Непосредственно образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений с детьми 6 – 7 лет.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Колохматова Галина Юрьевна

Выявление знаний, представлений и умений детьми подготовительной  группы полученных в течение учебного года по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_matematika_pod._gr.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Непосредственно образовательная деятельность в области «Познавательное развитие»  

по формированию  элементарных математических представлений

с детьми    6 – 7 лет.  

 

Учитель – дефектолог

Колохматова Г.Ю.

Цель:

Выявление знаний, представлений и умений детьми подготовительной  группы полученных в течение учебного года по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

  1. Дидактические:
  • закрепить разные виды счёта, умение сравнивать смежные числа;
  • развивать трансфигурацию, умение преобразовывать одни фигуры в другие;
  • закрепить пространственную ориентировку на листе бумаги;
  • формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание
  1. Коррекционно - развивающие:
  • коррекция словесно - логического мышления на основе решения проблемных задач и мыслительных операций анализа, синтеза, сериации, закономерности;
  • коррекция зрительно-моторной координации на основе выполнения письменной работы в тетради;
  • развивать долговременную и кратковременную память через упражнения в запоминании и воспроизведении.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение самостоятельно выполнять некоторые задания в непосредственной образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей

«Социально – коммуникативное развитие» 

развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в непосредственно – образовательной деятельности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

«Познавательное развитие» 

развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие восприятия, внимания, памяти, способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения, формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

 «Речевое развитие» 

умение владеть речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в непосредственно образовательной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры:

  • дети проявляют умение слышать других и стремление быть понятыми другими;
  • владеют устной речью,  выражают свои мысли и желания, используют речь для выражения своих мыслей;
  • проявляют ответственность за начатое дело;
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания, положительно относится к обучению в школе.

Оборудование: 

Демонстрационный 

картинки с изображением предлогов (НАД, ПОД, МЕЖДУ)

Раздаточный

2 карточки с кружками на тактильное восприятие, 2 кассы с цифрами, 18 счётных палочек, картинки для составления задач, тетради, ручки

Ход деятельности: 
1 часть

«Думаем и отвечаем»

Цель: развитие словесно – логического мышления

  • Какое сегодня число? (5 мая)
  • Какой день недели?  (пятница)
  • Сколько дней в неделе? (7) 
  • Сколько рабочих  дней? (5)
  • Сколько выходных  дней? (2)
  • Назовите первый, пятый день недели.
  • Сколько времён года? Назовите (4)
  • Какое сейчас время года? (весна)
  • Назовите весенние месяцы.
  • Сколько пальцев на одной руке? (5) 
  • Сколько пальцев на двух руках? (10) 
  • Сколько ушей у двух кошек? (4)
  • Сколько лап у двух собак? (8) 
  • Сколько глаз у светофора? (3) 
  • Сколько солнышек на небе ночью? (0) 


2 часть

«Посчитай»

Цель: закрепление счётных операций

  • Посчитайте от 1 до 10 (прямой)
  • Посчитайте от 10 до 1 (обратный)
  • Посчитайте от 2 до 7, от 9 до 6 (от заданного числа)
  • Посчитайте, сколько раз я хлопнула  (счёт на слух)
  • Посчитайте, сколько кружков на карточке (по осязанию)
  • Разложите цифры от 1 до 10 (работа с кассой)
  • Посчитайте по порядку (порядковый счёт)
  • Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
  • Что такое «предыдущее число», «последующее число»?
  • Назовите предыдущее число у числа 7 (8)
  • Назовите последующее число у числа 10 (9)
  • Какое число больше (меньше) 6 или 7? На сколько? (сравнение чисел)


«Работа со счетными палочками» 
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, трансфигурация (преображение одних фигур в другие)

  • Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник)
  • Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат)
  • Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны

короткие (прямоугольник)

  • Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник)
  • Как называются геометрические фигуры с большим количеством углов? (многоугольники)
  • Как называются геометрические фигуры без углов? (круги)

Выложи фигуру как у меня.

http://festival.1september.ru/articles/588881/img11.jpg

Переложи две палочки так, чтобы образовалось пять равных квадратов.

http://festival.1september.ru/articles/588881/img12.jpg

Выложи такую же фигуру.

http://festival.1september.ru/articles/588881/img13.jpg

Убери две палочки, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.

http://festival.1september.ru/articles/588881/img14.jpg

Игра «Что, где?» 
Цель: закрепление пространственной ориентировки, употребление предлогов (над, под, между)

  • Где находится дверь, по отношению к тебе? (справа)
  • Где находится окно? (слева)

3 часть

«Хитрые задачки»

Цель:  развитие гибкости ума

  • На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
  • Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
  • Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
  • Сколько концов у одной палки? (2)

 

«Не ошибись!» 
Цель: умение составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

  • Что такое задача? Из каких частей она состоит?
  • Что такое условие? (условие, это то, что известно)
  • Что такое вопрос? (вопрос, это то, что нужно найти)
  • Что такое решение задачи? (решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
  • Что такое ответ задачи? (ответ, это то, что получилось, и известно нам)
  • Скажите, как надо поставить вопрос, если задача на сложение (вычитание)?

Составление задачи на сложение и вычитание, из собственного опыта и по картинкам.

«Работа в тетради»

Цель: ориентировка на плоскости, умение записывать примеры в тетради

  • Зрительный диктант
  • Решение примеров с одним и двумя неизвестными числами

Итог занятия: