Как знакомить детей с цифрами
методическая разработка по математике

Фетисова Анна Ивановна
Как знакомить детей с цифрами
 
Известно, что в подготовительной к школе группе детей знакомят с цифрами от 0 до 9. В первом квартале дошкольники знакомятся с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, во втором — с цифрами б, 7, 8, 9, 0, в третьем — ребята используют знания о цифрах при различении монет достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек и для записи арифметических действий (сложения и вычитания).
Следует иметь в виду, что дети шести лет еще до обучения на занятиях знают многие цифры, пишут их. По начертанию этих знаков дошкольники различают номера домов, автобусов, троллейбусов, квартир. Но это эмпирические знания. Они недостаточно осознаны, не систематизированы, не связаны со знанием чисел.
В старшей группе большое внимание уделяется обучению детей счету конкретных совокупностей, формированию знаний о числах в пределах 10: об образовании чисел, о независимости числа от качественных признаков предметов счета (цвета, формы, величины), их расположения, о связях и отношениях между смежными числами, т.е. о том, какое из смежных чисел больше (меньше) и на сколько.
Постепенно дети учатся отвлекаться от наглядного материала. К шести годам они уже хорошо понимают значение числа как показателя равномощности множеств, начинают оперировать числами как абстрактными понятиями.
В подготовительной к школе группе знания, умения и навыки детей в счетной деятельности в основном закрепляются. Упражнения проводятся более сложные:
если в старшей группе дошкольники от частного шли к обобщенному, то теперь при выполнении заданий они часто оперируют числами в уме, общие, известные положения иллюстрируют на наглядном материале, доказывая, объясняя, подтверждая правильность своих высказываний.
Шестилеткам уже вполне доступно понимание условного письменного обозначения чисел и действий с ними.
Вначале знания о цифрах даются детям одновременно с закреплением их знаний об образовании последующих и предыдущих чисел натурального ряда до 10 путем прибавления или вычитания единицы, а также с одновременным сравнением смежных чисел, определением связей и отношений между ними.
По мере усвоения все большего числа цифр вводятся упражнения на счет в пределе изучаемых цифр в прямом и обратном порядке и обозначение чисел цифрами. Закрепляются порядковый счет, знания о месте числа в натуральном ряду чисел (перед, до, после, между) и обозначении его цифрой, о записи состава числа из двух меньших с помощью цифр.
Знакомство детей с цифрами включает в себя показ, называние цифр, обозначение ими чисел, упражнения с демонстрационным и раздаточным материалом (групповые и индивидуальные), дидактические игры.
Исследование А. Леушиной показало, что лучше знакомить детей с образованием чисел на основе демонстрации сразу двух одинаковых чисел, одно из которых увеличивается на единицу, и получается следующее число, или уменьшается на единицу, и получается предыдущее число. Одновременно дети сравнивают числа, устанавливают их равенство, неравенство, определяют, какое число больше, какое меньше. В подготовительной к школе группе этот процесс сопровождается записью его цифрами. Используются карточки с печатными цифрами.
На первом занятии  воспитатель знакомит детей с цифрами 1 и 2. Вначале он спрашивает детей о том, какие числа они знают, затем говорит, что все числа можно записать с помощью цифр: «Сегодня мы познакомимся с цифрами 1 и 2 и научимся обозначать ими числа».
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему на верхней полоске наборного полотна положить один красный кружок, а на нижней — столько же оранжевых, затем прибавить к одному оранжевому кружку еще один такой же кружок. Затем можно спросить у детей, правильно ли выполнено задание, сколько красных кружков, оранжевых (красных — 1, а оранжевых — 2; 2 оранжевых кружка больше, чем 1 красный, а 1 красный кружок меньше, чем 2 оранжевых).
— Какое число больше: два или один? А какое меньше?
Затем воспитатель говорит: «Число один обозначают цифрой I». Ставит ее рядом с красным кружком, произнося при этом четверостишие: «Вот один или единица. Очень тонкая, как спица». «Число два обозначают цифрой 2». Ставит ее рядом с двумя оранжевыми кружками, произнося слова четверостишия:
«А вот эта цифра — 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Воспитатель проводит указкой по контуру цифры 2. Предлагает детям показать то одну, то другую цифру из раздаточного материала, нарисовать цифры 1, 2 в воздухе. Затем дошкольники раскладывают изображения разных предметов, например яблок и груш: одно — на верхней полоске карточки, два — на нижней. Обозначают их цифрами.
При формировании знаний о цифрах в качестве раздаточного материала хорошо использовать пособие М. Щербак «Касса цифр и счетного материала».
На втором занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 2. Методы и приемы работы меняются. Например, воспитатель располагает на фланелеграфе цифры,
предлагает детям рядом с цифрами положить соответствующее число предметов, вызванным к столу — хлопнуть в ладоши, присесть 1—2 раза, а остальным — поднять соответствующую цифру, обозначить цифрами число стоящих перед детьми больших и маленьких матрешек, высоких и низких елочек и т. п. Предлагается также показать цифрой число, которое получится, если к одному прибавить один, если от двух отнять один, на наглядном материале доказать правильность своего ответа.
На третьем занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 3 и 4. На наборном полотне сначала выставляются в 2 ряда (один под другим) 1 красный и 2 оранжевых кружка. Всем предлагается обозначить цифрами, сколько всего кружков. Затем воспитатель просит на следующей, третьей полоске сверху положить 3 желтых кружка, спрашивает:
«Как число 3 можно получить из 2? На сколько 3 больше 2? На сколько 2 меньше 3?», говорит, что число 3 обозначается цифрой 3 (показывает ее и ставит рядом с 3 кружками). Воспитатель произносит четверостишие: «За двойкой, посмотри, выступает цифра 3. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков».
Под 3 кружками детям предлагается положить 4 зеленых и сосчитать их. Воспитатель говорит, что число 4 обозначается цифрой 4. Показывает ее, кладет рядом с четырьмя кружками, произнося слова: «За тремя идут четыре, острый локоть оттопырив».
Далее следует упражнение в порядковом счете. Детей просят назвать первое число в ряду (сверху вниз), второе, третье, четвертое. Воспитатель спрашивает, как они догадались. (Эти числа обозначены цифрами. Можно не считая, а глядя на цифры, сразу сказать, какое число.) Затем дети называют числа в обратном порядке. Проводится работа с раздаточным материалом. Предлагается показать цифры 3, 4, положить цифру 3 на верхней полоске карточки, а 4 — на нижней, рядом с цифрами — соответствующее число предметов.
Затем воспитатель показывает карточку то с одним числом предметов, то с другим, а дети — соответствующую цифру, и наоборот, воспитатель показывает цифру, а дети — соответствующее число предметов на карточке, причем предметы могут быть разными.
На четвертом занятии закрепляются знания детей об уже изученных цифрах (1, 2, 3, 4). Проводятся упражнения, отличные от тех, что были на предыдущих занятиях. Например, воспитатель показывает цифру — дошкольники отсчитывают соответствующее количество предметов; воспитатель называет число, воспроизводит звуки, движения, а дети показывают цифрой следующее или предыдущее число, число, которое больше, меньше названного на единицу. Ребята играют в «Путаницу», цель которой — научить расставлять цифры по порядку.
На пятом занятии дети знакомятся с цифрой 5.
При знакомстве со всеми цифрами по порядку рекомендуется вначале демонстрировать числовую лесенку до того числа, которое дети уже научились обозначать цифрами, и предлагать обозначать количество предметов цифрами. На числовой лесенке могут быть разные предметы для обозначения разными цифрами одних и тех же предметов, но разного цвета, например 7 рядов кружков окрашены в цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а 8, 9, 0 — в розовый, коричневый, черный цвет.
