие в город Мастеров»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

На занятии решаются следующе задачи:

- формировать умение самостоятельно анализировать схемы и модели, преобразовывать и составлять по ним изображения;

- классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме и положению;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_avtosohranennyy.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе МКДОУ №8 г.Сим

Морозовой Т.Н.

1. Образовательная область «Познавательное развитие»

2. Тема НОД «Математическое путешествие в город Мастеров»

3. Программное содержание:

Образовательная задача:

- формировать умение самостоятельно анализировать схемы и модели, преобразовывать и составлять по ним изображения;

- классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме и положению;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.

Развивающая задача:

- развивать пространственное представление и воображение, логическое и конструктивное мышление.

Воспитательная задача:

- воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия между сверстниками, умение работать в группах.

4. Словарная работа на НОД:

- активизация словаря детей  понятием «мастер», названиями профессий.

5. Индивидуальная работа с детьми: самопроверка.

6. Предшествующая работа по подготовке к педагогическому мероприятию: подготовка оборудования - проектор, экран, презентация, видеообращения мастеров, по 4 браслетика зелёного и жёлтого цвета, 8 бейджиков с изображением мастеров, 2 схемы корабля, 2 набора головоломки «Танграм», 2 схемы к игре «Сотки ковёр», 2 набора кубиков «Сложи узор», 2набора счётных палочек, 8 простых карандашей, 8 листов в клеточку формата А 5. Солнце, лучи красного, жёлтого и оранжевого цвета.

Ход педагогического мероприятия

Организационный момент.

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность.

В это время посредством презентации звучит сигнал (вызов по скайпу)

Воспитатель: Послушайте, нам звонят. А кто это, интересно. Сейчас узнаем.

Видеозапись: «Здравствуйте, ребята у нас в городе мастеров страшный переполох. Наш король каждому мастеру дал задания и велел выполнить их к утру. Чтобы выполнить приказ короля, нам всем нужна математика, а она исчезла куда-то, мы просто не знаем, как быть! Нам очень нужна ваша помощь!!! Если вы согласны, то я вышлю вам карту нашего города».

Воспитатель: А вы готовы помочь мастерам? А как можно им помочь? (ответы детей). А каких людей можно назвать мастерами? Мастера бывают разные: резчики по дереву, ткачи, архитекторы, стеклодувы.

Посмотрите внимательно на свои цветные браслетики: вы заметили, что они двух цветов, таким образом вы поделитесь на 2 группы и будете работать в группах. А сейчас все возьмите себе бейджики схожего цвета с изображением мастеров.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, кто кем стал.

Воспитатель: А теперь мы готовы отправиться в путь в город мастеров. А вы знаете дорогу? И я не знаю, куда нам идти, как найти дорогу? (ответы детей – навигатор, спросить у прохожих, 2 ГИС, карта). А посмотрим на экран, житель города обещал нам её выслать.

На слайде рассматриваем карту.

  Воспитатель: Посмотрите, в нижнем правом углу дети и  стрелка, которая указывает направление в котором нам надо двигаться. Но на нашем пути  препятствие – река. Скажите пожалуйста, как можно преодолеть это препятствие? (Ответы детей: лодка, корабль)

Правильно, нам нужен корабль или лодка, а где мы их возьмём? ( Ответ детей: построим.)

Воспитатель: Посмотрите на схему корабля, который вам нужно сконструировать. (Обсудить из скольких частей состоит корабль (2) . Из каких геометрических фигур составили сам корабль? Парус?)

Воспитатель: Я предлагаю каждой команде подойти к столу №1(группа с зелёными браслетами подходит к зелёному столу, группа с жёлтыми  - к жёлтому столу) и посмотреть, есть ли на столах материал для постройки корабля.

Дети находят на столах геометрический конструктор «Танграм». 

Воспитатель: А кто из вас строители? Чем занимаются строитель? Что строит строитель? Какие у них инструменты?  Вот вы будете главными строителями, будете строить корабль, а остальные в группе будут вам помогать.

Приступаем к работе.

Проверяем по схеме.

Воспитатель: Итак, справились, переплыли реку и продолжаем двигаться по маршруту.

Давайте посмотрим на карту и узнаем, куда нам идти дальше. На карте увидели стрелку, которая ведёт к мастерской ткача. Кто такой ткач? Что он изготавливает? Есть ли у него инструменты и материал? Как вы думаете, что делает ткач? (ответы детей).

Включается видеозапись. «Здравствуйте, ребята. Король приказал мне к завтрашнему дню выткать для него два ковра. А я никак не могу закончить свою работу. Из города исчезла математика, а вместе с ней все геометрические фигуры, которые мне нужны для работы! Помогите мне, пожалуйста!».

                              Игра «Сделай узор»»

Воспитатель: Группы подойдите к столу №2.У каждой группы есть схема ковра, который нужно сделать. Задача каждой группы выполнить задание правильно и соткать ковёр. Ковёр вы будете изготавливать с помощью специального набора кубиков, на сторонах которых изображены геометрические фигуры. Ребята, посмотрите на свои бейджики, у кого изображён ткач, вы будете в вашей команде изготавливать ковёр, а остальные ребята будут подсказывать, какие кубики вам понадобятся.

(дети выполняют задание, обсуждают, какие геометрические фигуры необходимы).

Слайд со зрительной гимнастикой.

Воспитатель: Продолжаем свой путь. Давайте с вами посмотрим на карту, следующая стрелка ведёт нас в мастерскую портного. Как вы думаете, что делает портной?  Какие у него инструменты?

На слайде видеозапись. «Король приказал мне сшить наряды  для принцесс и   для принцев. А я ошибся и сшил для принцессы два платья лишних, а двум  принцам наряда не хватило. Помогите мне решить эту проблему».

