Конспект образовательной деятельнсти по ФЭМП "Лунтик знакомится с геометрическими фигурами и временами года"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Пестова Ольга Сергеевна

Тема: "Лунтик знакомится с геометрическими фигурами и временами года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                           детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида                                                                        г. Благовещенска Республики Башкортостан

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

« Лунтик знакомится с геометрическими фигурами и временами года»

Провела воспитатель старшей группы

Пестова О. С.

                                                          2017 год

Интегрированные цели: 

Познакомить с новой геометрической фигурой – трапецией;

Закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о геометрических фигурах;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, использовать в речи наречия                                            

(вверху, внизу, слева, справа, в середине), предлоги ( за, перед, после);

 развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, инициативу и                                

 самостоятельность, чувство коллективизма.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,                  

                                                  чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Планируемый результат: хорошо ориентируются на плоскости, знают и называют                    

                                            геометрические фигуры.

Оборудование: игрушка – Лунтик, шапочки времен года, аудиозапись, геометрические

                               фигуры, счетные палочки, мольберты,  бархатная бумага, разноцветные

                               нитки, изображения Лунтика.

Содержание образовательной деятельности

Упражнение « Хорошее настроение»

- Ребята, сегодня прекрасный день. У меня замечательное настроение. Я хочу дотронуться до каждого из вас и поделиться своим чудесным настроением с вами ( дотрагивается до детей). А теперь давайте улыбнемся друг другу. А еще, ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки и поприветствуем их.

                      Придумано кем-то просто и мудро

                      При встрече здороваться: « Доброе утро!».

                      Доброе утро гостям и друзьям.

                      Доброе утро всем нам.

- Ребята, наше сегодняшнее занятие я предлагаю начать с разминки.

- Сколько дней в неделе?

- Какой день недели сегодня?

- Какой будет завтра?

- Какой день недели был вчера?

- Назовите первый день недели?

- Назовите выходные дни?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто среди вас самый низкий?

- Кто среди вас самый высокий?

- Посчитай от 5 до 9;

- Посчитай от 8 до 3;

- Какая цифра стоит между цифрами 5 и 7?

- Назови соседей числа 4?

- Что бывает раньше: утро или вечер?

- Молодцы, разминка прошла успешно.

- Ребята, а к нам сегодня на занятие прибыл гость – житель Луны, он очень мало знает о Земле. ( Показывает игрушку – Лунтика). Кто это?

- Правильно. Лунтик удивляется всему, что видит на нашей планете, и не понимает, почему на земле то жарко, то холодно, то распускаются листья на деревьях, то опадают. Ребята, а мы с вами знаем, почему так происходит. Поможем ответить Лунтику на этот вопрос? С чем же связаны все эти изменения?

- Правильно, все эти изменения связаны со сменой времен года.

-  Давайте расскажем Лунтику о временах года.

- Подойдите к столу. Рассказать о временах года нам помогут эти шапочки. Сколько их? Почему только четыре? Сколько времен года? Нужно определить, какому времени года соответствует каждая из шапочек.

- Белая шапочка принадлежит зиме, зеленая – весне, красная – лету, желтая – осени.

     Четыре ребенка надевают шапочки – маски.

- Ангелина, ты кто? ( Зима.) Карина, а ты кто? ( Весна.) Настя, а ты кто? ( Лето.) Дима, а ты кто? ( Осень.) Артем и Харитон будут моими помощниками в игре « Времена года».

- Сейчас будет звучать спокойная музыка, вы спокойно передвигаетесь по группе. По окончании музыки дети в шапочках времен года должны построиться по порядку , начиная с зимы справа от меня, а мои помощники – дети без шапочек слева от меня. Они будут проверять правильность построения.

- Правильно ли расположились времена года? Какое время года наступает за летом? Какое время года бывает перед весной? После какого времени года наступает зима? Кто соседи лета? Назовите время года, которое бывает между зимой и летом?

