Тема: «Путешествие в космос» Конспект ОД с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по математике

Гармаева Туяна Дашиевна

ОД проводится в виде игры-путешествия в космос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_kosmos_po_triz.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

Тема: «Путешествие в космос»

Конспект ОД с использованием технологии ТРИЗ

Воспитатель: Гармаева Т.Д.

 

        

г. Закаменск

 Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах; совершенствовать навыки счета в приделах 20, счет в обратном порядке.

Задачи:

Образовательные:  умение анализировать и решать изобретательские, практические задачи.

Развивающие:  развитие памяти, внимания, речи, логики, творческого воображения и творческих способностей (беглости, оригинальности, гибкости мышления).

Воспитательные : формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.  

Оборудование: Таблица «Четвёртый лишний»; карточки с буквами: К,О,С,М,О,С; индивидуальные конверты с геометрическими фигурами; слайды: ракета, фото Ю.А. Гагарина, космодром, звёздное небо, созвездия; карточки с заданием; цветные карандаши.

 Краткое описание работы с ресурсом, используемые приемы ТРИЗ-технологии.

 ОД проводится в виде игры-путешествия в космос. Используемые приемы ТРИЗ-технологии: - тренинг на классификацию объектов - «Четвертый лишний»;

- «Хорошо будем открывать космическое пространство.

- На чем можно подняться вверх над землей? Придумайте различные варианты.

Реальные: - Самолете, космической ракете, дельтаплане, на воздушном шаре.

Сказочные: - На птице, на ковре-самолете, на воздушном змее, на ядре, на драконе и т.д. - Давайте выберем объект, на котором летают настоящие космонавты.

Космическая ракета. - Верно, это ракета.

- На ракете летать хорошо или плохо?  (Ответы детей - хорошо: быстро долетишь до нужного объекта, интересно наблюдать за звездным небом, можно увидеть планету, на которой живешь? - плохо: опасно, трудно преодолеть перегрузки, мало пространства, неудобно кушать и т.д.)

- Давайте составим ракету, на которой нам будет с вами лететь интересно и безопасно. У вас у каждого есть индивидуальный конверт. Откройте его, достаньте его содержимое. – (Дети на столах выкладывают изображение ракеты под комментарий воспитателя)

- Возьмите большой синий прямоугольник. Положите перед собой вертикально. Это будет часть корпуса ракеты.

- Сверху на него положите большой красный треугольник. Это будет верхняя часть корпуса.

- Возьмите маленький зеленый треугольник. Положите его слева вниз к корпусу. Это будет левая хвостовая часть.

- Возьмите маленький черный треугольник. Положите его с правой стороны вниз от корпуса, Это будет правая хвостовая часть.

- Возьмите большой желтый круг. Положите его посередине корпуса, Это будет иллюминатор.

- Возьмите маленький желтый круг. Положите его ниже большого круга. Это тоже будет иллюминатор.

- Проверьте, что у вас должно получиться (показываю слайд).  

 - Посчитайте, сколько в ракете треугольников?

- Сколько в ракете кругов?

- Чего больше, треугольников или кругов? На сколько?

- Сколько всего геометрических фигур в ракете?

- А сейчас я вам загадаю объект, который вы должны отгадать, задавая мне простые вопросы, на которые я смогу ответить только ДА или НЕТ.

(Примерные вопросы детей: - Этот предмет неживой? (нет) - Этот предмет живой? (да) - Это растение? (нет) - Это животное? (нет) - Это человек? (да) - Это мужчина? (да) - Он летает? (да) - Он космонавт? (да) - Молодцы, вы отгадали!

- А кто первый человек в космосе? - Правильно (показать слайд).

12 апреля 1961 года, 54 года назад, наш русский космонавт впервые облетел Землю на космическом корабле «Восток». Мы можем по праву гордиться своей Родиной, ее замечательными сынами!

- Сегодня мы с вами тоже станем космонавтами!

- Ребята, как вы думаете, откуда взлетает ракета?

 - Правильно, c космодрома (показать слайд).

- И я предлагаю вам пройти на наш космодром. До него ровно 20 шагов (счет до 20- ти). Всем экипажам занять места в ракете.

- Все готовы к полету? Объявляется минутная готовность.., до старта 10 секунд.

 - К запуску ракеты приготовиться!

- Начать обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (Дети хором считают от 10 до 1).

- Пуск! (Звучит космическая музыка) Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 0 до 10) 20 секунд — полет нормальный. (Дети считают от 10 до 20) Корабль вышел на орбиту.

Физкультминутка

- А сейчас мы с вами, дети, Полетаем на ракете. На носки поднимись, (Дети поднимаются на носки, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты») А потом руки вниз.. (Основная стойка) Раз, два, три, четыре – (1 – руки в стороны направлены вниз, 2 руки в стороны параллельно полу, 3 – руки вверх, 4 – ладони образуют «купол ракеты») Вот летит ракета ввысь! (Дети поднимаются на носки) - Хорошо отдохнули! - Давайте, все заглянем в иллюминаторы и посмотрим в космическое пространство! - Что мы видим: - Давайте посмотрим на звезды (показать слайд). - А кто знает самую яркую звезду? - Правильно, Полярная. - А из звезд на небе образуются созвездия. - Кто из вас знает названия созвездий? Примерные ответы: - Большая Медведица - Малая Медведица - Сириус - Змей … (Показать слайд) Воспитатель перечисляет созвездия на экране: Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон.

Показываю Полярную звезду.  

- Как вы думаете,  в какой части экрана находятся перечисленные созвездия и звезда (справа, слева, сверху, снизу).

- Давайте сосчитаем количество звезд в созвездиях Медведиц.

- Правильно, по семь.   Поэтому мы можем сказать, что количество звезд у них одинаковое. А чем они отличаются? - Правильно, размером. - Внимание, экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос, поиграть в игру.

Игра «Созвездия»: - В небе звезды блестят, весело сверкают - И с ребятами они поиграть желают. (дети ходят по кругу) - Ну-ка звездочки светлей в небе засияйте - Звездную карусель в небе начинайте (бег по кругу) - Раз, два, три - Созвездия из звездочек собери (дети встают по трое в маленькие кружки, изображая созвездия) При повторной игре дети меняются созвездиями (кружками). - Экипажам, вернуться на корабль!

 - Ребята, хотите еще раз взглянуть в иллюминатор? Что мы там видим? (показать слайд Земля)

- А для того чтобы вернуться на Землю, нам нужно выполнить последнее задание. Индивидуальная работа по карточкам: дорисуй недостающие геометрические фигуры. Осуществляют самоконтроль работы в соответствии с образцом воспитателя.

Рефлексия. - Вот и настало время возвращаться домой. Давайте закроем глаза, представим, как мы соскучились по своей планете, родному дому, друзьям. Даем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Ура! Мы дома! Можно открыть глаза.

- На вашем столе лежат макеты ракет, состоящие из геометрических фигур.

- Кому понравилось занятие, поднимите красный треугольник. - Кому было трудно, поднимите зеленый треугольник. - Кто хочет стать космонавтом, поднимите синий прямоугольник. - Кто считает, что для того, чтобы стать космонавтом, вам надо хорошо заниматься в детском саду, поднимите большой желтый круг. - Молодцы. Я благодарю вас за занятие и дарю вам космические раскраски. (Из них потом можно будет сделать выставку работ «Мы рисуем космос».

Список используемой литературы:

1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.

2. Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. http://jlproj.org