Формирование познавательного интереса к математике у дошкольников
проект по математике на тему

Соломасова Тамара Николаевна

Познавательный интерес к математике у детей дошкольного возраста формируется не только в непрерывной образовательной деятельности, не и во время математических досугов. Использование занимательного материала в досуговой деятельности  вовлекает детей в удивительный мир математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практико-значимый проект30.9 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Формирование математических представлений, согласно ФГОС дошкольного образования, входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, ознакомление со свойствами и отношениями объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время, причина и следствие и т. д.).  Именно, познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.), а, следовательно, и успешного обучения в школе.

       Актуальность в том, чтобы ребенок был заинтересован математической деятельностью. Если данная деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Как сделать так, чтобы такое желание возникло? По  моему мнению, необходимо использование  не только проведение непрерывной математической деятельности (занятий), грамотно организованной развивающей предметно – пространственной  среды в дошкольном учреждении, но и проведение досугов с использованием  разнообразных игр и упражнений математического содержания.

Цель проекта: определить эффективность досуговой деятельности в формировании познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

  1. изучить литературу по проблеме формирования познавательного интереса  у детей дошкольного возраста;
  2. выявить уровень познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к математике;
  3. разработать перспективное планирование математических досугов со старшими дошкольниками.

       Гипотеза проекта основывается на предположении  о том, что проведдение досугов математического содержания повышает познавательный интерес дошкольников к математике.

        Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы основные методы: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; игровые упражнения; проведение занятий – тестов с использованием адаптированных методик,  обобщение полученных результатов.

     В педагогической практике при формировании элементарных математических  представлений познавательный интерес рассматривается как стимул процесса обучения детей дошкольного возраста; как средство активизации общей познавательной деятельности ребенка. Также -  как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения знаний.

      Насколько сформирован познавательный интерес у старших дошкольников мы узнали, применив методику изучения интереса к математике «Метод парных сравнений» (Л.Н. Вахрушева). Цель методики: определение наличия и степени устойчивости интересов к математике.

     Исследование проходило во второй половине дня. Индивидуально каждому ребенку предъявлялось 10 сочетаний по три вида занятий, в каждом из которых нужно выбрать одно занятие, которое нравится.

     У детей, участвующих в исследовании, на начальном этапе отмечается средний и низкий уровень познавательного интереса к математике. Следовательно, работа с дошкольниками по формированию математических представлений должна быть построена так, чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, отношений, действий.

      Наряду с занятиями,  мы  составили перспективное планирование математических досугов для всех возрастных групп (см. Приложение 2). Дошкольники очень любят соревнования и развлечения (досуги), в том числе математические, общие задачи которых можно определить следующие: доставлять радость детям, воспитывать интерес к математике, развивать мыслительные процессы, закреплять определённые математические навыки, использовать в речи математические понятия.

Красочно иллюстрированные и, возможно, музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. С помощью математических досугов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах; учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях.  развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

     Математические досуги также ценны для формирования нравственно-волевых качеств, таких как настойчивость в достижении цели, самостоятельность, активность, находчивость.

     Мы  проводили досуги один раз в квартал  на основе разнообразного занимательного математического материала,  дидактических игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, фрагментов сказок.

Материал подбирался с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.

     Наиболее запоминающимися для детей были досуги, проведенные на улице в теплое время: «Путешествие в Цифроград», «Цирковое представление». Королева Цифрограда приготовила для детей различные веселые задания: «Соедини правильно», «Числа шагают по порядку», «Отличник» и др. В конце досуга все получили сладкие призы.

На «цирковой арене» выступал  клоун Клепа, который не умел считать,  дети его с удовольствием учили: и считать, и цифры правильно называть, и загадки отгадывать, а Клепа их веселил.  

     Ценность математических досугов на улице в том, что у детей закрепляют математические навыки, формируется интерес к математике,  при этом они физически развиваются, так как их двигательная активность не стеснена пространством группы.

Произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, большинство их них стали активнее заниматься, «играть в математику».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников....

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников

Консультация для педагогов«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»...

«Формирование познавательных интересов к математике через воздействие с объектами окружающего мира.» сообщение из опыта работы ст.гр.

Формирование познавательных интересов к математике и создание предметно-развивающей среды...

Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников.

Познавательный интерес - основа учебной деятельности...

Дидактические игры - средство формирования познавательного интереса к математике

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей....

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста...