Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»
план-конспект урока по математике (подготовительная группа) на тему

Мордашова Дарина Александровна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Задачи: 

  1. Формировать умение определять время по часам;
  2. Закреплять знания о геометрических фигурах;
  3. Закреплять Знания о днях неделях, месяцах и их последовательности;
  4. Закрепрять счетные умения, умения решать простые арифметические задачи;
  5. Развивать речь, мыслительную деятельность,  внимание, память, умение высказываться;
  6. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Словарная работа: часовая, минутная и секундная стрелки.

Предварительная работа: беседа о пиратах.

Индивидуальная работа: Маша К -  закреплять знания о составе числа в пределах 10, Катя М -  упражнять в счете предметов.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:  диск записью саундтрек «Пираты Карибского моря»,  карта сокровищ, письмо капитана, видеопроектор, слайды, магнитная доска, конверт с заданиями 2 штуки, сундук, в котором лежат  ручки и наклейки;

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами (треугольник 1 шт, прямоуголтьники 2 шт: красный и синий),  карточки с цифрами от 1 до 12, числовые каточки на каждого ребенка.

Методическое обеспечение: Козина Л.Ю «Игры по математике для дошкольников».

Методические приемы: моделирования игровой ситуации (сюрпризный момент), загадки, вопросы, беседа, логические задачи, демонстрация наглядного материала с объяснением, практические упражнения, поощрения,  рефлексия.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

Дети под саундтрек из «Пиратов Карибского моря» входят в группе. Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, сегодня мне в руки попала карта, на которой указан путь к острову, на котором спрятан клад- сундук с сокровищми пирата Джека Воробья.

Воспитатель показывает детям карту.

- Предлагаю вам отправиться необычное путешествие, на поиски сундука с сокровищем. Пират Джек Воробей спрятал свои сокровища на заколдованном острове . Ддавайте рассмотрим карту и разберемся, что на ней изображено. (Дети рассматривают карту и высказывают свои предположения) 

- Вы правильно определили наш маршрут. Кроме карты, у нас есть письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я отважный капитан, я объездил много стран и знаю,  что на вашем путь к сокровищам не мало приепятствий, но я  надеюсь, что вы справитесь со всеми сложными заданиями Джека Воробья и найдите сокровища»

 - Скажите, на чём можно отправиться путешествовать по морю? (на лодке, катере, корабле).

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы угадайте, на чем мы сегодня отправимся в путешествие:

 Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет...

(Корабль)

На видеопроекторе слайд с изображением корабля.

- Правильно, мы поплывем на корабле.

Основная часть

  1. Упражнение» Построим корабль»

- Ребята, а где же ы возьмем корабль? (ответы детей)

- Придумала, а давайте соберем корабль сами.

(Дети садятся за тсолы, воспитатель садится перед детьми).

- У меня есть для вас конверт, который поможет вам справиться с задачей.

Дети ысыпают на стол содержимое конвертов- геометрические фигуры.

- Ребята, что это? (геометрические фигуры)

- Верно, это геометрические фигуры. Давайт еназовем их (треугольник, прямоугольник)

- Ребята, давайте сосчитаем, сколько у нас треугольников? (один треугольник)

- А сколько у нас прямоугольников? (два прямоугольника)

- Правильно, это один треугодьник и два прямойгольника. Давайте из них выложим наш кораблик, соединяя по очереди детали.

- Первым будет красный пряямоугольник, вторым – синий прямоугольник, треугольник поставим сверху, он будет парусом.

Дети выкладывают кораблик из геометрических фигур.

- Молодцы, ребята! У нас получился очень красивый кораблик. Пора в путь! Отплываем! (Звучит запись «Шум моря», на проектореслайд «Море») повторяйте за мной.

Дети встают со своих мест и повторяют за воспитателем.

  1. Физкультминутка «Кораблик»

Дал корабль полный ход

И поплыл, поплыл вперед. (дети топают)

Его ветер подгоняет,           (делают взмахи руками)

Волны пенные качают.

И, взвивая в небеса, (поднимают руки вверх и хлопают)

Гордо реют паруса!

  1. Упражнение «Остров Сообрази»

– Что там на горизонте? Мы подплываем к острову «Сообрази»

Воспитатель вешает на доску карту. Показывает на карте первый остров ввиде круга.

- Какой формы остров? (остров имеет форму круга).

- Чтобы поплыть к следующему острову, нам нужно выполнить задание Джека Воробья.

Воспитатель достает конверт с заданием.

- Чтобы пройти это задание, нужно ответить на вопросы пирата:

- Если стол выше стула, то стул…. (То стул, ниже стола)

- Если река шире ручья, то ручей…. (То ручей уже реки)

 - Если линейка длиннее карндаша, то карндаш … (то карандаш короче линейки)

- Если книга толще тетради, то тетрадь…. (то тетрадь тоньше книги)

- Если Сережа выше толи, то Толя …(То Толя ниже Сережи)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием. Плавем дальше. Перед намиостров «Неделька».

4. Упражнение «Остров Неделька»

Вопситатель показывает на карте второй остров в  виде овала.

- Какой формы острав? (Остров имеет форму овала)

- На этом острове пират, тоже оставил вам задание, которое вам нужнопройти, чтобы двигаться дальше.

Воспиаттель дастает конверт с заданием.

- Чтобы пройти это задание, нужно ответить на вопросы пирата:

- Какой день недели после понедельника? (вторник)

-  Если сегодня пятница, то каждый день был вчера? (четверг)

- Можно ли вернуть день, которые прошел? Как он называется? (вчера)

- А как называется день, который будет после сегодня? (завтра)

-  Назовите следующий день недели после субботы. (воскресенье)

- Какой день между вторником и червергом? (среда)

-  Назовите пятый  день недели. (Пятница)

- А какой день недели после пятницы? (суббота)

- С какого дня начинается неделя? (понедельника)

-  Какие вы молодцы! Не смог Джек Воробей вас запутать.

- Дни недели вы знаете хорошо. А знаете ли вы, сколько месяцев в году (двенадцать)

-  Давайте поиграем с вами уже известные вам игру «Лови, бросай месяц называй».

Дети становятся в круг. Воспитатель,  бросает мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого месяца. Дети по очереди переюрасывают мяч друг другу и последовательно называют месяца.

- Молодцы,  справились заданием, пора нам дальше в путь.

 5 Упражнения «Остров время»

Воспитатель показывает на карте третий остров в виде квадрата.

- Ребята, отгадайте загадку:

На руке и на стене

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. Что это? (это часы)

- Да, ребята, это часы.

-Для того, чтобы нам попасть на следующий остров, нам нужны научиться определять время.

Воспитатель показывает детям макет часов.

-  Ребята,  кто знает из каких частей состоят часы? (часового механизма, циферблата, корпуса, минутная стрелка, секундная стрелки, механизма подвода стрелок и подвода часов).

- Молодцы, ребята! Часы состоят из часового механизма, циферблата, корпуса, минутной стрелки, секундной стрелки, механизма подвода стрелки, подзавода часов.

-  Сколько стрелок у часов и какие они? (три стрелки: часовая (короткая), минутная (длинная), секундная (длинная, тонще и быстрее других).

Воспитатель показывает минутную стрелку и часовую на макете часов.

- Что показывает часовая стрелка? (ответы детей)

- Ребята, а минутная стрелка, что показывает (ответы детей)

- Скажите, что длится дольше час или минута? (ответы детей)

- Часовая и минутная стрелкадвигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет полный круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от двенадцати.

- Маша, обведи целый круг минутной стрелкой, сколько времени прошло? (один час).

- Если часовая стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.

- Ребята, а кто знает правильный ответ? Если часовая стрелка прошла один час?