Знакомство с цифрой 5 и последующими цифрами (б, 7, 8, 9) проводится аналогично.   К   числовой   лесенке   подстраивается   соответствующее         число
предметов. Дети считают их. Воспитатель обозначает их цифрой. При этом обращает внимание на конфигурацию каждой новой цифры, используя движение указкой по цифре, сравнение, стихотворные тексты. При знакомстве с цифрой 5 воспитатель произносит слова:
«А затем пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула. Ножку круто изогнула». Дети рисуют в воздухе изучаемые цифры. Затем упражняются в выкладывании двух групп предметов на двух полосках карточек раздаточного материала и обозначении их цифрами (б и 7, 8 и 9).
В тех случаях, когда дети путают цифры, близкие по начертанию (1, 4, 7; 2 и 5,6 и 9,3 и 8), рекомендуется провести ряд упражнений на их различение: выводить цифры в воздухе, сравнивать, анализировать элементы цифр; например, у цифры 6 вверху крючок, а внизу кружок, а у цифры 9 внизу крючок, а вверху кружок. Цифра 9 — это как бы цифра б наоборот. Цифра 8 похожа на снеговик, а цифра 3 — на два крючка, цифра 2 похожа на плавающего лебедя и т. д. 
В последнюю очередь дошкольники знакомятся с цифрой 0. Хотя эта цифра стоит на первом месте среди всех цифр, используемых для обозначения чисел, усвоение ее сложнее для детей, так как этой цифрой ничего не обозначается.
При знакомстве с нулем необходимо показать, с одной стороны, образование числа нуль и обозначение его цифрой 0, с другой — количественную характеристику числа 0 как совокупности, не содержащей в себе ни одного предмета, с третьей — использование цифры 0 для записи отдельных чисел больше девяти, в частности числа 10.
При знакомстве с образованием числа 0 проводятся упражнения на последовательное уменьшение какого-либо числа на 1. Например, воспитатель предлагает поставить 4 матрешки, а затем убрать одну, сказать, сколько осталось, и т. д. Когда не останется ни одной матрешки, спросить у детей: «Сколько теперь осталось матрешек?» (Ни одной.) Воспитатель объясняет, что когда нет ни одного предмета, говорят, что число предметов равно нулю и обозначается это цифрой 0 (показывает), спрашивает:
«На что похожа цифра 0?» (На овал.) Просит детей нарисовать цифру 0 в воздухе.
Подобные упражнения проводятся с другим дидактическим материалом на другом числе, например 3, когда дети последовательно отнимают по одному все предметы, а последнее число нуль обозначают цифрой 0.
При определении места числа 0 в натуральном ряду детям показывают числовую лесенку с изображением кружков от 1 до 9 и обозначением всех чисел цифрами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что все цифры идут по порядку от 1 до 9 сверху вниз.
01
002
0003
00004
000005
0000006
00000007
000000008
0000000009
Педагог предлагает детям назвать в цифры, которые они знают, объясняет что других цифр нет, с помощью этих десяти цифр записываются все числа.
«Сейчас мы запишем цифрами число 10». Просит кого-либо из детей под 9 кружками на числовой лесенке поло жить 10 кружков, объясняет, что число десять записывают с помощью двух цифр: 1 и 0, цифра 1 ставится слева, а 0 — справа.
Итак, дети познакомились со все цифрами. В дальнейшей работе знания о цифрах закрепляются одновременно с представлениями о числах: о связях и отношениях между смежными числами, о независимости числа от качественных признаков предметов счета, их расположения, о количественном и порядковом счете, о составе числа из двух меньших чисел. Проводятся различные дидактические игры и упражнения, например игра «Найди соседей» или «Найди соседа», когда нужно цифрами обозначить смежные числа. Даются карточки, на которых цифрами обозначают 1 число («Найди соседей») или 2 числа («Найди соседа»). Дети должны найти цифры «соседи» среди мелких карточек и закрыть ими пустые гнезда.
 