- Молодцы! А какое время года сейчас? ( осень). Ребята, Лунтик не может представить это время года, поможем ему? Вспомните и назовите приметы осени.

      Дети поочередно отвечают.

- Ребята, а сейчас какой период осени идет? ( Поздняя осень.)

- А сейчас я вам предлагаю выложить осеннюю картину, а из чего вы мне сами скажете.

- Садитесь на стулья. Посмотрите на доску. Что это? ( Геометрические фигуры.)

- Правильно. Кто догадался, из чего же мы будем выкладывать картину?

- Правильно, из геометрических фигур.

- Давайте назовем эти фигуры.

- Какого цвета треугольники? ( Зеленого.) Что из них можно выложить? ( Елку.) какого цвета этот прямоугольник? ( Коричневого.) Для чего он нам может понадобиться? (Ствол для елки.) Из каких фигур можно выложить облака? ( Из голубых овалов.) Как называются эти желтые фигуры? ( Круг и овалы.) Что из них можно выложить? ( Солнце и лучи.) Как называется эта фигура? ( Квадрат.) Какого он цвета? ( Коричневого.) 

- А этот четырехугольник ( показываю) называется « трапеция». Давайте повторим вместе.

- Рассмотрим её внимательно. Нижняя сторона трапеции длинная, верхняя – короткая, боковые стороны – одинаковые по длине. Посмотрите, я сложу фигуру пополам и мы с вами можем убедиться, что боковые стороны равные.

- Какого цвета трапеция? ( Синяя.) Как вы думаете, что можно выложить из квадрата и трапеции? ( Дом.)

- Настя, покажи верхнюю часть картины. Что можно выложить сверху? ( Солнце и облака.) Выложи солнце в правом верхнем  углу. Начни с круга. Сколько лучей у солнца?( Пять.)

- Ангелина, расположи на картине облака. Первое облако выложи в левом верхнем углу, остальные – где хочешь. Сколько облаков ты изобразила? ( Три.) Покажи самое большое облако.

- Артем, выложи дом в нижней части картины. Какие фигуры ты использовал? ( Квадрат и трапецию.)

- Харитон, изобрази ёлку слева от дома. Какую фигуру ты поставил в основании ёлки? ( Прямоугольник.) Сколько треугольников тебе понадобилось, чтобы изобразить ёлку? ( Три.) Какой треугольник ты выложил первым? ( Большой.) Наша картина почти готова. Но у нас остались интересные картинки. Назовите какие? ( Капельки, снежинки, листья.) 

- Я предлагаю этими картинками украсить нашу картину.

- Карина, размести листья  на левой стороне картины. Дима, выложи капельки дождя  на правой стороне картины, а Харитон расположи снежинки  в центре картины.

- Посмотрите какая необычная и интересная картина у нас получилась. Она отражает разные периоды осени.

- Расскажем Лунтику о нашей картине. Где светит солнце? Где находится большое облако? Где стоит дом? Где растет елка? Где находятся снежинки?

- Как назовем этот пейзаж? ( « Осень», « Осенний день», « Осенняя мозаика».)

- Молодцы! Лунтику Очень понравился осенний пейзаж. Посмотрите, как он улыбается. Давайте поиграем с нашим гостем. Встаньте в круг.

Физминутка ( по показу).

На Землю Лунтик приземлился,

( Дети приседают.)

С детворой он подружился.

( Берутся за руки.)

Будем с Лунтиком играть:

Руки выше поднимать.

( Поднимают руки вверх.)

Влево, вправо наклонитесь.

Улыбнитесь, покружитесь.

- Лунтик познакомился с геометрическими фигурами, но изображать их не умеет. Покажем, как это можно сделать с помощью счетных палочек. Сейчас мы тебя Лунтик научим выкладывать трапецию. А поможет вам вот эта схема. Выкладываем.

- Какие еще фигуры можно изобразить с помощью палочек? ( Треугольник, квадрат, прямоугольник.) Лунтик просит вас выложить из палочек круг и овал. Вы сможете это сделать? ( Нет.) Почему? ( Из палочек можно выложить только те фигуры, у которых есть углы.)

- Мы выкладывали фигуры из счетных палочек. Интересно, Подойдут ли для изображения фигур нитки?

- Прежде чем раскладывать нитки, давайте разогреем пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев,

( Поворачивают ладони.)

Пять хватальцев, пять держальцев,

( Сжимают и разжимают кулаки.)

Чтобы резать, рисовать,

( Имитируют названые действия.)

Чтоб предметы ими брать.

( Сжимают и разжимают кулаки.)

Их не трудно сосчитать:

( Разводят пальцы в стороны.)

Один, два, три, четыре, пять.

( Поочередно загибают пальцы.)

- Сделаем для Лунтика аппликацию. Аппликацию мы научим делать Лунтика без клея и кисти. Основанием для аппликации будет бумага. Прикоснитесь к поверхности бумаги. Что вы можете о ней сказать? ( Она шершавая, мягкая.) Как называется эта бумага? ( Бархатная.) Аппликацию на этой бумаге мы будем делать с помощью ниток. Рассмотрите нитки. Найдите самую длинную и самую короткую. Сравните оставшиеся нитки. Какие они? ( Равные по длине.) Обратите внимание на бумагу. Прикоснитесь к поверхности бумаги. Что вы можете сказать о ней? ( Она шершавая.)

- На бумаге нарисованы точки, которые пронумерованы цифрами. Назовите точки по порядку. ( Первая, вторая, третья, четвертая.)

- Какую нужно выбрать нитку, чтобы соединить первую точку с четвертой? ( Длинную.) Соединяем.

- Какая нитка понадобиться для соединения точек под номерами два и три? ( Короткая.)

- Какими должны быть нитки для соединения точек с цифрами 1 и 2, 3 и 4? ( Они должны быть равными по длине.)

- Какая геометрическая фигура у вас получилась? ( Трапеция.)

- Какие стороны у трапеции равны по длине? ( Боковые.)

- а какие различаются? ( Верхняя и нижняя.)

- На что похожа трапеция? ( На крышу дома, лодку вазу, юбку.)

- Лунтик, ты запомнил новую геометрическую фигуру, с которой сегодня познакомились дети? Давайте еще раз скажем ее название.

- Ты научился ее строить? А вы ребята? Из чего мы строили трапецию?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что больше всего запомнилось?

- Что было самым интересным?

- Лунтику тоже очень понравилось быть на нашем занятии, он узнал много нового и интересного. Он спешит к себе на Луну, чтобы обо всем рассказать своим друзьям. Говорит вам «спасибо» и « до свидания».

- Перед вами два экрана. Какого цвета левый экран? ( Синего.) А правый? ( Желтого.)

Если вам было интересно на занятии, прикрепите изображение Лунтика на желтый экран, а если вы скучали – на синий.

- Занятие окончено. Скажем гостям: « До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: "Эти замечательные геометрические фигуры"

План - конспект НОД по формированию элементарных математических представлений тема: "Эти замечательные геометрические фигуры" в подготовительной группе. Можно воспользоваться материалом к дню космонав...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ», «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», «ФИЗИЧЕСК...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг,треугольник,квадрат,прямоугольник,овал), с цветами (красный,синий,зеленый,желтый,оранжевый,фиолетовый,белый,серый)

Моторина Алина Евгеньевна (Е 22)1)Дидактическая цельСовершенствовать навыки, группировать предметы и различия предметов по форме и цвету.2)Возрастная группаСредняя группа (4-5 лет)3)Название Пом...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП по теме «Геометрические фигуры» с использованием интерактивной технологии «MIMIO»

Продолжить знакомить детей с геометрическими фигурами и геометрическими телами; устанавливать разницу между ними. Закрепить количественный и порядковый счёт, умение соотносить количество предметов с ц...