Конспекты НОД
план-конспект занятия по математике

Долбиева Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математике в средней группе по мотивам сказки « Кот, петух и лиса».

Возрастная группа: средняя.

Тема: « Кот, петух и лиса».

Цель: создать условия для развития интеллектуальной культуры.

Задачи:

Образовательная:

 - закрепить знание в сравнении объектов по пространственному расположению ( слева, (справа), вперед,( сзади )и т.д.) длине, ширине.

- отработать навыки в воспроизведении счета.

- совершенствовать умения составлять целое из частей.

Развивающая:

 - развивать умения сравнивать и обобщать, логическое мышление.

Воспитательная:

- содействовать нравственному воспитанию.

Вид деятельности: игровая

Форма организации: фронтальная

Форма организации детских видов деятельности: создание игровой ситуации с использованием литературного произведения.

Оборудование:  карта, котик ,петух, горошины, полоски (узкие, широкие, длинные и короткие), елка- декорация.

                                               Ход НОД.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть.

Стук в дверь. Заходит грустный котик.

Кот: Здравствуйте ребята!

Вос-ль: Котик, а почему ты грустный? И куда ты идешь?

Кот: Я иду к лисьему дому, выручать своего брата петушка. Пока я был на охоте лиса выманила его и унесла к себе. Хочет его съесть. Я хочу его спасти. Но мне одному не дойти , ведь на пути много трудностей и мне не справиться. Вы не могли бы мне помочь?

Вос –ль: А где лисий дом? Куда идти?

Кот показывает карту и говорит: через леса, через поля за рекой-  там лисий дом.

Здравствуй котик!

Дети внимательно слушают котика.

Да. Поможем.

Дети рассматривают карту.

2.Основная часть

Вос-ль: Ребята, посмотрите, в лесу много зверей, не зря котик боится один идти через лес.  Каких зверей вы и птиц вы тут видите? Все ли звери опасны для котика? Как вы думаете?

- Сколько тут  много елей давайте с вами посчитаем?

- Правильно 5.

- Сколько зайчат сидят перед первой елью?

- Давайте с вами посчитаем?

- Сколько маленьких зайчат сидят перед елью?

- А сколько больших зайчиков?

- Правильно.

- Сколько ёжиков сидит под второй елью?

- Давайте с вами посчитаем?

- А сколько больших ёжиков сидит под елью?

- А маленьких ёжиков сколько сидит под елью?

- Сколько всего сидит белок на третьей ели?

- Давайте с вами посчитаем?

- Сколько сидит белок справой стороны?

- А сколько белок сидит с левой стороны?

- Сколько сидит дятлов на четвертой ели?

- Давайте с вами посчитаем.

- А за какой по счету елью сидит волк?

- Он сидит перед елью или за елью?

- Ребята ,а волк опасный для котика?

Давайте с вами поиграем в подвижную игру «Волк и зайцы».

Воспитатель говорит слова:          Зайки скачут: скок, скок, скок

На зеленый на лужок

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Вос-ль: Вот мы и преодолели лес и вышли на  тропинку. Сколько тут разбросана гороха?

Кот: Это  мой братик петушок разбросал горошины, что бы я его мог найти.

Вос-ль: Ребята, а давайте соберем горошины и определим, куда же нам дальше идти.

Вос-ль: Совсем скоро мы дойдем до домика лисы.

- Ребята, посмотрите, прямо за речкой стоит домик лисы.

- Как же нам перебраться через речку?

- А из чего мы его построим?

- А какой мост нам с вами нужен?

- Ну вот мы подошли к домику лисы.

Ответ детей

1,2,3,4,5.

3 зайчика.

1,2,3.

2 зайчика.

1зайчик.

4 ёжика.

1,2,3,4.

2 ёжика

2 ёжика

5белок

1,2,3,4,5.

3 белки.

2 белки

2 дятла.

1,2.

За 5 елью.

За елью.

Да.

Дети «зайцы», прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя «Волк идет!» «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать

Много

Внимательно слушают.

Выходят к карте и собирают горошины.

Построить мост

Ответ детей.

Длинный и широкий.

III. Заключительная часть.

Кот:  Спасибо вам ребята. Помогли мне спасти моего братца петушка. А ты петушок больше не выглядывай в окошко, когда меня нет дома.

До свидания ребята.

- Ребята, а как мы помогли котику  спасти петушка? Что мы делали? Чем занимались?

А теперь можете поиграть с петушком, котиком и рассмотреть карту.

До свидания.

Ответ детей: считали сколько в лесу зверей, собирали горох, строили мост.

Дети играют с петушком и котиком



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Старшая  группа.

Тема: Викторина  «Столовая посуда»

Ведущая образовательная деятельность: «Познавательное развитие».

Цель : создать условия для  развитие у детей интеллектуальной культуре.

Задачи :

 Образовательная: закрепить с детьми знания о посуде, увеличить словарный запас.

Развивающая: развивать умение применять знания на практике.

Воспитательная: содействовать нравственному воспитанию дошкольников, умение устанавливать взаимоотношение коллективной деятельности, стремление проявлять активность.

Виды детской деятельности познавательно – исследовательская.

Форма организации: фронтальная.

Формы организации детских видов деятельности:  интеллектуальные игры (викторина).

Оборудование: видео-презентация,   посуда.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

I.Вводная часть.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете ,что такое викторина?

А вы хотите поиграть в викторину?

А какие правила у викторины?

Отвечать на вопросы мы будем с помощью карточек. За правильный ответ вы получаете  1 жетон . Выигрывает тот кто наберет больше всех жетонов.

 Как вы думаете, чему будет посвящена викторина?

Посмотрите , перед вами 3 стола с предметами.

 Но у нас на столах чего то не хватает?

На каждом столе группа предметов, вы должны будете назвать её и определить для чего она предназначена, что бы узнать чего не хватает и как это называется.

Ребята , а как вы думаете откуда можно узнать о посуде?

Вос-ль: Где  взять информацию?

Предлагаю вам  обратится к интернету.

Нет.

Да

Кто быстрее ответит на вопросы.

Посуде.

Дети рассматривают посуду на столе.

Ответ детей.

Из книжек, журналов, из интернета.

Ответ детей.

II. Основная часть

Просмотр видео-презентации. Слушаем внимательно и готовимся отвечать на вопросы.

1слайд.

Столовая посуда- это предмет быта, предназначена для подачи готовых блюд на стол и приема пищи. Это то, из чего мы пьем и едим, без чего не обходится ни один завтрак, обед или ужин. Столовая посуда включает в себя большое количество разнообразных предметов.

2 слайд.

История появления и перевоплощения столовой посуды складывалась на протяжении столетий так как она неразрывно связана с культурой принятия пищи.

3 слайд.

Это способствовало развитию производства столовой посуды, и уже никого не удивляло обилие фабрик, производящих фарфоровую и стеклянную посуду.

Вопросы к 1-3 слайду:

  1. Для чего предназначена столовая посуда?
  2. Из чего делают столовую посуду?

4 слайд.

К предметам столовой посуды относятся: большие емкости для подачи первых блюд (супницы) и глубокие тарелки для них: мелкие тарелки для вторых блюд: блюда и салатницы различных форм; мисочки, плошки и пиалы; чашки и кружки, а так же подстаканники и блюда.

5 слайд.

Тарелка столовая глубокая для супов.

6 слайд.

Супница, тарелка глубокая, суповая миска.

7 слайд.

Тарелка столовая мелкая для вторых блюд.

8 слайд.

Тарелка мелкая для вторых блюд.

9 слайд.

Блюда и салатницы различных форм и вторых блюд.

10 слайд.

Мисочки, плошки и пиалы.

11 слайд.

Тарелки десертные мелкие и глубокие для подачи сладких блюд.

Вопросы к 4-11 слайду:

 1.В какой тарелки подают суп?

2. Для чего нужна супница?

3.Посмотрите на стол. Как называются данные салатницы?

4.Для сладких блюд?

5.Какой формы они бывают?

12 слайд.

Для горячих напитков: чашки чайные с блюдцами, блюдца чайные под стаканы, чашки для заварки.

13 слайд.

Стаканы с подставками.

14 слайд.

Вазочка – для варенья и сахара, разетки для джема, меда, варенья.

15 слайд.

Тарелки десертные- для фруктов.

16 слайд.

Ваза на низкой ножке – для пирожных и тортов круглой формы, пирожковые тарелки – для кондитерских изделий.

Вопросы к 12-16 слайду?

  1. Какая посуда нужна для горячих напитков?
  2. Как называется тарелка для фруктов?
  3. В какой посуду подают варенья, мед?
  4. Какая нужна тарелка для подачи кондитерских изделий?
  5. Для чего нужна ваза на низкой ножке?

17 слайд.

Для семейных торжеств желательно преобрести столовый и чайный сервиз. Когда в доме собирается много народа, они помогут вам правильно организовать застолье.

18 слайд.

Сервиз – комплект посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

19 слайд.

Сегодня столовую посуду изготавливают из пластика, металла, стекла, керамики и других материалов.

20 слайд.

В домашнем хозяйстве предпочтение отдают посуде из фарфора.

Вопросы к 17-20 слайду?

  1. Что такое сервиз?

2.Какой нужен сервиз для семейных торжеств?

3.посмотрите на стол и скажите из чего изготовлена данная посуда?

4.Из какого материала изготовлена вазочка?

21слайд.

Классические тарелки и кружки имеют круглую форму, большие блюда  и салатницы могут быть овальными и квадратными.

22слайд.

Цвет посуды влияет не только на настроение человека, но и на его аппетит.

Вопросы к 19-22 слайду?

  1. Какую посуду любят хозяйки?
  2. Какой  формы тарелки и кружки?
  3. Какой формы могут быть большие блюда и салатницы?

4.На что влияет цвет посуды

Столовая посуда- предназначена для подачи готовых блюд на стол и приема пищи.

Из фарфора и стекла

В глубокой.

Для подачи супа, щей.

мисочки, плошки и пиалы.

Десертной.

Разной

Чашки чайные с блюдцами, блюдца чайные под стаканы, чашки для заварки.

Десертная.

Вазочка и разетки.

Пирожковая тарелка.

Для пирожен и тортов.

Комплект посуды.

Столовый и чайный.

Фарфора

Из стекла

Фарфороваю.

Круглой.

Овальными и квадратными.

На настроение и аппетит.

III.Заключительная часть.

Вос-ль: Посмотрите на столы и определите каких предметов на хватает на столе в каждой группе.

Молодцы!

Вот и подошла к концу наша викторина.

Давайте посчитаем жетоны и определим победителя.

Каждому вручаются подарки.

На первом столе не хватает суповой миске  для первых блюд.

На втором столе не хватает чайника для заварки.

На третьем столе не хватает десертной тарелки для фруктов.

Каждый ребенок считает  свои жетоны



Предварительный просмотр:

                      Мастер класс «Математика без правил» 

Мастер класс посвящен королеве всех наук математике, называется он «Математика без правил» и в процессе мастер класса мы сформируем понятие развивающих игр и познакомимся с опытом работы по применению игр с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, а также игры Колумбово яйцо

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию. 

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Колумбово яйцо

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

Вот так игра «Колумбово яйцо» находится в собранном виде.

1

Вот так его разрезали на необходимые детали

2

Предложите детям рассмотреть внимательно детали игры и найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. К примеру, фигуры треугольной формы с закруглением (имеют сходство по форме Большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной - похожи на туловище птиц, зверей, морских животных).

3

Немного истории

По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.

Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Правила игры:

Предложить собрать фигуру из набора «Колумбово яйцо», опираясь с начало на образцы.

Главное нужно помнить:

1. Использовать нужно все фигуры из набора.

2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.

Палочки Кюизинера

Палочки один из немногих дидактических материалов

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА:

1) Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2) Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя.

3) Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве.

4) Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.

5) Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6) Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях и в школе.

7) Этот материал также можно использовать с целью коррекции.

8) Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

9) Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

10) Этот материал может быть использован в диагностических целях .

В комплект входят 116 палочек, которые отличаются друг от друга по двум признакам: размеру и цвету. Чем короче палочка, тем чаще она встречается. Например, самых коротких – белых в наборе 25 штук, а самых длинных оранжевых – всего 4. Главный секрет игры мы узнаем, если сложим из разных палочек лесенку. Так становится видно, что каждая предыдущая палочка короче предыдущей на одно деление, т.е. на один белый кубик. Дело в том, что это числа – каждая палочка обозначает свое число от 1 до 10.

4

Развивающая игра "Сказка открывается" – используется для игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование умения соотносить цвет палочки с её 5 значением, освоение операции "декодирование"

5

6

Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером - большие и маленькие;

4. толщиной – толстые и тонкие.

12 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников,

12 треугольников.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики

7

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать предметы по нескольким признакам.

Задание: распредели каждый листок на свою ветку.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....