Материал для игр.
 
 
1
2
3
4
1 3
2 4
3 5
4 6
 
 
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
 
 
 
Проводится игра «Цифры заблудились». Цель: расставить все цифры по порядку. Игра «Угадай». Цель: словесно определить место каждой цифры в ряду цифр от, самой маленькой до самой большой. Детям предлагают загадывать загадки друг другу о цифрах. Вначале воспитатель дает образец загадок. «Какая цифра стоит перед цифрой 1?», «После цифры 3?», «Между цифрами 5 и 7?», «Какая цифра стоит перед цифрой 7?» и т. п.
После знакомства детей с составом чисел из двух меньших они «записывают» состав чисел с помощью цифр. Проводится упражнение с использованием пособия «Найди цифру». Вверху карты изображена цифра. Ниже в двух клетках — числа, из которых можно составить число, записанное цифрой вверху. Берутся все случаи состава того или иного числа.
 
3 4 5 6 7
1 1 1 1 1
2 2 2 2 2
3 3 3 3
4 4 4
5 5
6
1 2 3 4 5 6 7 8 9
         
 
Проводится упражнение «Обозначь цифрой день недели». Воспитатель называет день недели, а дети цифрой показывают его порядковый номер, и наоборот, педагог показывает цифру, а дети называют день недели.
Наряду со знакомством детей с печатными цифрами проводятся упражнения, подготавливающие руку к письму цифр. Дошкольникам раздают тетради в клетку. Ребята обводят клетки в различных частях листа, рисуют по клеткам четырехугольники, круги, вписывают одни фигуры в другие, штрихуют, считают их.
В третьем квартале знания о цифрах используются при знакомстве с монетами, когда дети учатся различать монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
При обучении детей решению задач цифры используются для показа чисел, о которых говорится в тексте, для записи действий сложения и вычитания с одновременным ознакомлением детей со знаками  +, -, =.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_znakomit_detey_s_tsiframi.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как знакомить детей с цифрами

Известно, что в подготовительной к школе группе детей знакомят с цифрами от 0 до 9. В первом квартале дошкольники знакомятся с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, во втором — с цифрами б, 7, 8, 9, 0, в третьем — ребята используют знания о цифрах при различении монет достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек и для записи арифметических действий (сложения и вычитания).

Следует иметь в виду, что дети шести лет еще до обучения на занятиях знают многие цифры, пишут их. По начертанию этих знаков дошкольники различают номера домов, автобусов, троллейбусов, квартир. Но это эмпирические знания. Они недостаточно осознаны, не систематизированы, не связаны со знанием чисел.

В старшей группе большое внимание уделяется обучению детей счету конкретных совокупностей, формированию знаний о числах в пределах 10: об образовании чисел, о независимости числа от качественных признаков предметов счета (цвета, формы, величины), их расположения, о связях и отношениях между смежными числами, т.е. о том, какое из смежных чисел больше (меньше) и на сколько.

Постепенно дети учатся отвлекаться от наглядного материала. К шести годам они уже хорошо понимают значение числа как показателя равномощности множеств, начинают оперировать числами как абстрактными понятиями.

В подготовительной к школе группе знания, умения и навыки детей в счетной деятельности в основном закрепляются. Упражнения проводятся более сложные:

если в старшей группе дошкольники от частного шли к обобщенному, то теперь при выполнении заданий они часто оперируют числами в уме, общие, известные положения иллюстрируют на наглядном материале, доказывая, объясняя, подтверждая правильность своих высказываний.

Шестилеткам уже вполне доступно понимание условного письменного обозначения чисел и действий с ними.

Вначале знания о цифрах даются детям одновременно с закреплением их знаний об образовании последующих и предыдущих чисел натурального ряда до 10 путем прибавления или вычитания единицы, а также с одновременным сравнением смежных чисел, определением связей и отношений между ними.

По мере усвоения все большего числа цифр вводятся упражнения на счет в пределе изучаемых цифр в прямом и обратном порядке и обозначение чисел цифрами. Закрепляются порядковый счет, знания о месте числа в натуральном ряду чисел (перед, до, после, между) и обозначении его цифрой, о записи состава числа из двух меньших с помощью цифр.

