Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Образование чисел второго десятка в пределах 15. Понятие «Мера» (в рамках тематической недели «Квартира. Мебель»)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе в рамках тематической недели "Квартира. Мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД по ФЭМП34.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 2 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА БИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

«Образование чисел второго десятка в пределах 15.

Понятие «Мера»

(в рамках тематической недели «Квартира. Мебель»)

Воспитатель Кильдиярова С.Г.

Бирск – 2018

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Программное содержание:

  • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
  • Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Словарная работа:  

Обогащение: кухонная мебель, мера.

Активизация: мера, измерять.

Предварительная работа: Чтение глав из романа английского писателя Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», рассматривание иллюстраций к книге; беседа о мебели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал и оборудование: две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей; банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги); 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами.

Раздаточный материал: карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал), карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель:         Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

Воспитатель:         Ребята, сегодня на занятии мы с вами научимся составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, продолжим знакомиться с образованием чисел второго десятка в пределах 15, также научимся измерять величины с помощью условной меры и попробуем научиться ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем; закрепим названия некоторых предметов кухонной мебели.

Воспитатель:         Ну что же, вы готовы?

Дети:                 Да!

Воспитатель:         Тогда – вперед!

2. Игровое упражнение «Играем с мячами»

Воспитатель:         Ребята, перед вами корзина с мячами (в корзине 10 мячей). Возьмите их, пожалуйста. Сосчитайте, сколько мячей?

Дети:                 Десять.

Воспитатель:         Правильно! Теперь с другой корзины я достану один мяч и отдам его Коле. Сколько мячей стало?

Дети:                 Одиннадцать.

Воспитатель:         А сколько детей стало?

Дети:                 Тоже одиннадцать.

Воспитатель:         А как получилось новое число?

Дети:                 Было 10, добавили 1, получилось число 11.

Воспитатель:         Следующий мяч я отдам Аиде. Сколько мячей стало?

Дети:                 Двенадцать.

Воспитатель:         А сколько детей стало? Тоже 12. А как получилось новое число? Дети:                 Было 11, добавили 1, получилось число 12.

Воспитатель:         Еще один мяч я отдам Жене. Сколько мячей стало?

Дети:                 Тринадцать.

Воспитатель:         А сколько детей стало?

Дети:                 Тоже 13.

Воспитатель:         А как получилось новое число?

Дети:                 Было 12, добавили 1, получилось число 13.

Воспитатель:         Следующий мяч я отдам Алине. Сколько мячей стало?

Дети:                 Четырнадцать.

Воспитатель:         А сколько детей стало? Тоже 14. А как получилось новое число?

Дети:                 Было 13, добавили 1, получилось число 14.

Воспитатель:         Еще мяч я отдам Ярославу. Сколько мячей стало?

Дети:                 Пятнадцать.

Воспитатель:         А сколько детей стало? Тоже 15. А как получилось новое число?

Дети:                         Было 14, добавили 1, получилось число 15.

Воспитатель:         Правильно ребята, молодцы! Какой вывод мы можем сделать? Чтобы получить новое число мы прибавляем одну единицу.

3.Игровое упражнение «Учимся измерять»

Воспитатель:         Теперь, ребята, попрошу вас пройти к столу.

Дети проходят и встают вокруг стола

Воспитатель:          Ребята, на чём стоит посуда?

Дети:                  На столе.

Воспитатель:          Стол, за которым вы обедаете, какой стол?

Дети:                  Обеденный стол.

Воспитатель:         Ребята, а на чём вы сидите?

Дети:                 На стульях.

Воспитатель:         Что есть у стула?

Дети:                 У стула есть сиденье, спинка, ножки.

Воспитатель:         Сравните два стула. Какие они?

Дети:                 Один стул высокий, а другой - низкий.

Воспитатель:         А шкаф, в котором хранят посуду, какой?

Дети:                 Посудный шкаф.

Воспитатель:         Ребята, стул, стол, шкаф - что это?

Дети:                 Это мебель. Кухонная мебель.

Воспитатель:         Так вот, ребята, на столе у меня 6 кубиков и банка с рисом. А кто ответит мне, как узнать, сколько здесь кубиков?

Дети:         Их нужно посчитать.

Воспитатель:         А как узнать, сколько риса в банке?

Дети:         Сосчитать.

Воспитатель:         Ребята, пересчитывать зернышки очень долго: можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы? (Ответы детей) 

После ответов детей воспитатель кладет на стол ложку, стакан, линейку, шнурок

Воспитатель:         А теперь посмотрите на все эти приборы и ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем удобнее измерить крупу?