Воспиаттель показывает это на макете.

- Куда передвинулась часовая стелка? (на цифру 2)

- Который час показывает стрелка? (два часа).

- Как вы много знаете про часы. Давайте поиграем в игру «Ходят стрелочки по кругу»

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

Воспиатель раскладывает карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек.воспитатель встает в центреи произносит с детьми слова.

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

- Пять часов! (встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12) .

- Три часа! (встают дети, сидящие с цифрой 3 и 12).

- Десять часов! (встают дети, сидящие с цифрой 10 и 12).

- А теперь попробуйте сами.

- Молодцы, ребята!Плывем дальше. Смотрите, впереди остров «Цифроград»

6. Упражнение «Остров Цифроград»

Воспиаттель показывает на карте четвертый остров в виде квадрата

- Какую форму имеет остров? Почему вы так решили? (Остров имеет форму квадрата. У него 2 угла, 4 стороны)

- Как вы думаете, кто живет на этом острове? (цифры)

- Чтобы проплыть мимо острова, нужно выполнить задания. Работа с числовым рядом от 1 до 10.

- Посчитайте от 2 до 6, от 7 до 10,от 9 до 5, от 6 до 2.

Дети считают опираясь на числловую линейку.

- назовите число, идущее после числа 9, 6 (10,7)

- Назовите число, стоящееперед числом 2 (3)

- Назовите соседей числа 7, 4 (6 и 8, 3 и 2)

- Сравните числа 3 и 4, 7 и 6 (число 3 меньше, чес число 4, число 7 больше, чем число 6)

- Я загадала число, если к немуприбавить 1, то получится 7. Какое число я загадала? (шесть).

- Я загадала число, если от него отнять 1, то получится число 4. (5).

- Молодцы, ребята.

7. Упражнение «Закалдованный остров»

- Плывем дальше. Смотрите, впереди остров. Воспиаттель показывает на карте (последний) остров ввиде треугольника.

- Какую форму имеет остров? (остров имеет форму треугольника)

- Что  вызнаете о треугольнике? ( у треугольника 3 стороны, 3 угла)

- Это остров не простой, а закалдованный. Именно на этом острове Джек Воробейспрятал свои сокровища. Чтобы найти сокровища нужно решить примеры: 5+1, 4+1, 6-1,8-1, 9+1, 4-1, 3+1. Использование числовых карточек. Дети поднимают карточки с ответами.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень смелыми, помогли друг другу, были дружными, поэтому справились со всеми заданиями и отыскали оскровища.

Воспитатель выносит сундучок, в котором лежат сокровища- ручки и накрейки.

Заключительная часть.

- Ну, вот подул попутный ветер. И нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад.

- Сегодня вы молодцы, все активно участвовали.

- вам понравилось наше путешествие?

- Что  вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Давайте вспомним, на каких островах мы сегодня с вами побывали?

-Какие задания были сложными, а с какими вы справились легко?

-  Что нового вы сегодня узнали?

- Еслив ам понравилось наше сегодняшнее путешествие – похлопойте, если нет –потопайте.

- Мне тоже очень понравилась с вами путешествовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема «Путешествие в сказку»

Занятие прописано полно с прямой речью педагога, также прописаны используемые приемы, словарная и предшествующая работа....

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «В мире математики»

Цель:·        Закрепить представление детей о последовательности чисел в пределах 10·        Упражнять в счете до 10·...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в подготовительной группе. Тема «Состав числа три»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в подготовительной группеТема «Состав числа три»Цель: познакомить детей с составом числа три.Задачи: - учить сост...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему «Помоги Кате вернуться домой»

Цель: познакомить детей с составом числа 10 из единиц.Задачи:I. Образовательная:- Продолжать учить составлять число 10 из единиц.- Познакомить с записью числа 10.- Закрепить навыки счета в прямом и об...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»

Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков  у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры  решаются различны...