Знакомство детей с цифрами включает в себя показ, называние цифр, обозначение ими чисел, упражнения с демонстрационным и раздаточным материалом (групповые и индивидуальные), дидактические игры.

Исследование А. Леушиной показало, что лучше знакомить детей с образованием чисел на основе демонстрации сразу двух одинаковых чисел, одно из которых увеличивается на единицу, и получается следующее число, или уменьшается на единицу, и получается предыдущее число. Одновременно дети сравнивают числа, устанавливают их равенство, неравенство, определяют, какое число больше, какое меньше. В подготовительной к школе группе этот процесс сопровождается записью его цифрами. Используются карточки с печатными цифрами.

На первом занятии  воспитатель знакомит детей с цифрами 1 и 2. Вначале он спрашивает детей о том, какие числа они знают, затем говорит, что все числа можно записать с помощью цифр: «Сегодня мы познакомимся с цифрами 1 и 2 и научимся обозначать ими числа».

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему на верхней полоске наборного полотна положить один красный кружок, а на нижней — столько же оранжевых, затем прибавить к одному оранжевому кружку еще один такой же кружок. Затем можно спросить у детей, правильно ли выполнено задание, сколько красных кружков, оранжевых (красных — 1, а оранжевых — 2; 2 оранжевых кружка больше, чем 1 красный, а 1 красный кружок меньше, чем 2 оранжевых).

— Какое число больше: два или один? А какое меньше?

Затем воспитатель говорит: «Число один обозначают цифрой I». Ставит ее рядом с красным кружком, произнося при этом четверостишие: «Вот один или единица. Очень тонкая, как спица». «Число два обозначают цифрой 2». Ставит ее рядом с двумя оранжевыми кружками, произнося слова четверостишия:

«А вот эта цифра — 2. Полюбуйтесь, какова. Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Воспитатель проводит указкой по контуру цифры 2. Предлагает детям показать то одну, то другую цифру из раздаточного материала, нарисовать цифры 1, 2 в воздухе. Затем дошкольники раскладывают изображения разных предметов, например яблок и груш: одно — на верхней полоске карточки, два — на нижней. Обозначают их цифрами.

При формировании знаний о цифрах в качестве раздаточного материала хорошо использовать пособие М. Щербак «Касса цифр и счетного материала».

На втором занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 2. Методы и приемы работы меняются. Например, воспитатель располагает на фланелеграфе цифры,

предлагает детям рядом с цифрами положить соответствующее число предметов, вызванным к столу — хлопнуть в ладоши, присесть 1—2 раза, а остальным — поднять соответствующую цифру, обозначить цифрами число стоящих перед детьми больших и маленьких матрешек, высоких и низких елочек и т. п. Предлагается также показать цифрой число, которое получится, если к одному прибавить один, если от двух отнять один, на наглядном материале доказать правильность своего ответа.

На третьем занятии воспитатель знакомит детей с цифрами 3 и 4. На наборном полотне сначала выставляются в 2 ряда (один под другим) 1 красный и 2 оранжевых кружка. Всем предлагается обозначить цифрами, сколько всего кружков. Затем воспитатель просит на следующей, третьей полоске сверху положить 3 желтых кружка, спрашивает:

«Как число 3 можно получить из 2? На сколько 3 больше 2? На сколько 2 меньше 3?», говорит, что число 3 обозначается цифрой 3 (показывает ее и ставит рядом с 3 кружками). Воспитатель произносит четверостишие: «За двойкой, посмотри, выступает цифра 3. Тройка — третий из значков, состоит из двух крючков».

Под 3 кружками детям предлагается положить 4 зеленых и сосчитать их. Воспитатель говорит, что число 4 обозначается цифрой 4. Показывает ее, кладет рядом с четырьмя кружками, произнося слова: «За тремя идут четыре, острый локоть оттопырив».