Дети:         Стаканом, ложкой.

Воспитатель:         То, чем мы что-то измеряем, называется мерой. Повторите, пожалуйста, - «мерой».

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает приемы измерения. Он насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество.

Воспитатель:         Значит, количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса.

Теперь попробуем измерить длину листа бумаги с помощью картонной полоски. Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом. Очень важно измерять точно и аккуратно. Помните, что, измеряя длину предметов, надо укладывать мерку по прямой линии, точно отмечать место, на которое пришелся конец мерки, и в следующий раз укладывать ее точно от этой мерки, чтобы величина была измерена полностью («От одного конца до другого»).

Сколько мер у нас получилось?

Дети:                 Три.

Воспитатель:         На что указывает число?

Дети:                 Число указывает на меру.

Воспитатель:         Чему равна длина листа бумаги?

Дети:                 Длина листа бумаги равна трем мерам.

Воспитатель:         Давайте обобщим: чем мы с вами занимались за этим столом?

Дети:                 Измеряли.

Воспитатель:         Измеряли вес, длину с помощью условной меры.

        Теперь попрошу вас пройти на коврик.

Дети проходят и встают на коврик

4. Физкультминутка «Оливер Твист»

Воспитатель:         Мы с вами недавно читали отрывок из романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и знаем, кто такой Оливер Твист. Я буду читать вам стихотворение и вместе будем выполнять соответствующие движения (Игра повторяется 5 раз с повтором последнего слова в строке 5 раз).

        Поди подивись – (Качают головой.)

        Оливер Твист,

        Не может ни сесть, (Приседают.)

        Не может ни встать, (Садятся на пол.)

        Ни хлопнуть в ладоши – (Руки за спину.)

        Начнем опять: (Встают.)

        Поди подивись, подивись – (Далее повторяются те же движения.)

        Оливер Твист, Твист,

Не может ни сесть, ни сесть,

Не может ни встать, ни встать,

Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши,

Начнем опять, опять:

Поди подивись, подивись, подивись…

5. Игровое упражнение «Составляем число».

Воспитатель:         Посмотрите, ребята, у меня две коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета.

        

Воспитатель уточняет у детей, сколько карандашей в коробках и какого они цвета. Затем дает ребенку задание:

        Возьми один,

        Дружочек, карандаш

        И положи

        К другим пяти в коробку.

        Теперь скажи:

        Каких цветов и сколько ты отдал,

        Чтоб получилось шесть, и только.

Воспитатель:         Сколько карандашей теперь в коробке?

Дети:                 Шесть.

Воспитатель:         Какого цвета карандаши?

Дети:                 5 карандашей – красного цвета и один карандаш – синего цвета.

Воспитатель:         Как мы составили число шесть?

Дети:                 Пять и один.

Воспитатель:         А как еще мы можем составить число шесть?

Дети:                 Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.

        Дети на столах и на доске выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом). Затем называет все варианты состава числа 6.

5. Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку».

Воспитатель:         Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада).

Воспитатель:         Давайте поможем кукле Варваре найти дорогу к участку. Придумайте, как мы будем обозначать направление движения?

Дети:                 Прямой линией со стрелкой.

Воспитатель:

1) Нарисуйте треугольник посередине листа. Это будет спортивная площадка.

2) Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

3) Положите круг посередине левой боковой стороны листа. Это будет участок группы «Непоседы».

4) Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

5) Теперь попробуйте рассказать о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения: «прямо», «налево», «направо» и т.д.

Один-два ребенка рассказывают

6. Рефлексия

Воспитатель:         Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем же мы с вами сегодня занимались? Что вам запомнилось больше всего? А какое задание вызвало затруднение?

Дети:

- Мы познакомились с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

- Закрепили названия некоторых предметов кухонной мебели.

- Научились измерять величины с помощью условной меры: ложки, стакана, картонной полоски.

- Научились составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

- Научились ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Воспитатель:         На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Список использованной литературы

  1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
  2. Комплексные  занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Подготовительная группа. - Волгоград: Учитель, 2016. - 415 с.
  3. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В.Колесова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014. – 251 с.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

« Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

laquo; Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Составление и решение задач в пределах 10. Счет впределах 20. Закрепление понятий сложение и вычетание.

Обучение решению арифметических задач является сложнейшей методической проблемой в методике обучения математике, детей дошкольного возраста.В зависимости от используемого для составления задачи нагляд...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности....