Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: «Помощники Незнайки »
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Жулькова Мария Анатольевна

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

 

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки >,<,=.

- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

- игровой (использование сюрпризных моментов);

- наглядный (использование иллюстрации);

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- поощрение, анализ занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_matematike_2017g._neznayka.docx264.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе:

«Помощники Незнайки »

                                                                                                      ФГБДОУ « Центр развития ребенка»

детский сад № 1387

При управлении делами президента.

Воспитатели: Жулькова М.А.

                  г. Москва 2017

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Программное содержание.

1.Обучающие задачи: 

- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки >,<,=.

- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

- игровой (использование сюрпризных моментов);

- наглядный (использование иллюстрации);

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», «<», «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10).

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с цепочкой цифр, игровизор, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела  Незнайку. Он уже ходит в школу.

Незнайка (кукла): - Здравствуйте дорогие ребята! Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие  задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Поможем Незнайке?

Дети: Да!

( Дети встают полукругом. Игровое упражнение  «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку, дает задание,  а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Игра «Круглый год».

-  Сколько ушей у двух кошек?  ( 4) 
-  Сколько дней в неделе?  ( 7) 
-  Сколько глаз у светофора?  ( 3) 
-  Сколько пальцев на одной руке? (5) 
-  Сколько солнышек на небе? (1) 
-  Сколько лап у двух собак? (8) 
-  Сколько пальцев на двух руках? (10) 
-  Сколько в неделе выходных дней? (2) 
-  Сколько солнышек на небе ночью? (0) 
-  Какое число больше 8, но меньше 10? (9). 

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Назови соседей весны. (Осень, весна)

- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

- Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль.    (Январь)                                     

- Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)                                           

(Дети передают мяч друг другу).

- Скажите, с какого месяца начинается календарный год?  (С января).

- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

- Сколько всего месяцев в году?      (12)

- Сколько всего времён года?           (4)

- Молодцы, вспомнили  времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:- Незнайка просит вас помочь ему научится продолжать числовой ряд, найти цифры, которые  спрятались. Мы можем с вами помочь найти цифры?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, перед вами числовой ряд на карточках, запишите, пожалуйста, цифры которые спрятались.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Дима прочитай,  пожалуйста, что у тебя получилось.

(все проверяют)

- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
  2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
  3. Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: Молодцы ребята. Все цифры мы нашли, а мы можем помочь Незнайки заселить цифры в домики?

Дети: Да

Воспитатель: Перед вами лежат домики, вам нужно заселить жильцов. Сережа скажи, пожалуйста, номер домика, какой у тебя? ( Сережа: 8. ) На первом этаже, какие цифры у тебя заселяться (Сережа: 7 и 1) молодец.  К доске вместе с Незнайкой выйдет Ульяна и поможет заселить жильцов.

( Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы ребята, Незнайка вас благодарит.

Незнайка: Спасибо ребята, я теперь могу считать цифры по порядку и не одну не потеряю.

Воспитатель: Ребята мы можем с вами научить Незнайку сложению и вычитанию?

Дети: Да

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с цепочкой цифр, с помощью математических  знаков + и – мы решим нашу цепочку.

(Дети выполняют задание на сложение и вычитание)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять, и решать задачи по картинкам.

- Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ  (то, что известно в задаче).

ВОПРОС  (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ  (то, что нужно сделать,

чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ  (результат от ответа

на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

- Нужно записать решение задачи.

- Маргарита, запиши, пожалуйста, на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )

- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

- Вова, сколько надо взять палочек? (8)

- Сережа, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

- Сколько стало палочек? (10)

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(8+2=10)

- Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

- Нужно записать решение задачи.

- Дима, запиши, пожалуйста,  на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)

- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

- Камиль, сколько надо взять палочек? (9)

- Маша, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

- Сколько осталось палочек? (8)

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

(9-1=8)

- Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы познакомим Незнайку с геометрическими фигурами с помощью счетных палочек. Но прежде предлагаю встать и под музыку  нарисовать в воздухе геометрические фигуры ( музыкальная физкультминутка)

Воспитатель: Молодцы отдохнули, а сейчас   готовы ребята познакомить Незнайку с геометрическими фигурами с помощью счетных палочек?

Дети: Да

Игровое задание со счетными палочками. 
Воспитатель:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб). 
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник). 
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). 
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). 
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция). 
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник). 
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников). 
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник). 
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников). 

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием и познакомили  Незнайку с геометрическими фигурами. Дети  Незнайка не умеет сравнивать числа, мы можем ему в этом помочь?

Дети: Да.
Воспитатель: Перед вами у каждого карточка с  числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

( Дети  с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания.  Образец  на доске). 7=7

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант и просит вашей помощи научить его. Поможем ему?

Дети: Да

- Перед вами игровизор. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2016/10/risunok-po-kletkam-18.jpg

- Что получилось? Как ты догадался, что это Незнайка? (У Незнайки тоже шляпа.)

- Дорисуйте Незнайки  глазки  ротик и носик.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами споем для Незнайки  «Сколько цифр есть на свете») (звучит музыка, дети танцуют и поют. « Сколько цифр есть на свети»). ( Музыкальная физкультминутка).

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

- Что же мы сегодня нового узнали?

- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие медали.

- А сейчас покажите, какое у вас настроение.

- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

- Мы с вами помогли Незнайки, и он теперь будет лучше учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «У Незнайки в Солнечном городе».

Воспитывать желание помочь сказочным героям, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать внимание, диалогическую речь, память. Закрепить названия геометрических фигур ( круг, квадра...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Поможем Незнайке"

Конспект предназначен для обобщения представлений и умений по ФЭМП у дошкольников старшей группы, полученных в течение учебного года. В ходе занятия дети обобщают и закрепляют знания о временах года, ...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...