Далее следует упражнение в порядковом счете. Детей просят назвать первое число в ряду (сверху вниз), второе, третье, четвертое. Воспитатель спрашивает, как они догадались. (Эти числа обозначены цифрами. Можно не считая, а глядя на цифры, сразу сказать, какое число.) Затем дети называют числа в обратном порядке. Проводится работа с раздаточным материалом. Предлагается показать цифры 3, 4, положить цифру 3 на верхней полоске карточки, а 4 — на нижней, рядом с цифрами — соответствующее число предметов.

Затем воспитатель показывает карточку то с одним числом предметов, то с другим, а дети — соответствующую цифру, и наоборот, воспитатель показывает цифру, а дети — соответствующее число предметов на карточке, причем предметы могут быть разными.

На четвертом занятии закрепляются знания детей об уже изученных цифрах (1, 2, 3, 4). Проводятся упражнения, отличные от тех, что были на предыдущих занятиях. Например, воспитатель показывает цифру — дошкольники отсчитывают соответствующее количество предметов; воспитатель называет число, воспроизводит звуки, движения, а дети показывают цифрой следующее или предыдущее число, число, которое больше, меньше названного на единицу. Ребята играют в «Путаницу», цель которой — научить расставлять цифры по порядку.

На пятом занятии дети знакомятся с цифрой 5.

При знакомстве со всеми цифрами по порядку рекомендуется вначале демонстрировать числовую лесенку до того числа, которое дети уже научились обозначать цифрами, и предлагать обозначать количество предметов цифрами. На числовой лесенке могут быть разные предметы для обозначения разными цифрами одних и тех же предметов, но разного цвета, например 7 рядов кружков окрашены в цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а 8, 9, 0 — в розовый, коричневый, черный цвет.

Знакомство с цифрой 5 и последующими цифрами (б, 7, 8, 9) проводится аналогично.   К   числовой   лесенке   подстраивается   соответствующее         число

предметов. Дети считают их. Воспитатель обозначает их цифрой. При этом обращает внимание на конфигурацию каждой новой цифры, используя движение указкой по цифре, сравнение, стихотворные тексты. При знакомстве с цифрой 5 воспитатель произносит слова:

«А затем пошла плясать по бумаге цифра 5. Руку вправо протянула. Ножку круто изогнула». Дети рисуют в воздухе изучаемые цифры. Затем упражняются в выкладывании двух групп предметов на двух полосках карточек раздаточного материала и обозначении их цифрами (б и 7, 8 и 9).

В тех случаях, когда дети путают цифры, близкие по начертанию (1, 4, 7; 2 и 5,6 и 9,3 и 8), рекомендуется провести ряд упражнений на их различение: выводить цифры в воздухе, сравнивать, анализировать элементы цифр; например, у цифры 6 вверху крючок, а внизу кружок, а у цифры 9 внизу крючок, а вверху кружок. Цифра 9 — это как бы цифра б наоборот. Цифра 8 похожа на снеговик, а цифра 3 — на два крючка, цифра 2 похожа на плавающего лебедя и т. д. 

В последнюю очередь дошкольники знакомятся с цифрой 0. Хотя эта цифра стоит на первом месте среди всех цифр, используемых для обозначения чисел, усвоение ее сложнее для детей, так как этой цифрой ничего не обозначается.

При знакомстве с нулем необходимо показать, с одной стороны, образование числа нуль и обозначение его цифрой 0, с другой — количественную характеристику числа 0 как совокупности, не содержащей в себе ни одного предмета, с третьей — использование цифры 0 для записи отдельных чисел больше девяти, в частности числа 10.

При знакомстве с образованием числа 0 проводятся упражнения на последовательное уменьшение какого-либо числа на 1. Например, воспитатель предлагает поставить 4 матрешки, а затем убрать одну, сказать, сколько осталось, и т. д. Когда не останется ни одной матрешки, спросить у детей: «Сколько теперь осталось матрешек?» (Ни одной.) Воспитатель объясняет, что когда нет ни одного предмета, говорят, что число предметов равно нулю и обозначается это цифрой 0 (показывает), спрашивает:

«На что похожа цифра 0?» (На овал.) Просит детей нарисовать цифру 0 в воздухе.

