Консультация для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»
консультация по математике

Коротина Надежда Юрьевна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.

В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx19.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»

Описание слайдов.

Теоретическая часть.

Слайд 1. В этом году одна из задач, над которой усиленно работает наш сад — это «Современные подходы к организации формирования математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.

В связи с этим у музыкального руководителя возникает вопрос: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.

Слайд 2. Математика и музыка. – два предмета, два полюса. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, мы погружаем в строгое пространство чисел.

Развитие математических  способностей на музыкальных занятиях.

Слайд 3. Муз –ритмические упражнения. На музыкальных занятиях в детском саду элементарные математические представления формируются в различных видах музыкальной деятельности.

Во-первых, в музыкально-ритмических упражнениях, во время которых у детей формируется ориентировка в пространстве, так как дети выполняют различного вида перестроения   - из круга врассыпную и обратно, из колонны по одному в пары, в тройки и в колонны по четыре человека, бег змейкой и др.

Во время исполнения и закрепления танцевальных движений у детей формируется  представления о форме и величине, а так же умения различать направление движений вперёд – назад, влево - вправо.

Слайд 11.Слушание.

В процессе  слушания, восприятия музыкального произведения закрепляются некоторые математические определения. Дети узнают, что звуки бывают длинные и короткие, высокие и низкие, что темп музыки различается на быстрый, умеренный и медленный.

Слайд 12. Пение

Во время разучивания новых песен дети знакомятся с такими математическими понятиями как темп и ритм. Дети, простукивая сложный ритмический рисунок, закрепляют тактильно эти сложные математические  понятия.

Во время пения закрепляется музыкально-ритмический рисунок, что вступать нужно на первую сильную долю, повторение в припеве сопровождаются хлопками под счет (1-3) или кружением в парах   на     счет.

Слайд 12. Дидактические игры

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими (“Звучащий клубок”, “Игры с пуговицами”, “Птички и птенчики”, “Три медведя”, “Музыкальные птенчики” и т.п.). Подвижная музыкальная игра “Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра “Веселый круг”, игра-танец “Мы вместе” и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества (“Веселый счет”). На закрепление этих же математических понятий направлены и музыкально-дидактические игры на развитие ритма, музыкальной памяти. («Сколько нас поет», «Музыкальная лесенка» и другие)

Слайд Считалочки. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Начиная со средней группы, с детьми разучиваются музыкальные считалки, песни, закрепляющие у детей навык порядкового счёта, временных представлений  (вчера, сегодня, завтра), смену  времени  года и т.д.

Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания.Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка. . Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

Слайд Фоновая музыка. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического действия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Практическая часть (с детьми)

Музыкальная распевка «Лесенка».

Песенка-считалочка.

Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поет».

Музыкальный танец-игра  «Собрались на празднике».

Музыкальная игра «Веселый счет».

Музыкальная игра на различение геометрических фигур.

Список использованных источников

  1. Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С.3
  2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
  3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004
  4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.– М., “Просвещение” 1982г.
  5. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., “Сфера” 2003г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду.– М., “Просвещение”. 1985г.
  7. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/410049/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

             Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...

Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Данная публикация о развитии математических  представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности ,исходя из личного опыта работы....

Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".

Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....

«Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агроэкологии»

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника. Одной из централ...

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»...

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности

Из опыта работы музыкального руководителя по формированию нравственных качеств посредством театрализации сказок....