Счет в прошлом и настоящем
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Ларионова Анастасия Сергеевна

Технология "Путешествие по реке времени". Старшая группа (5-6 лет). Познакомить детей со счетом в древности, старине и настоящем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Счет в прошлом и настоящем30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (конструкт)

Тема «Счёт в прошлом и настоящем»

Технология «Путешествие по реке времени»

Тема: «Счёт в прошлом и настоящем»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность 

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект:  Михайлова З. А. «Математика- это интересно», Крашенинников Е.Е. «Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС»/

Средства:

Наглядные, карта-панно «Река времени», эмблемы «древность», «старина», «настоящее»,  картинки,  счёты,  макет «древности», шнурки, планшеты. 

Мультимедийные презентация «предметы для счёта в настоящем»

литературные папка – передвижка «Предметы счёта в старину»

музыкальные  волшебная музыка для перехода из одного времени в другое

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей со счетом в древности, старине, настоящем
  2. Учить решать задачи, используя «узелочный» счёт, счёты и планшет
  3. Помочь освоить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
  2. Развивать  любознательность, инициативность посредством создания ситуации выбора  участников совместной деятельности.
  3. Развивать умение использовать элементы народной математики для формирования логико-математических представлений.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками посредством организации подгрупповой формы  деятельности.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Этап 1.

Обсуждение реального события.

Педагог здоровается с детьми, затем обращается к детям:

Как узнать сколько вас?

А как ещё можно посчитать?

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Дети считают сколько их.

Выражают свои предположения, о том, как можно ещё посчитать.

Готовность детей к общению со взрослым.

Этап 2.

Постановка цели исследования.

Интересно, а как люди считали раньше? Вы знаете? Хотите узнать? Как это можно сделать? Я предлагаю вам отправиться по реке времени, чтобы узнать, как люди считали в древности. (Расстилается «река»). Ребята, на чём можно путешествовать по реке? Хорошо, отправляемся в наше путешествие на …

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предоставляет выбор детям транспортного средства, заинтересовывает детей

Выдвигают варианты ответов.

Выражают собственные мысли.

Определяют транспортное средство

Проявляют любознательность. Делают выбор.

Дети готовы к путешествию.

Этап 3.

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Начинаем наше путешествие.

Узнаем, как считали древние люди.

Макет «древности»

Мы оказались в древности.

Где жили древние люди?

Чем они занимались?

Вы хотите знать, как считали древние люди?

Посмотрите на свои руки. Это были первые счеты. Да-да. Давным-давно люди считали на пальцах рук.

Рассмотрим следующий способ счета - с помощью предметов  (например, камешков).

А ещё в древности считали узелками. Вы знаете как?

А хотите научиться?

У древнего человека была семья:

Папа, мама, сын. Посчитаем их с помощью узелков. Папа-завязываем узелок, мама-узелок, сын-узелок. Сколько нужно завязать узелков?

Как вы теперь знаете, люди пользовались руками, камешками, узелковыми счетами, Но чтобы считать большие цифры, человеку требовалось  много времени. И поэтому изобрели счёты, счётные машинки, счётные палочки, кассовый аппарат.

Альбом «старины»

Решим задачу с помощью счёт.

Хозяин повёз на рынок 5 мешков с крупой. Один мешок продал. Сколько мешков осталось?

(картинка).

Ребята мы научились считать, как древние люди. Побывали в старине, посчитали на счётах. Предлагаю вам вернуться в настоящее время.

А какие предметы сейчас помогают нам быстро считать?

Презентация

Ребята вы умеете пользоваться компьютером, планшетом.

А можно с помощью этих предметов считать?

Предлагаю посчитать на планшете.

Задача. На веточке сидело 5 птичек к ним прилетело ещё 2. Сколько птичек стало на ветке?

Демонстрирует макет «древности»

Поощряет детей к высказыванию

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание

Наблюдает за деятельностью детей, направляет, корректирует.

Использует наглядные средства, что привлекает внимание и вызывает интерес к деятельности

Подводит детей к решению проблемы

Показывает последовательность действий

Стимулирует любознательность, интерес.        

Знакомит с современными устройствами для счета. (компьютер, планшет, калькулятор)

Согласовывает с детьми действия их последовательность

Контролирует действия детей.

Проходят через «воротики», оказываются в древности.

Рассматривают макет, отвечают на вопросы.

Узнают о первых счётах-руках.

Знакомятся со счётом с помощью камешков, палочек, ракушек

Решают проблемную ситуацию, проводят счет узелками.

Рассматривают счёты,

счётные машинки, счётные палочки, кассовый аппарат

Выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями

Сосредотачивают внимание

Высказывают свои предположения.

Смотрят мультимедийную презентацию.

Решают задачу с помощью планшета, ориентируясь на схему.

Активно включаются в игровую ситуацию.

Проявляют интерес к деятельности

Действуют по инструкции при счёте узелками

Знают устройства для счёта в старину.

Умеют решать задачи, используя счёты

Знают о предметах для счёта, используемых в старину

Умеют решать задачу, используя планшет.

Умение делать вывод и аргументировать его

Оценивают результат своей деятельности

Выражают свои чувства.

Этап 4.

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени».

Посмотрите, сколько у меня картинок на столе. Знакомы вам предметы, изображенные на картинках? Мы с вами сегодня с этими предметами встречались, верно? Сейчас мы с вами распределим эти картинки на нашей «Реке времени». Что необходимо сделать? Я предлагаю вам разделиться на группы. Сколько групп получится?  Почему?  Находим предметы:  «древность», «старина»,  «настоящее».

Привлекает внимание детей

Стимулирует любознательность, интерес

Предлагает детям разделиться на группы

Вовлекает в совместную деятельность

Предоставляет возможность для сотрудничества

Сосредотачивают внимание, включаются в новую деятельность в парах

Самостоятельно решают поставленную задачу

Делают выбор

Проявляют инициативу в общении со сверстниками

Развиты партнерские отношения в процессе совместной деятельности со сверстниками

Этап 5.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Проверьте еще раз, какие картинки вы отобрали. Идемте приклеивать.

Посмотрите, все картинки расположены правильно? В своем ли времени лежит каждая?

Направляет деятельность детей, корректирует при необходимости

Проверяют правильность выполнения работы, корректируют при необходимости, помогают друг другу.

Самоконтроль и взаимоконтроль

Этап 6.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по реке времени. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам? Что было самым сложным в пути?  Скажите, кому вы хотите рассказать о нашем путешествии?

Активизирует обсуждение

Поощряет за работу, выражает признательность

Поддерживает инициативу детей

Делятся впечатлениями

Выражают собственные суждения

Умеют делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности; выражать свои чувства.

Этап 7.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем

Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного  края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...

Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Город Ейск – прошлое и настоящее»

Данное занятие систематезирует и обогащает знания детей о родном городе, об истории и традициях края....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

Конструкт по математике. Счет в прошлом и настоящем

Путешествие по реке времени. Для старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность. Познакомить детей со счет в древности, старине, настоящем....