Конспект НОД по развитию математических и сенсорных представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Разноцветная песенка скворца»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Тарасова Татьяна Александровна

В конспекте представлены последовательно семь математических заданий с исполльзованием  ИКТ, игровых технологий, сенсорных понятий (цветовой спектр). Рекомендация: использовать  в конце учебного года для закрепления математических навыков и в качестве мониторинга,  открытое мероприятие для учителей начальных классов в рамках преемственности ДОУ и  школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2016.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию математических и сенсорных представлений

 с детьми подготовительной к школе группы

Тема «Разноцветная  песенка скворца»

                                                                                 Составил воспитатель ВКК:

                                                                            Тарасова Татьяна Александровна

Санк-Петербург

2016

Непрерывная образовательная деятельность по математическому и сенсорному развитию с детьми  седьмого года жизни

Вступление /преамбула/

НОД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется по  программе  дошкольного образования ГБДОУ д/с №6.

Группу посещают 25  детей.  

Развитие детей соответствует возрасту 7-го года жизни. У детей сформированы познавательный интерес и достаточные практические навыки.

НОД  организована в соответствии с календарно-тематическим планированием  («Весна. Перелётные  птицы»)

Конспект НОД  составлен в соответствии с принципом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое  развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое».

Используемые технологии:

ИКТ, игровая,  здоровьесберегающая,  логоритмика, моделирование,  цветотерапия.

Методы и приёмы организации НОД подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: игровые, словесные, наглядные, практические.

В результате НОД у воспитанников развиваются  умения  логически мыслить,   оперировать символами и схемами, доводить начатое дело до конца,  владение доказательной речью.

Возможно использование данного конспекта НОД  с детьми 7-го года жизни в ДОУ  общеразвивающего вида.      

Цель мероприятия: Закреплять  математические и сенсорные знания и умения  через интеграцию образовательных областей в игровой ситуации.

Задачи  

Образовательные

1.Закреплять знания о количественных отношениях в натуральном ряду чисел, месте числа среди других чисел ряда, составлении числа из двух меньших.

2. Закреплять знания о временных отношениях (неделя).

3. Продолжать формировать представления детей о форме предмета и его частей.

4.Продолжать формировать умение видеть логические связи и зависимости групп геометрических фигур, зрительно распознавать фигуры, воссоздавать фигуры по представлению.

5. Продолжать учить выполнять действия по знаковым обозначениям, «читать» простую схему.

Развивающие

1. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

2. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных процессов (память, внимание, воображение, восприятие),  умения слушать и слышать.

3. Закреплять умение оценивать свои действия, формировать адекватную самооценку и навыки самоконтроля.

4. Учить  выражать в речи  связи и зависимости последовательности действий,   доказывать и обосновывать способы и результаты действий.

5. Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные: 

1. Воспитывать любовь и интерес к математике, желание заниматься математикой.

2. Воспитывать самостоятельность,  аккуратность и точность при выполнении практических действий.

3. Способствовать развитию умения работать дружно в коллективе, выслушивать другого, не перебивать;

4. Воспитывать  чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Методы и приемы

Словесные

Указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, поощрения.

Практические

 Действия с раздаточным материалом,  с планом-схемой.

 Наглядные

 ИКТ, демонстрация пособий,   раздаточный материал.

Игровые:

Игровой  момент, логические игры, игра-головоломка, логоритмика.

Оборудование для педагога:

Компьютер, магнитная доска, конверты  с  заданиями, цветные кружки 7 цветов спектра, мяч, демонстрационный плакат 60х60 (логический  квадрат  «Найди девятого», схемы для составления геометрических фигур в чёрно-белом формате,

Оборудование для воспитанников:

Набор для игры «Колумбово яйцо» на двоих детей,  для каждого ребёнка -  числовой домик на 7, комплект счётных палочек (10 шт.), простой карандаш,  3 квадрата  (10х10)  из бумаги одного цвета , ножницы.

 Предварительная работа:

 2. Рассматривание иллюстраций.

3. Дидактические игры по математике.

4. Логические игры  и упражнения.

5. Организация  НОД по математическому и сенсорному развитию.

Вводная часть /Постановка проблемы/

Воспитатель включает монитор компьютера, предлагает детям сесть  разместиться за столами, показывает фото-заставку на экране   – изображение скворца.                                                                                                        Воспитатель.  Ребята, вы узнали птицу? (ответы детей). Верно, это – скворец -  перелётная птица. Народная пословица гласит: «Скворец – весны гонец, весны певец».  Вернулся скворец из тёплых краёв и захотел пропеть свою первую весеннюю песню, но песенка не звучала. Оказывается, сердитая морозная зима заколдовала все ноты. Они стали  бесцветными и беззвучными.   (Воспитатель  открывает магнитную доску, на которой изображение нотного стана  с белыми  нотами-кружочками).                                Воспитатель. Загрустил  скворец.  Как же он пропоёт свою первую  песню и разбудит весну? (гипотезы детей).   Только вы, ребята, можете помочь скворцу. Вы готовы выполнить математические задания  и расколдовать ноты?(ответы детей)

 Основная часть.

Воспитатель. Ребята, сколько всего нот?                                                                          Воспитатель. Что ещё бывает только в количестве семь? (семь дней недели, семь цветов радуги).                                                                                                

Воспитатель. Давайте поможем скворцу, расколдуем ноты и окрасим их по порядку в  цвета радуги. Но для этого нам  нужно будет преодолеть препятствия – выполнить  несколько математических  заданий.   Но конверты с заданиями   нам ещё предстоит найти, найти по  этой  схеме. (Воспитатель показывает план со схематичным изображением ориентиров  и направлений для перемещения по помещению группы).                                                  Воспитатель. Откуда начнём наш путь?                                                                                                   (дети рассматривают план-схему,  последовательно передвигаются  по группе, находят 7 конвертов).                                                                                                       Воспитатель. Ребята, вы молодцы,  быстро нашли конверты с заданиями. Сколько конвертов? (ответ детей). Давайте определим, в каком  порядке нам  выполнять задания? (ответы детей).  Конверты  окрашены в цвета радуги. Давайте разложим конверты в том порядке, как располагаются цвета радуги ( дети раскладывают конверты).                                                                                                           Воспитатель. Какого цвета конверт мы откроем первым? (ответы детей).    

1 задание.  Игра «Мяч бросай, день недели называй»                                                                                                                                                                                                                                Воспитатель. Для выполнения первого задания нам нужен мяч.  Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы о днях надели. У кого мяч в руках, тот отвечает на вопрос и бросает мяч мне.                                                                                  

Вопросы к игре:                                                                                                                     

 - Сколько дней  в неделе?                                                                                                       

 - Какой день недели первый?                                                                                            

  - Какой день недели седьмой?                                                                                    

 - Какой день  недели  после среды?                                                                                      

  - Какой день недели перед  вторником?                                                                            

 - Назови два выходных дня.                                                                                                  

 - Как называется  второй, (четвертый, третий, пятый)  день недели?                                             - Какой день  недели между средой  и пятницей?                                               

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Первая нота –  это нота ДО -  окрасилась в красный цвет.

(Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок красного цвета, соответствующий   первой ноте ДО).                                                                                                         Воспитатель. Предлагаю вам сесть за столы.  Спина прямая. Ноги вместе.                                                                                                                     2 задание. Игра «Домики» («Найди девятого»)                                             

 Воспитатель. Открываем второй конверт  - оранжевый -  и слушаем  второе задание. Скворцы весной любят селиться в домиках, которые делают для них люди. Как называется такое жилище скворца? (ответ детей).  

Посмотрите, сколько скворечников разной формы мы можем предложить нашему скворцу.

 (Воспитатель показывает логическую таблицу)                                                 

Воспитатель.  Будьте внимательны,  определите, какой домик выбрал себе скворец? (Дети рассматривают демонстрационную таблицу и предлагают варианты).                                                                                                                  Поясните, почему вы так считаете ? (Рассуждения и выводы детей).                                                                                                                                                                             Воспитатель. Молодцы справились с заданием. Подскажите, в какой цвет окрасится вторая нота? Верно, вторая нота стала оранжевой.

(Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок оранжевого  цвета, соответствующий   второй  ноте РЕ).                                                                            

3 задание.  «Числовой домик»                                                                                                                                 Воспитатель.  Домики могут быть и у чисел. Заглянем в гости к числу 7. Посмотрите – в домике 3 этажа. На каждом этаже живут по два числа.  Какие-то числа уже заняли свою квартиру. А соседние клетки пустые.  Расселите в домике  недостающих соседей так, чтобы в сумме два числа образовали число 7. (Дети работают индивидуально за столами с раздаточным материалом).

 Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Ребята, посмотрите, третья нота окрасилась в  жёлтый цвет. (Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок жёлтого  цвета, соответствующий   третьей  ноте - МИ).                                                                            

4 задание. Игра-головоломка  «Колумбово яйцо»

Воспитатель. Скворец  грустит ещё и потому, что он скучает по своим пернатым друзьям. Думаю, вам по силам решить и эту проблему: из деталей игры «Колумбово яйцо»  выложите изображение птицы.  Вам поможет контурный образец. Вы – дружные ребята? (ответы детей).  Давайте, это задание выполним   парами.    (Дети выполняют задание парами за столами)

Воспитатель. Вот сколько друзей  у скворца!  Молодцы,  справились с заданием. Подскажите, в какой цвет окрасится четвёртая нота. Верно, четвёртая  нота стала зелёной. (Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок зелёного  цвета, соответствующий   четвёртой  ноте ФА).

Динамическая пауза «Раз, два — выше голова»
Раз, два — выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть —  присесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Раз — согнуться-разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головой три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.  (Дети выполняют движения по тексту.)

5 задание. «Сложи геометрические  фигуры  (из счётных палочек)»

Воспитатель. В синем конверте задачи на составление геометрических фигур из счётных палочек.  Слушайте  внимательно:

1) Отсчитайте 8 палочек. Сколько квадратов можно построить из 8 палочек? Постройте их.

2)  Можно ли  построить  2 равных квадрата из 7 палочек? Попробуйте.

 Какую фигуру образуют вместе два квадрата?(ответы детей).

(После ответов детей делается вывод: у квадратов общая сторона).

3) Попробуйте построить 3 треугольника из 7 палочек.

Какая геометрическая фигура получается в целом? Как называется такой четырёхугольник?

(После выполнения детьми каждого задания   воспитатель показывает схемы составления фигур разными способами. Дети приходят к выводу, что одну и ту же фигуру можно построить по-разному и занимать она может различные положения).  

Воспитатель. Хорошо справились с заданием. Подскажите, в какой цвет окрасится пятая нота? Верно, пятая нота стала голубой. (Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок голубого  цвета, соответствующий   пятой  ноте СОЛЬ)

6 задание. «Дорожка цифр»

Воспитатель. В шестом, синем, конверте задание такое:

Положите  перед собой карточки с цифрами.  Вам нужно карандашом  провести последовательно  линии  и соединить   цифры от 1 до 10 в одну дорожку.                                                                                                            Воспитатель.  Все молодцы, справились быстро. В какой цвет окрасится шестая нота? Верно, шестая нотка стала синей. (Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок синего  цвета, соответствующий   пятой  ноте ЛЯ)

7 задание.  «Раздели квадрат на 4 части»

Воспитатель. В фиолетовом конверте такое задание.   У вас на столах есть по 3 квадрата. Разделите каждый квадрат   на 4 равные части, но разными способами. Вам для выполнения этого задания понадобятся ножницы.  Но прежде, чем разрезать квадрат на части, скажите каким образом можно определить линии разреза (ответы детей). Верно,  нужно квадраты сложить, а потом по линиям сгиба разрезать.  Напоминаю:  соблюдайте осторожность при  работе с ножницами. (дети выполняют задание, воспитатель контролирует безопасность  работы с ножницами).                           Воспитатель. Молодцы справились с заданием. Подскажите, в какой цвет окрасится седьмая нота. Верно, седьмая  нота стала фиолетовой.  (Воспитатель выкладывает  на нотном стане магнитный  кружок фиолетового  цвета, соответствующий   седьмой  ноте СИ).

Воспитатель. Ребята, вы расколдовали ноты. Посмотрите, в какие яркие цвета радуги они окрасились. И теперь скворец разбудит весну. Посмотрите и послушайте эту чудесную весеннюю песню.  (Воспитатель включает компьютерный звуковой видеофрагмент «Песня скворца»).

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель. Своим старанием, трудолюбием мы помогли скворцу.  

Какое из заданий вам было интересно выполнять? Какое задание показалось самым лёгким? Было ли задание, которое  оказалось для вас трудным? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята,   предлагаю вам самим исполнить музыкальный этюд  на металлофоне, послушать как звучат  нотки.  (Дети по очереди играют на металлофоне и слушают музыкальные импровизации друг друга). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ДЕТИ ВОЙНЫ»

В рамках общесадовского проекта к 70 летию Великой Победы "Я помню! Я горжусь!" мною была проведена работа по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе: "Дети войны"....

Конспект НОД по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа). Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Тема мероприятия в рамках комплексно-тематического планирования: «Что мы знаем о зиме?» (лексическая тема «Зима»).Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физиче...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.            Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, п...