Конспект НОД по математическому развитию для детей старшей группы. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Юрьева Ольга Владимировна

НОД по математическому развитию составлен на основе знакомой детям сказке, знакомит дошкольников с образованием и составом числа 5.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_puteshestvie_po_skazke.doc56 КБ
Office presentation icon gusi_-_lebedi_matematika.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Детский сад

Конспект

НОД по математическому развитию

для детей старшей группы.

Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди».

                                                                  Подготовила: воспитатель

Юрьева Ольга Владимировна

2018

Цель. Развитие у детей элементарных математических представлений.

Задачи.

Обучающие: Познакомить дошкольников с числом и цифрой 5. Обучить детей умению уменьшать и увеличивать число на единицу, делить  числа в пределах 5 на два меньших. Продолжать закреплять у детей умение считать до 10 в прямом порядке, узнавать «соседей» числа. Закрепить знания о днях недели. Учить конструировать заданный предмет из геометрических фигур.

Развивающие: Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление. Формировать умение решать арифметические задачи. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить понятие «многоугольники».

Воспитательные:  Воспитывать желание помогать героям сказки. Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.

Методические приемы: вводная беседа; загадка; повторение дней недели; рассказывание сказки; знакомство с образованием и составом числа 5; физкультминутка; выкладывание цифр 1 – 10, обратный счет; дидактические игры «Танграм» и «Собери цветок»; подведение итогов.

Оборудование и реквизиты: проектор, ноутбук, презентация, палочки для счета,  макет печки, яблони и реки,  игрушки (зайцы, пирожки), корзинки, муляжи фруктов, цифры 1 – 10, рабочие тетради, карандаши, тарелочки с манкой, дидактические игры «Танграм» и «Собери цветок».

Предполагаемый результат: Дети познакомятся с числом и цифрой 5, научатся делить  числа в пределах 5 на два меньших; научатся строить с помощью игры «Танграм» фигуру гуся; вспомнят прямой и обратный счет в пределах 10.  

Предварительная работа: Счет прямой и обратный в пределах 10, образование и разложение чисел 2, 3, 4; знакомство с днями недели; знакомство с русской народной сказкой «Гуси – лебеди».  

Ход занятия.

Воспитатель. О чем-то тихонько скрипит половица,
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
По комнате ходит сказка.

Я предлагаю вам сегодня отправиться в знакомую сказку и попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, которые встретятся вам на пути. Согласны? Тогда начнем с разминки.

Скажите, сколько всего дней в неделе? (7)

Назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Отгадайте загадку, и узнаете: в какую сказку мы с вами попадем.

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были?
(Гуси лебеди)

Слайд 1. 

Воспитатель.  Правильно. Мы отправляемся в сказку «Гуси – лебеди» и будем помогать героям. Много препятствий встретится у нас на пути, но мы все их преодолеем, если будем работать дружно.

Слайд 2. 

Жили-были муж с женою. Была у них дочка Аленушка и сынок Иванушка. Поехали родители в среду в город на ярмарку. А какой среда день по счету? (Третий).

Уехали родители, а Аленушке наказали за братом присмотреть.

Слайд 3. Но заигралась девочка с подружками во дворе, а в это время прилетели гуси-лебеди и унесли на крыльях Иванушку.

А сколько было гусей послушайте задачку и с помощью палочек посчитайте.

Два гуся летят над нами.

Два  летят за облаками,

Один спустился на ручей.

Сколько было всех гусей. ( Пять). Слайд 4.

Слайд 5. Пришла Аленушка домой, а брата нет. Выбежала в чистое поле  - метнулась вдали гусиная стая и пропала за тёмным лесом... Догадалась она, что унесли ее братца гуси - лебеди Бабы Яги. Бросилась Машенька догонять их.

Слайд 6. Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка. Спрашивает: «Печка - матушка, скажи, куда гуси полетели?» Печка отвечает: «Возьмите мои ржаные пирожки и угостите зайчат, потом скажу».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Аленушке.   Раздайте зайцам по пирожку. Всем ли зайцам хватило пирожков? (Да).

Посчитайте, сколько зайцев? А сколько пирожков? (И зайцев, и пирожков поровну, но 4).

Смотрите, пришел еще один зайчик. На сколько увеличилось гостей? (На один).

Сколько их стало? (Пять).

А как их стало пять? (Было 4, пришел еще 1).

А чего больше: зайцев или пирожков? (Зайцев).

А как сделать, чтобы их стало одинаково? (Убрать одного зайца или добавить пирожок).

Давайте попросим у печки еще один пирожок.

Что теперь мы можем сказать о зайчатах и пирожках? (Зайчат столько же сколько и пирожков).

Воспитатель. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Слушаем дальше сказку. Сказала печка, куда гуси- лебеди унесли Иванушку.

Слайд 7.  Побежала Аленушка дальше, а на пути - яблонька. Девочка спрашивает: «Яблонька, голубушка! Куда гуси полетели?»

Отвечает ей яблонька: «Разложи мои яблочки в 2 корзины, тогда скажу».

Воспитатель: Ребята, вы видите 2 корзины и яблоки. Сколько яблок? (Пять). Давайте их разложим разными способами.  (дети раскладывают и проговаривают: 3 и 3, 1 и 4).

Давайте вспомним: как можно разложить число пять? (Ответы детей).

Молодцы! Вот только устала Аленушка. Устали и мы с вами. Давайте отдохнем!

Физкультминутка:

Белые лебеди,
Лебеди летели (Плавные движения руками с большой амплитудой)
И на воду сели. (Приседаем на корточки, руки отводим назад, за спину)
Сели, полетели. (Встаем, плавно взмах руками)
Лебеди летят,
Крыльями машут, (Плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой. (Наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся. (Приседания)

Слайд 8.  Побежала Аленушка в ту сторону, куда ей яблонька сказала, видит на пути молочная речка с кисельными берегами. «Молочная речка - кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?» Говорит речка Маше: «Мост, который проходит через меня, рассыпался. Помогите собрать дощечки – скажу».

Ребята, смотрите, перед нами река, а мост поломан. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10.

Дети раскладывают цифры 1 - 10, проходят через мост.

Ксюша, пересчитай бревнышки в правильном порядке? 

Милана, а ты посчитай в обратном порядке? 

Макар, назови соседей числа 5? 

Воспитатель.  Садитесь за столы. Теперь мы будем учиться писать цифру 5. Посмотрите, как я пишу эту цифру сверху - вниз: палочка, кружок, хвостик.

Возьмите  карандаш, сначала будем писать в воздухе (палочка, кружок, хвостик).

А теперь подвиньте тарелочки с крупой и давайте карандашом попробуем написать цифру 5 на манке.

А теперь подвиньте к себе рабочие тетради и будем писать цифру 5. Молодцы! Все стараетесь (палочка, кружок, хвостик).

Слайд 9.  Воспитатель. Побежала Аленушка дальше и видит избушку на курьих ножках. А в избушке баба-яга.

Какая баба-яга? ( ответы детей: сердитая, злая, Хочет съесть Иванушку). Что мы можем сделать, чтобы злая баба-яга стала доброй?

( ответы детей). А давайте подарим бабе Яге еще стаю гусей – лебедей.  Возьмите конверты, посмотрите на геометрические фигуры. Назовите их. (Треугольники, квадраты, четырехугольники).

Как можно назвать эти фигуры одним словом? (Многоугольники).

 Эта игра называется «Танграм».

Давайте составим из этих фигур бегущего гуся. Выставляется картинка.

Дети составляют гуся по образцу.

Слайд 10.  Воспитатель.  Молодцы! С заданием справились. Смотрите, как много гусей вы сделали.  Баба-яга очень довольна. Она развеселилась, подобрела и согласилась вернуть Аленушке братца Иванушку.

 Посмотрите, Аленушка с братцем Иванушкой радостные, они говорят вам спасибо и дарят вам красивые цветы. Но только лепестки этих цветов рассыпались.  Нужно их собрать. Чтобы цветы получились, нужно посмотреть на пример и найти нужную цифру на серединке. Дети подбирают лепестки к цветам. На лепестках написаны примеры, а на серединках цифры: 3, 4,5.

Воспитатель.  Умницы! Все цветы собрали. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! Пора Аленушке с братцем Иванушкой возвращаться домой. Давайте с ними попрощаемся. Вам понравилось наше путешествие?

Что было самым интересным?

Какое задание вам показалось самым сложным?

А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? (Потому что были дружными).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».

"Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет". Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Все мы родом из детств...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей о пройденных буквах.2. Составлять и читать  слоги  и односложные слова.З. Подбирать  прилагательные к сущ. ср.р.4. Образовывать  от...

Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" для детей средней группы. Тема: путешествие по сказке "Гуси-лебеди".

Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" по теме: "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"" для детей средней группы. Перед собой ставила следующие задачи: закрепить умение считат...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

Программные задачи: Образовательная: продолжать учить различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение находить место звука в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Способствовать разв...

План – конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»

Данный конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной  к школе группе. В ходе непосредственно образовательной деятельности дети выполняю...

Конспект итогового интегрированного НОД в подготовительной группе по Математическому развитию и Конструированию на тему: "Путешествие по сказке "Гуси - лебеди"

Тема: «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» (подготовительная группа).Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художе...