Конспект НОД "Счет до 4-х"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Савина Марина Юрьевна

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

H:\29-NOV-2016\160305.JPG 


Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга и в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Деятельность ориентирована на детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).  Длительность НОД – 20 минут.

Тема: Счёт до четырёх. Геометрические фигуры.

Методы и приёмы:

  • Практические (поисковые и сравнительные действия)
  • Наглядные (демонстрационный материал для счета, фланелеграф, атрибуты для оформления полянки, кукла би-ба-бо)
  • Словесные (познавательная беседа)
  • Игровые (элементы театрализованной игры)

Технологии: развивающие, здоровьесберегающие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Цель: формирование представлений об образовании числа 4, формирование представлений о прямоугольнике.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления об образовании числа 4 на основе  сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4;
  2. Формировать представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивающие:

  1. Развивать умение считать до 4;
  2. Развивать умение действовать по образцу;
  3. Развивать психические процессы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
  2. Создание условий для эмоционально-психологического раскрепощения детей вовремя НОД.

Организация видов деятельности:

  1. Общение ребенка со взрослым;
  2. Общение ребенка со сверстниками;
  3. Познавательно-исследовательская;
  4. Элементы театрализованной игры.

Оборудование для педагога: кукла би-ба-бо, демонстрационный материал – заяц, ёж, белка, корзинки, грибы, морковки, геометрические фигуры, дорожки, магнитофон со звукозаписью «Голоса леса», атрибуты для оформления полянки.

Оборудование для детей: карточки по количеству детей, пеналы с геометрическими фигурами.

Предварительная работа: разучивание считалок, дидактическая игра «Найди свой домик», «Найди предмет такой же формы», раскраски по количественному признаку и геометрическим фигурам.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса».

Звучит музыка, воспитатель приглашает детей к обсуждению.

-Что вы слышите? На что похожи эти звуки?

Воспитатель: это звуки леса и его обитателей. Вы хотите очутиться на лесной полянке? Что же нам сделать, чтобы наш коврик стал похож на лесную полянку? (дети предлагают поставить деревья, зверюшек, птичек…)

Вот мы и очутились на лесной полянке.

 (На руке воспитателя появляется сова- кукла би-ба- бо)

«У-у-у, здравствуйте, ребята.

Я Совушка – сова, я из леса к вам пришла.

Хочу в садик к вам слетать, научиться там считать,

С вами в игры поиграть.»

Воспитатель: ребята, возьмём Совушку- сову к нам в детский сад?

(Дети идут за совой и садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед фланелеграфом)

Основная часть

Воспитатель: ребята, посмотрите, что за звери появились на нашей полянке? (ёж и заяц) Они приготовили на зиму запасы, но вот беда-уронили свои корзинки и всё рассыпали.

- Что же делать? (надо помочь собрать)

Воспитатель: ёжик рассыпал грибы, а зайчик свои любимые морковки.

- Аня, помоги ёжику собрать грибы в корзинку.

- Ваня, а ты помоги зайчику собрать морковки.

- Ребята, что надо сделать, чтобы узнать сколько грибов собрал ёжик? (надо посчитать все грибы)

- Алиса, выложи все грибы в один ряд и сосчитай их. (1,2,3- всего три гриба).

- Миша, а ты выложи морковки для зайчика и сосчитай их (1,2,3- всего три морковки).

- Что можно сказать о количестве грибов и морковок? (их поровну, по3)

Воспитатель: ой, ребята, я нашла ещё один грибок, отдадим его ёжику.

- Сколько грибов стало у ёжика? (4)

- Как у ёжика получилось 4 гриба? (к 3 грибам добавили ещё 1 гриб, стало 4 гриба)

- Сколько всего грибов стало у ёжика?

- Посчитаем все вместе (1,2,3,4- всего 4 грибочка).

- А сколько морковок у зайчика? (3)

- 4 грибочка и 3 морковки-- сравните что больше? (4 грибочка больше чем 3 морковки)

- 3 морковки и 4 грибочка—сравните что меньше? (3 морковки меньше чем 4 грибочка)

- Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре?

- Как можно сделать, чтобы грибов и морковок у зверей стало поровну?

Дети обговаривают два варианта уравнивания. Воспитатель предлагает сделать так, чтобы грибов и морковок стало по 4. Дети добавляют одну морковку, считают морковки, уточняют сколько их стало и как получилось 4 морковки. (К трём морковкам добавили ещё одну морковку.)

Сова: ребята, вы молодцы! Все правильно считали до четырёх, а  я запомнила, что число 4 больше чем 3; 3 меньше чем 4.

Сова: ребята, я нашла конверт, а в нём лежат какие-то фигуры.

Воспитатель: ребята, расскажите Совушке-сове, что это за геометрические фигуры? (показываю круг, квадрат, треугольник)

- У меня есть ещё одна геометрическая фигура, может кто то знает эту фигуру, она называется- прямоугольник.

- Давайте сравним две фигуры: квадрат и прямоугольник.

- Одинаковые они или разные?

- Что есть у квадрата? (углы) Сколько углов? (4)

- Миша, покажи есть ли углы у прямоугольника и сколько их? (4)

- Что ещё есть у квадрата? (стороны), сколько сторон? (4)

- Сколько сторон у прямоугольника? Посчитаем все вместе. (4)

- Какие по длине стороны у квадрата? (одинаковые)

- Посмотрите, одинаковые ли стороны у прямоугольника? (накладываю квадрат на прямоугольник)

- Верхняя сторона длинная, нижняя сторона длинная, а боковые стороны короткие. (у прямоугольника две стороны длинные, две короткие)

- Как называется эта фигура? (прямоугольник)

-  Ребята, посмотрите в группе есть ли предметы, игрушки квадратной или прямоугольной формы?

Сова: Молодцы ребята, все геометрические фигуры назвали правильно, а я запомнила новую геометрическую фигуру - прямоугольник.

Сова: ребята, слышите на лесной полянке ветер задувает, он нас в гости зазывает. Пойдёмте, посмотрим (дети идут за Совушкой, впереди лежат дорожки разной длины)

- Ребята, впереди две дорожки, которые ведут на полянку. Нам надо быстрее попасть на полянку, по какой же дорожке нам надо идти и почему? (по чёрной- она короткая, а белая- длинная)

(Дети приходят на ковёр-полянку, где разложены листочки с отверстиями разных геометрических фигур).

Воспитатель: ребята, посмотрите сколько листочков на нашей полянке, найдите для Совушки по одному листочку.

- А что же случилось с листочками? Что можно сними сделать? (заплатки)

Сова: пойдёмте в нашу лесную мастерскую, там их и починим (дети подходят к столу, на котором лежат геометрические фигуры)

Воспитатель: для ваших листочков надо подобрать заплатки нужного цвета и нужной формы.

- Маша, какую геометрическую фигуру ты взяла для своего листочка?

Сова: молодцы, все ребята справились с заданием, пора нам в сад возвращаться. Вставайте все за мной и чтобы было веселее идти вспомним дорожную считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять

Дружно начали шагать

Раз- присели, два- привстали,

Три – все дружно поскакали,

На четыре – все вздохнули,

И немножко отдохнули.»

Воспитатель: вот мы и пришли, садитесь за столы. (обращает внимание детей на магнитную доску)

- Посмотрите, к нам ещё пришёл гость из леса, кто это? (белка)

- Белка заготовила на зиму запасы. Что запасает белка на зиму? (грибы, ягоды, жёлуди…), и решила посушить их на веточке (рисую от белки линию)

- Вот эти геометрические фигуры будут запасами для белки, я их повешу в определённой последовательности (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)

- Повернитесь к столам, возьмите карточку, поверните её и вы увидите вашу белочку.

Задание: Помогите белочке развесить ее запасы в такой же последовательности, как у моей белки (дети выполняют задание по образцу, пользуясь пеналами с геометрическими фигурами)

Совушка: молодцы, ребята, все сделали всё правильно.

Заключительная часть

- А поиграть вы со мной хотите? (дети с Совушкой идут на полянку, проводится игра «День – ночь»)

Сова: ребята, мне очень понравилось у вас в детском саду.

- А вам понравилось?

- Я узнала много нового и интересного.

- А вы что узнали? что особенно вам запомнилось?

- На память о нашей встрече, за то, что вы были такими дружными, умными, внимательными, я хочу подарить вам вот эти лесные звёздочки (сова раздаёт звёздочки, хвалит каждого ребёнка, отмечает его достижения)

- А теперь мне пора к себе в лес, можно я ещё прилечу к вам в гости? Хочу узнать ещё много нового и интересного (сова улетает, дети прощаются с гостями).