конспект НОД по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Светлана Владимировна Алексашина
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_dlya_metodista.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51 города Карталы»

Конспект

Непрерывно образовательной деятельности

по математическому развитию

на тему: «Путешествие    по сказке «Гуси-лебеди»

Подготовил и провел:

Воспитатель Алексашина С.В.

2017год

      Тема: «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

      Цель:

формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала.                    

     Задачи.
Обучающие:

  • закреплять умение детей определять время по часам;
  • закреплять навык построения многоугольников;
  • закреплять навыки ориентировки в пространстве;
  • формировать у детей чувство уверенности в своих знаниях.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать умение внимательно слушать и быстро выполнять указания педагога.

       Демонстрационный материал:

  • картинки с изображением ежика,  гусей - лебедей,  бегущей девочки, девочки с братцем, молочной речки с кисельными берегами, яблоньки, печки, избушки бабы - яги;
  • набор геометрических фигур(вырезаны из цв. картона на них написаны задания).

      Раздаточный материал:

  • конверты в котором, находится набор из 20 кругов: 10 красных и 10 синих и силуэтное изображение корзинки ;
  • мешочки с                          (в количестве от 4 до 10 штук), листы белой бумаги, линейки,  простые карандаши;
  • смайлики для оценивания ответов детей;
  • медали для награждения детей в конце занятия.

     Методы и приемы: игровой прием, показ, объяснение, указание, пояснение, вопросы, поощрение, педагогическая оценка.

Содержание занятия:

  1. Вводная часть.
  2. Организационный момент.
  3.  Основная часть.

-Ребята, вы любите сказки. Давайте вспомним русскую народную сказку«Гуси – лебеди», которую мы с вами недавно читали и превратим ее в математическую:

«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь- братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!»
Педагог:
- Помните, что было дальше: ни печка, ни яблоня, ни молочная речка не сказали девочки куда гуси – лебеди улетели, потому что она не выполняла их просьбы. Пока не повстречала девочка ежика.
(Педагог выставляет картинки с изображением девочки и ежика).
Девочка спрашивает ежика: «Ежик, ежик, куда гуси полетели?»
Ежик:
-выполните мои задания, тогда скажу.

Педагог:
-Ребята, поможем девочке выполнить задания ежика?

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).

11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

      Педагог:  «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный». 

воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Дети самостоятельно записывают знаки объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Педагог : «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием!
Ежик остался доволен ответами и показал дорогу девочке.  Побежала девочка по дороге и видит - стоит избушка на курьих ножках, а в избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
(Появляется картинка с изображением избушки бабы – яги).
Девочка вошла в избушку:

  • Здравствуй, бабушка!
  • Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
  • Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
  • Садись покуда кудель прясть. Баба - яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
  • Девица, девица, дай мне кашки и поиграй со мной, я тебе что - то скажу.
    Педагог:
    - Поможем девочке, поиграем с мышкой? Проведем физкультминутку «Солнечные зайчики»:
  • «Солнечные зайчики. Скачут, словно мячики  (дети движутся подскоками). Пробежали по стене (бег на месте). И исчезли в вышине (подпрыгивают и поднимают руки вверх). Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши). Будем зайчиков искать». (Дети  собирают геометрические фигуры, вырезанные из картона и круги, квадраты, треугольники. На них написаны задания. После того как все «зайчики» найдены, дети считают, сколько «зайчиков» у каждого, и определяют их геометрические формы и отвечают на задания:
  •  Сегодня среда, а через три дня у меня день рожденье. В какой день недели у меня день рожденье?
  • За два дня до воскресенья у нас будет праздничный концерт, в какой день недели будет концерт.
  • Новогодний утренник у нас был в первый месяц зимы, как он называется?
  • Поздравлять пап мы будем в третьем месяце зимы, как он называется?
  • А какой месяц живет между декабрем и февралем?).

Девочка поиграла с мышкой и дала ей кашки, а мышка ей сказала:

  • Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет - выпарит, в печь посадит, зажарит и съест.

Девочка сидит, ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять: Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель пропряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

  • Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

  • Пряду, бабушка.

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

  • Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

(Появляется картинка с изображением молочной речки с кисельными берегами).Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.

  • Речка, матушка, спрячь меня!
  • Выполни, мое задание тогда я спрячу тебя. Мне надо фигуры разного цвета разложить так, чтобы их количество не было равным. А я не знаю, как это сделать.

Педагог:

  • Ребята, поможем девочке выполнить задание. На столе у каждого из вас лежит конверт. В нем находится по десять кругов двух цветов и силуэтное изображение корзинки. Положите в корзинку «клубки»  разного цвета так, чтобы их количество не было равным.

Дети выполняют задание. После чего педагог опрашивает детей. Ответы детей:

  • В моей корзинке три красных и семь синих клубков.
  • А в моей корзинке четыре красных и шесть синих клубков. И т.д.

Педагог:

  • Молодцы, дети, правильно выполнили задание, и речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси пролетели мимо. Выбежала девочка из - под бережка и побежала дальше, а гуси ее увидели и опять пустились в погоню.

(Появляется картинка с изображением лесной яблони).

  • Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке.
  • Яблонька, голубушка, спрячь меня!
  • Выполни мое задание, тогда спрячу. Под моими ветками на земле лежат мешки с урожаем. Надо сосчитать, сколько там яблок.

Педагог:

  • Давайте ребята поможем девочке сосчитать яблочки. У вас на столе лежит мешочек с «яблочками» -                   , лист белой бумаги и линейка. Надо на ощупь сосчитать количество каштанов в мешочке. Сколько каштанов – столько углов в фигуре, которую надо построить. Порядок работы:
  1. На ощупь сосчитать количество                                            в мешочке.
  2. В произвольном порядке нарисовать на листе бумаги столько же точек.
  3. С помощью линейки и карандаша соединить точки.
  4. Назвать фигуру.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Педагог:

  • Молодцы ребята, правильно выполнили задание яблоньки. Поэтому яблоня заслонила девочку с братцем ветвями, прикрыла листами. Гуси  - лебеди  не увидели, пролетели мимо. Вышла девочка из - под яблоньки и пустилась бежать домой. Тут гуси - лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

(Появляется картина с изображением печки).

Добежала девочка до печки:

  • Печка – матушка, спрячь меня!

А печка ей отвечает:

  • Выполни мое задание, тогда я тебя спрячу.

Педагог:

  • Ребята, давайте поможем девочке быстро выполнить задание.
  1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько лап у двух собак? (8)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
  10.  Какое число больше 8, но меньше 10?

Гуси -лебеди полетали - полетали, покричали - покричали и ни с чем улетели

к бабе - яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Подведение итогов:

Сколько героев было в нашей сказке?(9)

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось выполнять?

Что вызвало затруднение?

Вы действительно молодцы, справились со всеми заданиями – тем самым спасли девочку с братцем от бабы – яги.

До свидания. Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие»

Закрепить умение находить один и много предметов в специально – созданной обстановке, пользоваться словами один, много; продолжать учить различать и называть круг квадрат....

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:-  упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...

Конспект ОД по математическому развитию в старшей группе "Путешествие в королевство Математических наук"

Представленная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о прямом и обратном счете; знаний о геометрических фигурах....

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

на этом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие по стране математики, где повторяют счет в пределах 10, геометрические фигуры...