Конспект по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Виноградова Анна Владимировна

Число 10 и его состав

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c6b89-b5e7597d.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Программное содержание.

1.Обучающие задачи: 

упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

- игровой (использование сюрпризных моментов);

- наглядный (использование иллюстрации);

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками, две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10), письмо от Незнайки.

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с куклами и платьями , тетради в клетку.

Ход учебного занятия.

I.Орг.момент.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на нашу гостью, подарите ей свои улыбки и поздоровайтесь.

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на двери вот это письмо. Хотите узнать что в нем ?

«Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие  задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Поможем Незнайке?

Дети: Да!

(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Основная часть.

Игра «Круглый год».

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Назови соседей весны. (Зима, лето)

- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

- Назови соседей зимы. (Осень, весна)

- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

- Назови соседей лета.  (Весна, осень).

- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

- Сколько всего месяцев в году?      (12)

- Сколько всего времён года?           (4)

- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

«2-е задание которое прислал нам Незнайка

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:- Выложите в ряд столько кукол, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

- Сколько взяли кукол? (5)

- Поставьте цифру, которая показывает количество кукол. (5)

- Что любят носить куклы? (платья).

- Сколько надо взять платьев, чтобы хватило каждой кукле? (5 платьев).

- Поставьте цифру, которая показывает количество платьев(5)

            - Сколько всего мы взяли кукол и платьев ? (10).

- Как получили число 10?

Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

(5+5=10).

- Что можно сказать про количество кукол и платьев?

Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

Воспитатель: - Молодцы. Справились со вторым заданием.

3-е задание

- Ребята, незнайка спрашивает из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

- Обратите внимание на дом.

- Назовите № дома. (№10).

- Ребята, помогите заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

- На каждом этаже сколько квартир? (Две).

- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

- Катя, засели цифры в квартиры на первый этаж.(1 и 9, а вместе 10).

- Арина, засели цифры в квартиры на второй этаж(2 и 8)

-Ваня, засели цифры в квартиры на третий этаж (3 и 7)

-Рома, засели цифры в квартиры на четвертый этаж (4 и 6)

-Алина, засели цифры в квартиры на пятый этаж (5 и 5)

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

- Молодцы, ребята. Справились с заданием.

4-е задание

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
  2. У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди, 2 лапы сзади. Сколько лап у животного? (4).
  3. Сколько лап  у двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

                                      Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

5-е задание

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

- Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (7), а сколько летит птичек? (1). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 7 птичек. К ним прилетела еще 1 птичка. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 7 птичек, к ним прилетела еще 1 птичка).

- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

ребята выложите решение у себя на столе. (7+1= )

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(7+1=8)

- Какой же ответ? (На ветке стало 8 птичек).

- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: На ветке висело 5 вишенок, 1 вишенку склевала птичка. Сколько вишенок осталось на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи.

- Назовите вопрос.

- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

ребята выложите решение у себя на столе. (5-1=  )

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(5-1=4)

- Какой же ответ? (на ветке осталось 4 вишенки).

- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

6 куриц клевали зерно, 4 куриц ушли. Сколько осталось куриц?

- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

ребята выложите решение у себя на столе. (6-4=  )

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(6-4=2)

- Какой же ответ? (осталось 2курици).

- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

В водоеме плавало 5 рыбок, к ним приплыли еще 3 рыбки. Сколько стало рыбок?

- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

ребята выложите решение у себя на столе. (5+3= )

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(5+3=8)

- Какой же ответ? (В водоеме стало 8рыбок).

           

- А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

- Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. (5 раз)

Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.

- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

- Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 1 клетку сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 – вниз                        

1 – влево

2 – вниз

1 – вправо

1 – вниз

4 – влево

2- вниз

1-вправо

1- вверх

2- вправо

2- вниз

1-влево

1-вниз

1-влево

2- вниз

1- влево

1- вниз

3-вправо

1- вниз

1-влево

1- вниз

2-вправо

2- вверх

1- вправо

2- вниз

2-вправо

1- вверх

1- влево

1- вверх

3-вправо

1-вверх

1- влево

2- вверх

1-влево

1- вверх

1- влево

2- вверх

2- вправо

1- вниз

1- вправо

2- вверх

3-влево

1- вверх

1-вправо

2-вверх

1-влево

1-вверх

2-влево

Что получилось?

Итог занятия.

Воспитатель: -

-Кому и чем вы с вами помогли?

- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

-Были ли у вас затруднения при выполнение задания?

- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

- А сейчас покажите, какое у вас настроение.

- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

конспект по математике "Путешествие на планету математики"

Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...

Конспект по математике "Путешествие в страну Математику"

Закрепление счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение решать графические примеры, ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Закрепление знаний о геометрических фигурах.Созда...

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Конспект по математике "Золушка в стране математики"

закрепить навыки порядкового и количественного счёта до 5;Соотносить цифры с количеством предметов;Продолжать называть времена года, распределять картинки по порядку;Упражнять в ориентировке на ...

Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики"

Конспект по математике "Путешествие в Королевство Математики" в подготовительной группе...