"Формирование элементарных математических представлений" Авторы И. А. Помораева, В. А. Позина Старшая группа (5-6 лет)
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Назмутдинова Гульнара Гайсовна

"Формирование элементарных математических представлений" Авторы И. А. Помораева, В. А. Позина Старшая группа (5-6 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных

математических представлений

авторы И. А. Помораева, В. А. Позина

Старшая группа (5-6 лет)

2017-2018 учебный год

                                  ТЕМА

МЕСЯЦ

Программное содержание

        ЛИТЕРАТУРА

1

Занятие 1

6 сентября

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе срав-

нения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Формирование элементарных математических представлений.(авт. И. А. Помараева, стр.13

2

Занятие 2

13 сентября

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина

и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например:

«Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его сло-

вами: вперед, назад, направо, налево

 И. А .Помараева, стр.15

3

Занятие 3

20 сентябрь

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость резуль-

тата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убываю-

щем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

И.А. Помараева, стр.17

4

Занятие 4

27 сентября

1.Балаларны овал белән таныштыру; түгәрәк һәм овалны аеру күнекмәләрен белдерү; предметларны санау күнекмәләрен дәвам итү; предметларны аларның үлчәмнәре арта бару һәм кими бару тәртибендә урнаштыру; «иң зур», «кечерәк», «тагын да кечкенә», «әз генә кеч-кенә», «иң кечкенә» сүзләрен кулланырга өйрәтү; предметларны капшап санарга өйрәтү;2. логик фикерләү, сенсор танып белү ысулларын үстерү — тәртип

белән урнаштыру, күзаллау;3. Математика фәненә ихтирам тәрбияләү, балаларның иҗади кызыксынуын үстерү.

З.Г.Шәрәфетдинова 34 бит

5

Занятие 1

4 октября

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по

Качественны признакам (цвет, форма,

величина). Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу

И.А. Помараева, стр.18

6

Занятие 2

11 октября

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и расклады-

вать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение

раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина)

И.А. Помараева, стр.19

7

Занятие 3

18 октября

Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двухгрупп предметов, выраженных числами 6 и 7.

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскла-

дывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).

• Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

И.А. Помараева, стр.21

8

Занятие 4

25 октября

Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

И.А. Помараева, стр.22

9

Занятие 1

1 ноября

Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счете

и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Формирование элементарных математических представлений.(авт. И.А.Помараева, стр.24)

10

Занятие 2

8 ноября

Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

• Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

• Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

И.А. Помараева, стр.22

11

Занятие 3

15 ноября

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).

• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

И.А. Помараева, стр.27

12

Занятие 4

22 ноября

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»

• Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

• Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

И.А. Помараева, стр.28

13

Шөгыль 16.

29 ноября

1.Балаларга предметларның саны аларның урнашу рәвешенә бәйсез булуын искә төшерү; төрлечә урнашкан төркемнәрдә предметлар санының тигез икәнен күрергә өйрәтү; предметларны киңлек һәмозынлык буенча чагыштыру; 2. Күрсәтмә-образлы фикерләүне, игътибарлылыкны, күреп хәтердә калдыруны, күзаллауны, диалогик сөйләмне үстерү; 3. Математика дәресләренә карата кызыксынуны үстерү, авыр хәлдә калганнарга ярдәм итәргә кирәклеген аңлату.

З.Г.Шәрәфетдинова 74 бит

14

Занятие 1

6 декабря

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

И.А. Помараева, стр.29

15

Занятие 2

13 декабря

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

• Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

• Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

И.А. Помараева стр. 31

16

Занятие 3

20 декабря

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

• Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

И.А. Помараева стр. 32

17

Занятие 4

27 декабря

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

• Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помараева стр. 34

18

Занятие 1

10 января

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

• Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

• Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

И.А. Помараева стр. 36

19

Занятие 2

17 январь

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

• Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

• Упражнять в последовательном назывании дней недели.

И.А. Помараева Стр.39

20

Занятие 3

24 января

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу,

видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

• Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

• Учить ориентироваться на листе бумаги.

И.А. Помараева Стр.41

21

Занятие 4

31 январь

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых

геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

И.А. Помараева стр. 43

22

Занятие 1

7 февраля

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

• Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А. Помараева  стр. 44

23

Занятие 2

14 февраля

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

• Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

И.А. Помараева стр. 46

24

Занятие 3

21 февраля

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

• Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

• Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

И.А. Помараева стр. 48

25

Занятие 4

28 февраля

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

• Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

• Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

 И.А. Помараева   стр. 49

26

Занятие 1

7 марта

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

И.А. Помараева стр. 51

27

Занятие 2

14 марта

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

-Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

-Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помараева стр. 53

28

Занятие 3

21 марта

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

• Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от ег направления.

• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).

И.А. Помараева стр. 55

29

Занятие 4

28 марта

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

• Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

• Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

 И.А. Помараева стр. 56

30

Занятие 1

4 апреля

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

• Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

И.А. Помараева стр. 58

31

Занятие 2

11 апрель

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

И.А. Помараева стр. 60

32

Занятие 3

18 апрель

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

И.А. Помараева стр. 61

33

Занятие 4

25апреля

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А. Помараева  стр.63

34

Шөгыль 33.

  1. мая

1.Бер-берсеннән бер элементка зуррак яки кечерәк булган күплекне күзаллау осталыгын формалаштыру; бер-берсеннән кайсы сан-ның зуррак яки кечерәк булуын сөйләмдә дөрес итеп чагылдыру; ба-лаларны саннарны чагыштырырга һәм ике чиктәш санның кайсысы бер-берсеннән зуррак яки кечерәк

булуын билгеләргә өйрәтү (алты һәм җиде саннары белән); рәсемдә сурәтләнгән формаларны геометрик фигуралар белән чагыштырырга өйрәтү; предметлар санының аларның зурлыгыннан бәйсез булуын күзаллауны ныгыту;

2.Үзара тикшерү күнекмәләрен, зиһенлелекне, күрү хәтерен, күз алдына китерүне, сөйләмне, конструктив осталыкларны үстерү;

3.Мөстәкыйльлек, тырышлык, игътибар белән тыңлый белү, математика дәресләренә кызыксыну тәрбияләү.

З.Г.Шәрәфетдинова 130 бит

35

Шөгыль 34.

16 мая

1. Балаларны саннарны чагыштырырга һәм ике катнаш санның кайсы һәм күпмегә бер-берсеннән зуррак яки кимрәк булуын (алты һәм җиде, җиде һәм сигез) билгеләргә өйрәтү; анализаторлар ярдәмендә, санау күнекмәләрен үстерү; берсендә икенчесенә караганда бер эле-ментка күбрәк яки азрак булган төркемнәр ясау; предметларның саны аларның зурлыгына (үлчәменә) бәйле булмавы турындагы күзаллаунь ныгыту;карточкаларда сурәтләнгән формалар белән геометрик фигу-раларны чагыштырырга өйрәтү;

2.Балаларның игътибарын, хәтерен, логик һәм иҗади сәләтләренүстерү;

3. Үзконтроль, үзанализ күнекмәләрен тәрбияләү.

З.Г.Шәрәфетдинова 134 бит

36

Шөгыль 35.

23 мая

1.Балаларны саннарны чагыштырырга, ике санның кайсысы һәм күпмегә зуррак яки кечерәк булуын билгеләргә өйрәтү (җиде һәм сигез, сигез һәм тугыз, тугыз һәм ун саннары мисалында); бер-берсеннән бер предметка артык яки ким күплекләр җыелмасын күзалларга өйрәтү; предметларны тавыш буенча һәм капшап карап санарга күнектерү; предметларның саны аларның урнашу рәвешенә бәйсез булуын ны-гыту; зурлыкларның тәртип белән урнашуы турындагы күзаллауны формалаштыру; өч предметның үлчәмнәрен үзара чагыштыру буенча күнекмәләр булдыру;

2.Танып белү процессларын, гомуми һәм вак моториканы үстерү;

3.Тәрбияче һәм яшьтәшләрең белән дусларча бәйләнеш тәрбияләү.

З.Г.Шәрәфетдинова 137 бит

37

Шөгыль 36.

30 мая

1.Саннарның билгеле бер эзлеклелеге турында күзаллауны фор-малаштыру; биш

саны эчендә һәм тәртип буенча санауда

чиктәш сан-нарны чагыштыруны күнектерү; санау таякчыклары белән белемнәрне ныгыту (кәгазь тасмалардан), санның берәмлекләрдән торган составы, геометрик фигуралар;

2. Игътибарны, сөйләмне, куелган бурычны һәм аңа ирешү ысулларын аңлый белүне, куллар хәрәкәте координациясен үстерү;

3. Балалар арасында дуслык мөнәсәбәтләрен, тырышлыкны, бергә-ләшеп уйнау һәм эшләү тәртибен тәрбияләү.

З.Г.Шәрәфетдинова 141                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   бит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы

Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал по формированию элементарных математических представлений и развить внимание, логическое мышление, чувство взаимопомощи друг к другу....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на закрепление изученного материала для детей старшей группы

Предложенное занятие поможет закрепить пройденный материал, развить внимание, логическое мышление и чувство взаимопомощи....

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений. Тема - Хотим стать космонавтами. (для детей старшей группы)

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений.Тема - Хотим стать космонавтами.(для детей старшей группы) Познавательные области-коммуникация, социализация, муз...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы Средняя группа ОО Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений (И.А.Помораева , В.А. Позина)

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы Средняя группа  ОО Познавательное развитие   Формирование элементарных математических представлений (И.А.Помораева , В.А....

Перспективный план ОО «Формирование элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 140»                              ...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...