Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей дошкольного возраста.
консультация по математике

Михайлова Алла Ивановна

Развивать представления о геометрических фигурах и форме предметов .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей дошкольного возраста.

Форма - это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек: обобщенное абстрактное понятие. Наблюдая за предметами окружающего мира человек заметил, что есть некоторое общее свойство позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой.

Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами.

Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями.

Во-первых, с позиции сенсорного развития, которое заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов зрительного, двигательного, осязательного(при этом развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер).

Во-вторых, с позиции геометрии, когда дети познают особенности свойства фигур, знакомятся с понятием угол, вершина, сторона учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах.

Третий подход заключается в использовании теории Ф. Фребеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость т.е. через познание объемных форм идти к познанию плоскостных, шар, круг, куб, квадрат, конус, круг, треугольник, параллелепипед, прямоугольник, квадрат и т.д.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т.е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет). У детей очень низкий уровень обследования форм, т.к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится - не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура - неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик.

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т.к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар). хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар), т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.

Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами.

1 этап (до 3-х лет). Организуем выполнение характерных действий с предметами разной формы, вводим название геометрических фигур в пассивный словарь

детей. Воспитатель детского сада с самого начала использует общепринятые термины. Чаще всего дети раннего возраста используют для названия формы название часто встречающегося предмета. На первом этапе это допустимо. Однако нельзя навязывать ребенку слово-заместитель, придуманное взрослым. Воспитатель может повторять за ребенком его название, но тут же параллельно произносить правильное название.

В 3 года название геометрических фигур постепенно переводится в активный словарь детей. Для этого детям задаются вопросы: «Что это? Как называется?»

Предлагаются упражнения по нахождению фигуры по образцу, а потом и по названию.

2 этап (3 – 6 лет). Учим детей осознавать свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Вводим название фигур в активный словарь. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры одинаковой объемности, а затем малоконтрастные одинаковой объемности и, наконец, малоконтрастные разной объемности (например, круг и шар).

Для детей 3-4 лет показывают и сравнивают:

1. Круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

2. Треугольник и круг (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

3. Квадрат и треугольник (различаются по количеству углов: у одной фигуры 4 угла, у другой – 3);

4. Шар и куб (катится – не катится, нет препятствий - есть препятствия, можно построить башенку – нельзя построить башенку);

В 4-5 лет:

1. Прямоугольник и квадрат (не все стороны равны – все стороны равны);

2. Овал и круг (не все оси равны – все оси равны)

3. Цилиндр с шаром и кубом (в одном положении цилиндр обладает свойствами шара, в другом положении куба);

4. Конус и цилиндр (у конуса внизу и вверху разная толщина, у цилиндра одинаковая, из конусов нельзя построить башенку; цилиндр линейно катится, а конус - по кругу);

В 5-6 лет:

1. Ромб и квадрат (у квадрата все углы равны, у ромба не все углы равны);

2. Трапеция и прямоугольник (равенство углов, противоположных сторон; параллельность противоположных сторон);

3. Пирамида и конус (разные боковые поверхности, основания);

4. Овалоид и шар (овалоид катится в одном направлении, а шар в разные стороны; у шара одинаковая толщина снизу вверх и слева на право, а у овалоида – разная толщина);

5. Призма четырехугольная и куб (у куба равные ребра, у призмы не равные);

6. Треугольная призма и четырехугольная (разная форма оснований; из треугольной призмы не всегда можно построить башенку);

7. Овалоид и цилиндр (овалоид неустойчив в любом положении).

8. Сравнение плоских и объемных фигур. Круг сравниваем с шаром, квадрат с кубом, овал с овалоидом, прямоугольник с призмой, прямоугольник с цилиндром, треугольник с конусом, треугольник с пирамидой, треугольник с треугольной призмой.

3 этап (5-6 лет). Задачи:

1. Учить детей обобщению фигур по форме.

Детям даѐтся несколько моделей одной и той же фигуры, которые отличаются по различным признакам (цвет, размер, пропорции частей, расположение в пространстве). Предлагается обследовать все модели и сказать, что общего (указываются характерные признаки). Затем дети должны назвать фигуры одним словом. Даются упражнения на группировку фигур (по разным основаниям)

2. Учить определять форму окружающих предметов.

Детям предлагаются самые разные предметы, ставится вопрос: «что общего у этих предметов?» Дети должны абстрагироваться от остальных свойств и воспринимать форму как свойство предмета.

