Школа молодого воспитателя: "Формирование элементарных математических представлений"
консультация

Калиянц Людмила Сабировна

Материалы будут интересны молодым воспитателям, а также старшим воспитателям ДОУ для консультаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ-2019

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 1 Калиянц Л.С.

Модель успешного занятия по ФЭМП

        

1.Компетентность педагога  в области преподаваемого предмета 

Компетентность педагога – это:

  • Уровень  сформированности  профессионально-педагогических умений (в данном случае – знание методики ФЭМП)
  • Выбор адекватных форм, методов и средств обучения
  • Способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации

2. Готовность воспитателя к занятию

Подготовка к занятию –

  • знание  программного содержания
  • продумывание  форм  организации деятельности детей
  • подбор  разнообразного дидактического материала

3. Выбор оптимальных  методов и приёмов

Перечислим методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку для работы за столом.

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребѐнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

4. Правильный подбор  демонстрационного и раздаточного материала

Всѐ занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный материал  повышает эффективность обучения.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный  материал  должен быть:

  • в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал
  • эстетически  оформлен
  • различным на каждом занятии
  • понятен детям

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

  • Быть разнообразным на разных занятиях, динамичным, удобным,

в достаточном количестве.

  • Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
  • Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
  • Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)

И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

5. Грамотная речь воспитателя должна быть:

  • грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики
  • точной, краткой, чёткой, ясной 



Предварительный просмотр:

Школа молодого воспитателя - 2019

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 1  Калиянц Л.С.

Развивающая среда по ФЭМП

Сенсорно-математическая зона (младше – средний возраст)

     1.   Пирамиды различного вида  из 5 колец (одноцветные, четырех основных цветов,

      кубические, шаровые, убывающие по величине, одного размера)

2.   Цветные мозаики крупные и мелкие

3.   Конструкторы различного типа (Лего, Фантазия)

  1. Шары, кубы, призмы
  2. Комплекты решеток с вкладышами геометрических фигур на определение формы и величины (логический кубик)
  3. Комплекты палочек, ленточек, шнуров (одинаковые и разные по величине – от10 до 20 см)
  4. Комплекты мелкого счетного материала
  5. Кубики – разного цвета, одного цвета, наборы Никитина (кубики для всех, составь узор)
  6. Наборы кубиков «Собери картинку» (из 4-6-9 частей)
  7. Дидактические игры по возрасту (найди лишнее, разложи – не ошибись, цвет-форма - величина)
  8. Геометрическое лото, геометрическое домино
  9. Парные картинки (предметные, цвет, форма, величина)
  10. Игры для определения на ощупь (Чудесный мешочек)
  11. Настольно-печатные игры с математическим содержанием.
  12. Печатки, трафареты, шаблоны (форма, фигуры, цифры)

        Математическая зона (старше-подготовительный возраст)

  1. Конструкторы различного типа (Лего, Механик и др.)
  2. Мозаика различных форм и размеров
  3. Наборы кубиков «Собери картинку» из 6-9-12 частей
  4. Наборы кубиков: Никитина (кубики для всех, собери узор, уникуб), Михайловой (уголки,  куб-хамелеон), кубик Рубика (вариации)
  5. Наборы игр на плоскостное моделирование (танграм, пентамино, колумбово яйцо, волшебный круг и др.)
  6. Наборы игр Воскобовича ( волшебный квадрат, геоконт, шнур-затейник,чудо-крестики)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  7. Блоки Дьенеша
  8. Палочки Кюизенера
  9. Шашки, шахматы и разновидности этих игр («волк и овцы», «лиса и гуси»)
  10. Наборы карточек (картотека) с эвристическими заданиями (найди девятое, продолжи цепочку, найди сходство и различие, разложи по порядку, что лишнее)
  11.  Наборы карточек-лабиринтов
  12.  Русское лото
  13.  Макет циферблата часов
  14.  Счеты горизонтальные и вертикальные
  15.  Наборы карточек с цифрами  и на что похожи цифры
  16.  Предметные числовые  карточки (счет до 10)
  17.  Настольно-печатные игры математического содержания по возрасту (найди соседей, математическое лото, математическое домино)
  18.  Набор игр (или карточек) на перестроение фигур с использованием  палочек, спичек
  19.  Игры по типу «гусек» с фишками и кубиком-бросайкой с числами
  20.  Счетные палочки
  21.  Геометрические наборы с карточками-образцами для составления различных фигур и предметов
  22.  Геометрические тела (шары, кубы, призмы, конусы)
  23.  Шаблоны, трафареты форм и цифр, различные лекала
  24. Тетради на печатной основе с математическими и познавательными заданиями
  25. Тетради в клетку для графических работ, диктантов
  26.  Картотека развлекательного математического материала (задачи-шутки, математические загадки, вопросы-шутки, кроссворды, головоломки).



Предварительный просмотр:

Показатели развития ребенка по разделу ФЭМП

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Возраст

Показатели развития

2-3 года

Умеет находить «один» и «много» одинаковых предметов

Различает предметы по величине и показывает их по просьбе взрослого (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая куколка, большая машина— маленькая машинка и т. д.);

Умеет находить и называть куб и шар

Умеет ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);

Знает и умеет показать части тела (лицо, голова, руки, ноги, спина).

3-4 года

Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, величина).

Выделяет общий признак предмета (все – красные, все – круглые, все – большие)

Знает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и основные формы (круг, квадрат, треугольник).

Умеет находить «один» и «много» одинаковых предметов.

Ориентируется в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Ориентируется в направлениях от себя (вверху, внизу, спереди. сзади).

Различает правую и левую руки.

Ориентируется в частях суток: день – ночь, утро – вечер.

4-5 лет

Умеет считать до 5 (на основе наглядности).

Умеет уравнивать неравные группы предметов путем добавления или убирания одного предмета.

Знает геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и формы (шар, куб)

Знает основные цвета и некоторые цвета спектра (розовый, голубой, оранжевый, белый, серый и др.).

Умеет сравнивать 2 предмета по величине путем наложения и приложения.

Умеет двигаться в нужном направлении по сигналу (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз)

Называет времена года в правильной последовательности.

Знает части суток (утро – день – вечер – ночь)

5-6 лет

Знает количественный и порядковый счет до 10.

Может определить равенство и неравенство групп предметов.

Размещает предметы разной величины в порядке убывания или возрастания (7-10 предметов).

Умеет сравнивать геометрические фигуры между собой (у треугольника – три стороны и три угла, у квадрата – четыре одинаковые стороны и 4 угла).

Умеет находить в окружающих предметах предметы определенной геометрической формы (поднос – овал, картина – прямоугольник, тарелка – круг).

Умеет  ориентироваться в окружающем пространстве (справа, слева, сзади,  впереди, около, за, рядом).

Умеет ориентироваться на листе бумаги (внизу – вверху – справа – слева – в середине -  в углу).

Имеет представление о смене частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Называет текущий день недели.

6-7 лет

Знает прямой и обратный счет до 10.

Знает числа второго десятка.

Знает состав числа в пределах 10.

Умеет решать несложные задачи и примеры, знает знаки  «плюс», «минус», «равно».

Умеет делить предмет на 2-4-6-8 частей.

Имеет представление об измерении предметов (длина, высота, ширина, вес).

Знает многоугольник, умеет моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, или из нескольких маленьких квадратов -  один большой прямоугольник).

Умеет ориентироваться на листе бумаги, на странице тетради, на учебной доске.

Умеет «читать» простейший план или схему.

Понимает простейшие символы и знаки как условные обозначения.

Имеет представление о времени, часах.

Знает названия дней недели, месяцев, времен года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»

Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений.

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе по формированию злементарных математических представлений....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Гость из страны Математика»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, продолжать формировать геометрические представления, продолжать учить ориентироваться в пространстве; закреплять умение сравнивать, закрепить зна...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений на тему "Колобок спешит на помощь".

Конспект будет интересен тем, кто работает по программе "Развитие", разработанной в Учебном центре Л.А. Венгера....

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений по ФГОС . « Математическое царство - государство»

Конспект НОДв подготовительной к школе группепо формированию элементарных математических представлений  по ФГОС .« Математическое царство - государство»...

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...