Конспект непосредственно образовательной деятельности по формирование элементарного математического представления в подготовительной 1 группе на тему: «Состав числа 7».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Савенкова Диана Валерьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формирование элементарного математического представления в подготовительной 1 группе

на тему: «Состав числа 7».

 

Область: Познавательное развитие.

Раздел: Формирование элементарного математического представления.

Тема: Состав числа 7.

Цель: учить составлять число 7 из двух меньших чисел;

Задачи:

  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • закреплять название дней недели;
  • систематизировать знания о сутках;
  • формировать   представления о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать   творческие способности;
  • продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;

Словарь: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Демонстрационный материал: цветок, набор цифр от 0 до 7, = и +, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя» карточки с кружочками.

Раздаточный материал: математический набор, карточки для заданий «Засели домик № 7», цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla_7.docx151.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формирование элементарного математического представления в подготовительной 1 группе

на тему: «Состав числа 7».

Область: Познавательное развитие.

Раздел: Формирование элементарного математического представления.

Тема: Состав числа 7.

Цель: учить составлять число 7 из двух меньших чисел;

Задачи:

  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • закреплять название дней недели;
  • систематизировать знания о сутках;
  • формировать   представления о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать   творческие способности;
  • продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;

Словарь: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Демонстрационный материал: цветок, набор цифр от 0 до 7, = и +, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя» карточки с кружочками.

Раздаточный материал: математический набор, карточки для заданий «Засели домик № 7», цветные карандаши.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Вы проснуться все успели?
   А теперь вперед, за дело.
   Будьте все внимательны,
   А еще старательны.
   Математика нас ждет.

2 Введение в тему. Постановка целей.                                                                                                                         Актуализация опорных знаний. Устный счёт.                                             Воспитатель: Сейчас на доске я буду выставлять цифры, а вы хором их называйте (выставляю на доске числа от 0-7)

Игра «Убираем цифры»
Педагог предлагает детям у себя на столе поставить числа по порядку от 1 до 7, а затем задаёт задачи про цифры, которые выставлены на доске, а каждый вызванный ребенок убирает с доски ту цифру, о которой идёт речь, остальные дети работаю за столом.
Убрать цифру:
      • которая стоит сразу после цифры 0 (1);
      • которая стоит непосредственно перед цифрой 4 (3);
      • которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);
      • которая показывает, сколько глаз у человека (2);
      • решить пример 5+1 и вычеркнуть ответ (6);
      • которая показывает самую хорошую отметку в школе (5);
      • которая является ответом задачи: у мальчика была 1 конфета, он её съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)
                        После этого на доске должна остаться цифра 7.
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Воспитатель: Какая цифра осталась на доске?
Дети: 7

Воспитатель: Кто может сформулировать тему нашего занятия. 
Дети: Цифра и число 7.
Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Вам хотелось бы получить новые знания? Вы хотите познакомиться с новыми числами? (ответы детей) Тогда вперед за новыми знаниями!!!!

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята подскажите, как называется этот цветок, и из какой он сказки? (показать детям цветик - семицветик)

Дети: Цветок называется цветик - семицветик, из сказки Катаева «Цветик – семицветик».

Воспитатель: А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?

Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети: В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель: А кто знает стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге

Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель: Давайте его повторим и запомним. Давайте перечислим все цвета по порядку. 

Воспитатель: Лепестки у семицветика, не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить, выполнив все задания, вы обязательно получите подарок.

Постановка темы урока

Задание 1

Воспитатель:  Посмотрите, как выглядит цифра 7.  (Повесить карточку с цифрой 7). На что она похожа цифра 7? (Ответы детей) .

Цифра 7, цифра 7

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Воспитатель:  Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками).

Задание 2

Воспитатель:  Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом...

Кем же были эти

Маленькие дети?

Дети: Семеро козлят.

Воспитатель: Из какой они сказки?        

Дети: «Волк и семеро козлят»,

Воспитатель: Вспомните в названиях, каких сказок также встречается число 7?

Дети: «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, Сказка «Цветик-семицветик» В.П. Катаев…

Задание 3

Воспитатель: Сейчас мы проведем с вами игру «Когда это бывает?» слушайте внимательно.

1. Над рекой заря встаёт                         2.  Солнце в нее высоко 
   На дворе петух поёт.                                До заката далеко
   Умываются котята,                                  Зёрна в норку тащит мышь.
   Просыпаются ребята. 
(утром)               Учит азбуку малыш.(днем)

3. Солнце красное зашло.                        4. В небе звёздочки горят.
   Белка прячется в дупло.                           Птицы спят и рыбки спят.
  Дрёма в гости к нам идёт,                        Спят цветы в саду на грядках,
  Сказку он с собой ведёт
(вечером)          Ну, а мы в своих кроватках (ночью)

Воспитатель: Что- то я ребята запуталась, подскажите мне о смене частей суток, так значит, сначала наступает день, за ним идёт утро, потом ночь, а следом вечер? (дети находят ошибки и исправляют их) Теперь все понятно, спасибо ребята.

Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

Дети: Дни недели.

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день, третий. Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.

Задание 4

Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Изучение нового материала

Задание 5

Состав числа 7

Воспитатель: Ребята нам нужно решить задачки и узнать состав числа 7.

(перед ребятами набор цифр от 1до7 и знаки + и =) воспитатель составляет пример у доски

Воспитатель:     В лесную школу на урок

 Бежит, торопится сурок.

 А в классе том уже сидят

 6 пушистеньких зайчат.

 Я прошу вас отвечать,

 Сколько зверей учиться хотят?

Дети: Всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети составляют пример).

Воспитатель:     Два щенка-баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам пять друзей

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?  

Дети: Всего 7 (2 и еще 5, дети составляют пример)

Воспитатель:    Три книжки у Павлушки,
                            Четыре – у Андрюшки.
                            Сколько книжек у детей?
                            Ну-ка, сосчитай скорей.

Дети: Всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети составляют пример)

Воспитатель:    Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

Дети: Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети составляют пример)

Воспитатель:    Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети составляют пример)

Воспитатель:    Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель: Сколько орешков у белки?

Дети: Всего 7 (6 и еще 1, дети составляют пример).

Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Задание 6

Воспитатель: Ребята, понравился вам цветик – семицветик? Я хочу предложить вам сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (ответы детей) Возьмите 1 круг? А как вы думаете, зачем нам нужен 1 круг? (сделать у цветка серединку). Какую фигуру можно взять, чтобы получился цветок (треугольник и т. д. ) Сколько нужно отсчитать, например треугольников, чтобы получился цветик-семицветик (7) Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики - семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием.

Задание 7  Заселите домик № 7.

Самостоятельная работа

Воспитатель: Вспомните, в каких пословицах и поговорках встречается число 7.

Дети: Семеро одного не ждут.  Семь раз отмерь, один отрежь.                                 Воспитатель: А теперь ребята вспомните, как можно получить число 7 и заполните все этажи в домике, возможными вариантами состава числа 7, только в этот раз будем соединять линиями.

(раздать детям карточки «Засели домик № 7»)

Воспитатель: А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения. Взаимопроверка. 

4. Итог НОД.                                                                                                                                            

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями.

- Давайте перечислим все цвета по порядку.

- Кто запомнил волшебную фразу?

- Какое число было главным сегодня на уроке?

- Какое задание труднее всего было выполнить?

Вот и всё, занятие к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.

А  теперь обещанный подарок, я дарю вам раскраску «Цветик – семицветик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему «Волшебные тропинки математики»

Тема: «Волшебные тропинки математики»Цель: Закреплять знания детей по элементарным математическим представлениям.Задачи: Обучающие: 1.Совершенствовать навыки счета у детей в пределах ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Страна царицы Математики»

Цель: воспитывать интерес к математике; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.Задачи: счет в пределах 10 в прямом и обратном п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...