Упражнения:

- определить форму показанного предмета;

- ведущий называет форму, а дети должны найти (назвать) предмет такой же формы.

Игры: «Геометрическое лото»; «Дапамажы Олі» (предлагаются карты, поделенные на клетки, в центре изображена фигура, дети отбирают карточки нужной формы и заполняют окошки); «Геометрическое домино»; «Кто правильно назовет»; «Кто быстрее найдет» (ведущий называет форму, дети ищут предметы такой формы).

Замечания:

Очень важно правильно отражать в речи форму предметов. Существуют следующие варианты:

1. Для названия формы предмета используется название геометрической фигуры.

- шкаф (тумбочка) имеет форму четырехугольной призмы,

- поверхность стола имеет форму прямоугольника.

2. Используется прилагательное, образованное от названия геометрической фигуры (прямоугольная). Здесь обязательно следует указывать: объемная форма или плоскостная (шкаф прямоугольный объемный, поверхность стола – прямоугольная плоская).

Воспитатель должен следить, чтобы дети не использовали название плоских геометрических фигур для обозначения в речи формы объемных предметов.

Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур.

Вопросы:

- Как называется?

- Провокационный (показываем новую фигуру (овал) и спрашиваем: «Это круг?»)

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

Осязательно-двигательное обследование. Плоские фигуры обследуем пальчиками, объемные ладошкой

Подсчет углов, сторон; сравнение по количеству.

Сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путем сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу.

Прокатывание фигуры.

Наложение одной фигуры на другую. При наложении обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков.

Построение башенки (только для объемных предметов).

Прятанье в ладошки фигур (проверяем плоская или объемная фигура).

Создание формы предмета: рисование, закрашивание, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных фигур.

Упражнения на группировку.

- фигуры отличаются только по форме,

- фигуры разного цвета, размеров, пропорций.

Упражнения на создание фигуры из частей.

Дидактические игры.

- Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»).

- Нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»).

- Нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай».

- Составление фигур из частей (игры-головоломки: «Пифагор», «Танграмм», «Калумбово яйцо», активно используются в программе «Детство»).

Выкладывание фигур из палочек. На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.

Виды заданий

1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек.

Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.

2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя - у круга нет сторон).

3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из 5-ти палочек.

На 2-ом этапе (старшая группа). Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:

- построй фигуры разные по величине;

- построй треугольники с разными по длине сторонами;

- построй трапецию, ромб.

Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).

Задания на смекалку.

- как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.

- можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.

Методы показа отличия плоских и объемных фигур:

- Накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет - объемная. Или: если фигура прячется в ладошках, то она плоская, если нет - объемная. Плоские фигуры – это «письма», а объемные «посылки», не помещающиеся в почтовую прорезь.

- Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).

- Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.

Замечания о прямоугольнике.

1. Вначале отличие прямоугольника и квадрата показывается путем наложения. У квадрата выступают кусочки, значит фигуры разные.

2. У квадрата все стороны равны, а у простого прямоугольника соседние стороны не равны. Проверяем это одним из следующих приѐмов:

- сгибание листа до совмещения соседних сторон;

- использование условной мерки.

Важно, чтобы дети понимали, что квадрат является прямоугольником. Можно сказать, что квадрат - волшебный прямоугольник (все стороны равны). В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол.

Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точу).

Для того чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:

                                    http://pedlib.ru/books1/6/0257/image029.jpg   

1. Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.

Далее рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки. равной по величине прямому углу.

Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

Проводятся упражнения по прикладыванию мерки к углам разных фигур. Поясняется происхождение слова «прямоугольник»: «прямой» + «угол».

Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

Замечания об овале. Более точный способ показа отличия овала от круга - это измерение осей. Пояснение понятия «ось»: «У круга и овала сторон нет, мы нарисуем линию внутри фигур через середину фигуры от одного края к другому. Эти линии называются «оси». Приводятся примеры округлых предметов, в которых имеется ось, подводя к выводу: у круга – все оси равны между собой, а у овала – нет. Существует два способа измерение осей: с помощью условной мерки или путем сгибание по оси.

Замечания о ромбе. В старш.возр. показывается сначала сходство между ромбом и квадратом (4 угла; 4 стороны, все стороны равны).

Отличие заключается в том, что у ромба не все углы равны. Это показывается при помощи условной мерки, равной прямому углу. Знакомство с ромбом происходит в процессе аппликации и рисования.

Замечания о трапеции. В старш.возр. при сравнении трапеции с прямоугольником выделяются следующие отличия:

1) у трапеции не все углы прямые.

2) параллельные противоположные стороны у трапеции не равны (проверяется путем сгибания до совмещения противоположных сторон, либо путем измерения условной меркой).

3) У трапеции 2 стороны наклонные (не параллельные).

Детям поясняется параллельность через показ того, что расстояние между сторонами прямоугольника одинаково, а между сторонами трапеции нет. Приводим примеры параллельности: электропровода, рельсы, предметы мебели.

Затем трапеция сравнивается с треугольником (крыша бывает разной формы). Отличия: у треугольника 3 угла и 3 стороны, а у трапеции 4 угла и 4 стороны.

На занятиях по аппликации показываются способы получения трапеции сначала из прямоугольника, а затем из треугольника.

Замечания о цилиндре. В среднем дошкольном возрасте цилиндр сравнивается с шаром и кубом. Сначала показывается, чем похож и чем отличается цилиндр от шара, а затем - от куба.

Цилиндр для сравнения с шаром кладется на бок и выделяются сходства фигур:

1) боковая поверхность обеих фигур не имеет препятствий.

2) шар и цилиндр катятся.

3) если положить шар на шар и цилиндр на цилиндр, то башенка не получается.

Затем цилиндр переворачивается на основание, так он на шар не похож (есть препятствие, не катится, башенку из цилиндров можно построить). Обращается внимание, что в таком положении он похож на куб. Делается вывод: цилиндр – хитрая фигура, если лежит на боку - похожа на шар, если стоит на основании, то - на куб.

В старшем возрасте цилиндр сравнивается с овалоидом в процессе лепки. Сначала выясняется, чем похожи эти фигуры. Затем показывается единственное отличие: если цилиндр стоит на основании, то он устойчив, а овалоид неустойчив в любом положении. Существуют также отличия в приемах лепки.

Замечания о конусе. Отличия конуса от цилиндра:

1) из цилиндров можно построить башенку; а из конусов – нельзя;

2) цилиндр катится вперед – назад, конус – по кругу;

3) у цилиндра и пол, и потолок имеют форму круга;

4) толщина цилиндра внизу и вверху одинаковая, конус внизу толстый, а вверху тоненький.

В старшем возрасте с конусом сравниваем пирамиду и треугольную призму.

Отличие пирамиды от конуса:

1) у пирамиды ребристая боковая поверхность.

2) основание у конуса – круг, у пирамиды – многоугольник.

Отличие конуса и треугольной призмы:

1) поверхность у призмы негладкая, ребристая,

2) призма не катится,

3) у треугольной призмы 2 острые вершины, когда лежит на боку.

4) у треугольной призмы основание другой формы,

5) разное количество вершин.

Схожесть: обе фигуры используются как крыша.

Замечания о призме. Знакомство с призмой происходит в старшем возрасте на основе сравнения с кубом (аналогично как сравнивались прямоугольник с квадратом).

Отличия: все стороны куба (ребра) равны, а у призмы общего вида соседние стороны не равны (измеряются условной меркой).

К концу старшего возраста показываются отличия 4-угольной и 3-угольной призм:

- основания у 4-угольной призмы имеет форму четырехугольника, а у треугольной призмы – треугольника. Поэтому они по-разному называются.

- 4-угольная призма устойчива (можно построить башенку), если лежит на боковой грани, а 3-угольная – нет. Эта фигура используется как крыша в конструировании.

Замечания об овалоиде. Отличия овалоида и шара заключаются в отличительных приемах в лепке фигур: шар – раскатывается круговыми движениями, овалоид только вперед - назад. Показывае- с помощью условной мерки – палочки. Если проткнуть шар по вертикали и горизонтали, то толщина – одинаковая. Если проткнуть овалоид, то толщина – разная.

- с помощью условной мерки - ниточки - можно обмотать шар сначала по вертикали, а затем по горизонтали. Для шара длина ниточки – одинаковая. Для овалоида понадобиться ниточка разной длины. тся, что у них разная толщина (обычно на лепке). Возможны 2 способа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП" у детей дошкольного возраста.

Многофункциональное пособие "Калейдоскоп геометрических фигур"....

Консультация для родителей на тему "Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников".

Первые представления о форме, размерах и взаимном располажении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр....

Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"

      Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.2. Развитие языкового чутья.3. Обогащение словаря...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ»

в составлении рекомендаций по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, посредством, дидактических игр, в подборке разных форм художественного слова к разделу «Форма...