Подобные упражнения проводятся с другим дидактическим материалом на другом числе, например 3, когда дети последовательно отнимают по одному все предметы, а последнее число нуль обозначают цифрой 0.

При определении места числа 0 в натуральном ряду детям показывают числовую лесенку с изображением кружков от 1 до 9 и обозначением всех чисел цифрами.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что все цифры идут по порядку от 1 до 9 сверху вниз.

01

002

0003

00004

000005

0000006

00000007

000000008

0000000009

Педагог предлагает детям назвать в цифры, которые они знают, объясняет что других цифр нет, с помощью этих десяти цифр записываются все числа.

«Сейчас мы запишем цифрами число 10». Просит кого-либо из детей под 9 кружками на числовой лесенке поло жить 10 кружков, объясняет, что число десять записывают с помощью двух цифр: 1 и 0, цифра 1 ставится слева, а 0 — справа.

Итак, дети познакомились со все цифрами. В дальнейшей работе знания о цифрах закрепляются одновременно с представлениями о числах: о связях и отношениях между смежными числами, о независимости числа от качественных признаков предметов счета, их расположения, о количественном и порядковом счете, о составе числа из двух меньших чисел. Проводятся различные дидактические игры и упражнения, например игра «Найди соседей» или «Найди соседа», когда нужно цифрами обозначить смежные числа. Даются карточки, на которых цифрами обозначают 1 число («Найди соседей») или 2 числа («Найди соседа»). Дети должны найти цифры «соседи» среди мелких карточек и закрыть ими пустые гнезда.

Материал для игр.

1

2

3

4

1

3

2

4

3

5

4

6

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Проводится игра «Цифры заблудились». Цель: расставить все цифры по порядку. Игра «Угадай». Цель: словесно определить место каждой цифры в ряду цифр от, самой маленькой до самой большой. Детям предлагают загадывать загадки друг другу о цифрах. Вначале воспитатель дает образец загадок. «Какая цифра стоит перед цифрой 1?», «После цифры 3?», «Между цифрами 5 и 7?», «Какая цифра стоит перед цифрой 7?» и т. п.

После знакомства детей с составом чисел из двух меньших они «записывают» состав чисел с помощью цифр. Проводится упражнение с использованием пособия «Найди цифру». Вверху карты изображена цифра. Ниже в двух клетках — числа, из которых можно составить число, записанное цифрой вверху. Берутся все случаи состава того или иного числа.

3

4

5

6

7

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

5

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

         

Проводится упражнение «Обозначь цифрой день недели». Воспитатель называет день недели, а дети цифрой показывают его порядковый номер, и наоборот, педагог показывает цифру, а дети называют день недели.

Наряду со знакомством детей с печатными цифрами проводятся упражнения, подготавливающие руку к письму цифр. Дошкольникам раздают тетради в клетку. Ребята обводят клетки в различных частях листа, рисуют по клеткам четырехугольники, круги, вписывают одни фигуры в другие, штрихуют, считают их.

В третьем квартале знания о цифрах используются при знакомстве с монетами, когда дети учатся различать монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

При обучении детей решению задач цифры используются для показа чисел, о которых говорится в тексте, для записи действий сложения и вычитания с одновременным ознакомлением детей со знаками  +, -, =.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....

"Знакомимся числом и цифрой"

Познакомить детей наглядно с цифрой и числом "1"  "2"...

Занятие по математике "Знакомим детей с цифрами"

Закрепить умение находить много предметов и один предмет. Называть количество предметов, согласуя числительное один с существительным в роде, числе и падеже.Познакомить с цифрой 1, обозначающей число ...

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с цифрами"

В консультации представлены практические  упражнения для запоминания цифр....