Воспитатель. Ребята, посмотрите на свои бейджики и поднимите руку,  кто из вас  портной. Вы будете выполнять эту работу, а группа будет вам помогать.

Игра с палочками

Воспитатель: Пройдёмте к мольбертам. Перед вами модель платья для принцессы из палочек. Нужно переложить 2 палочки, чтобы у нас получился наряд для принца.

Выполняют задание, проверяют ответ на экране.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше на помощь к другим мастерам, давайте посмотрим на карту. Следующая стрелка направляет нас к мастерской архитектора. Кто такой архитектор? Как вы думаете, чем занимается архитектор? Правильно, архитекторы готовят различные чертежи дворцов, парков и фонтанов, по которым происходит строительство. Есть ли у архитектора инструменты?

На слайде видеозапись. «Король мне дал задание построить чертёж королевского замка для принцессы, но с тех пор как в нашем городе пропала математика, я не могу построить чертёж королевского замка! Просто беда! Помогите мне, пожалуйста!».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем с вами архитектору (ответы детей). Тогда проходите за столы №3 (на столах лежат листы в клетку и карандаши). Посмотрите внимательно на свои бейджики. Поднимите руку, у кого на бейджике изображён архитектор, вы будете главными архитекторами. Будьте внимательны, ошибаться нельзя, мы с вами будем строить чертёж королевского замка (после того как дети выполнили графический диктант, воспитатель предлагает главным архитекторам проверить, все ли справились с заданием).

Графический диктант «Замок»

Воспитатель: начинаем чертёж от точки, 1 клетка влево, 1 – вверх, 1 – вправо,1 – вверх,1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 3– влево, 4 – вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, вот такой замок у вас должен получиться. Получился у вас замок? Главный архитектор, проверь. Молодцы, справились с заданием.

Посмотрим на карту, что же дальше? Стрелка указывает на корону. Что это означает, как вы думаете?

На слайде салют и звук фанфар. На слайде видеозапись. Король: «Дорогие ребята. Я король города Мастеров. Благодаря вам в наш город вернулась математика! Вы настоящие мастера. Спасибо вам за помощь».

Воспитатель: Ребята, мы с вами помогли жителям города Мастеров и нам пора возвращаться в детский сад. Вы все хорошо потрудились, спасибо вам за работу.

                                             Рефлексия «Солнышко»

Ребята, посмотрите, кроме математики, которую вы нашли, в город пришло и солнце, но  без лучей. Лучики солнцу добавите вы. Их три цвета. Если вам было выполнять все задания легко, то дарите солнцу жёлтый луч. Если вам было немного сложно, то оранжевый луч. А если вам все задания казались сложными, то красный луч.

 Самоанализ.

Планируя данное занятие и учитывая, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, выбрала наиболее приемлемую и  эффективную форму, как игра - путешествие.

При планировании  занятия были учтены возрастные и психофизические особенности детей: подбор материала и оборудования.

Структура НОД построена с учётом ФГОС ДО и включает три этапа, взаимосвязанных между собой. Вводная часть - заинтересовала детей при помощи введения в игровую ситуацию: видео звонок от мастера и создание проблемной ситуации (помощь жителям города мастеров).

На протяжении всей НОД дети передвигались по карте - схеме и выполняли задания мастеров, после  выполнения каждого задания дети проводили самопроверку и продвигались к следующему этапу. В итоге, в заключительной части вернули математику - таким образом, решила воспитательную задачу, и проблемную ситуацию.

Цели и задачи НОД соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО и возрастным возможностям. Цель НОД  развивать математические способности детей посредством моделирования, достигается эта цель через поставленные развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Основная задача  - развивать умение  самостоятельно анализировать схемы и модели и составлять по ним изображения. Эта задача решалась через игры: «Сотки ковёр», «Построй корабль», «Начерти замок» с применением приёмов  плоскостного моделирования, приёма сравнения, анализа и обобщения,  и практического приёма (работа с дидактическим материалом). Всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и формированию математических представлений.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности, был осуществлен дифференцированный подход –  организована работа по подгруппам и каждый выполнял своё задание на конкретном этапе. В задании на ориентировку на листе бумаги дети осуществляли взаимопроверку друг друга. На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся знания детей.

Для активизации работоспособности детей, снижения утомляемости применила здоровьесберегающих технологии: - зрительную гимнастику с помощью ИКТ;  - смену деятельности во время занятия (дети в течении всего занятия передвигались по залу, беседа и ответы на вопросы чередовались с практическими упражнениями). Постоянно поддерживать интерес позволяли видеозаписи героев города Мастеров, короля и музыкальное сопровождение.

В заключительной части был подведён итог занятия, дети получили благодарность – видео обращение от героя.

В рефлексивно – оценочном этапе занятия детям было предложено оценить свою работу и  выразить отношение к своей деятельности с помощью разного цвета лучей солнца. Деятельность всех детей мною была оценена положительно. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением и медальками лучших мастеров и браслетиками в подарок.

Данная структура занятия вполне оправдана. Познавательный интерес способствовал формированию  математических категорий, а применение метода моделирования увеличило его эффективность. Подобранные задания развивали логическое мышление и пространственное воображение. Дети были активны, могли самостоятельно  объединяться для совместной игры и труда, договариваться  друг с другом.

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Интегрированное занятие "Путешествие в город Мастеров"

Формировать умение детей-классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, варьируя во времени;- составлять рассказ о происхождении предмета;- понимать и реализовывать в своем поведении нравст...

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Поэтическо-математическое путешествие по городу Санкт-Петербургу.

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

«Математическое путешествие в город Мастеров»

Занятие по Формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе....

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)...