Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по теме: «Геометрические фигуры, их свойства и способы действий с ними».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Суховеева Ирина Викторовна

Цель: обобщение и систематизация знаний о геометрических фигурах, их свойствах и способах действий с ними; развитие интеллектуальных способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_geometricheskie_formy_2.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме: «Геометрические фигуры, их свойства и способы действий с ними».

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД:  групповая комната для занятий (на ковре и за столами), логические блоки Дьенеша, конверты разной формы с письмами, план-карта (схема), фигурки лесных животных, бумажные льдинки в форме геометрических фигур, карточки-схемы, кодовые карточки для задач в знаково-символической форме, шарики красного и синего цвета.

Цель: обобщение и систематизация знаний о геометрических фигурах, их свойствах и способах действий с ними; развитие интеллектуальных способностей у детей.

Временной ресурс: 25 минут

Предварительная работа:  знакомство    с «Логическими блоками Дьенеша»; изготовление карточек символов.

                                                      Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Развитие интереса у детей,

любознательности

и познавательной мотивации.

Развитие общения со взрослыми и со сверстниками.

Формирование готовности к совместной деятельности.

Воспитание умения работать коллективно, сообща.

    Проблемно-игровая ситуация

  (работа ведется фронтально)

Собирает детей вокруг себя. Задает вопросы.

Какое время года наступило? Почему вы считаете, что сейчас зима?  Какой скоро праздник?

Предлагает проблемную ситуацию – в детский сад пришло письмо от Деда Мороза. Найти нужный конверт нам поможет карточка-схема.

Организация образовательного пространства.

Читает письмо. «Здравствуйте дорогие ребята! Мой помощник – Снеговик заблудился в зимнем лесу. А мне так нужна его помощь в подготовке к Новому году. Не побоитесь ли вы отправиться в лес и найти там снеговика?»

Чтобы не заблудиться, что нужно взять с собой? (карту)

На чем можно отправиться на поиски снеговика?

Давайте соберем машину из блоков Дьенеша.

Познавательное развитие,  

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие.

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование.

Специальное моделирование проблемно-игровой ситуации, ситуации общения.

Беседа.

Конструированиеиз блоков.

Слово педагога.

Речь  детей.

Конверты разной формы с письмами.

 План-карта (печатная схема).

Логические блоки Дьенеша.

Сформирована мотивация на предстоящую деятельность, обеспечено

общение и взаимодействие детей с педагогом.

Готовность к совместной работе,

привлечено  внимание у детей.

                                                                 

                                                               Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Формирование счетных навыков по порядку.

Закрепление знаний  о порядковых числительных (первый, второй, …). Закрепление представлений у детей о пространственных отношениях: высокий-низкий, впереди-сзади, между.

Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Выполнение упражнения.

Предупреждение утомляемости у детей.

Развитие  речевого слуха у дошкольников, умения сочетать слова с движением.

Обобщение и систематизация знаний и представлений  у детей о геометрических фигурах, их форме и свойствах.

Формирование умения классифицировать и сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.

Развитие умения находить и распознавать геометрические фигуры по форме и величине,   располагать их по заданным схемам.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Развитие умения решать логические задачи  с помощью кодовых карточек в знаково-символической форме.

Выполнение основных движений упражнения .

Предупреждение утомляемости у детей.

Развитие внимания, умения работать по образцу.

Формирование конструктивных умений.

Воспитание умения работать коллективно, сообща.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Дидактическая игра «Поставь зверей по росту» 

          (Актуализация знаний)

Вы слышите какой-то шум, оказывается лесные звери хотели построиться по росту, но не могут договориться, кто из них самый высокий, кто ниже, а кто самый низкий.

Кто будет стоять первым, вторым, третьим?

Кто выше?

Кто стоит перед зайцем?

Между медведем и белкой?

Кто стоит после лисы?

Кто стоит впереди? и т.д.

 (работа выполняется коллективно)

   

      Динамическая игровая пауза

Проведение физкультминутки «На лужке».

На лужок пришел зайчонок, медвежонок и бельчонок.

На заснеженный лужок приходи и ты дружок.

(Дети участвуют в игре, выполняют упражнения)

   

             Работа по теме урока

(Восприятие и усвоение нового материала)

Лесные звери говорят вам спасибо и дарят геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, ромб, прямоугольник).  

(обобщить знания детей о формах и свойствах каждой геометрической фигуры)

  (спрашиваю детей  индивидуально)

- Как называется фигура? (показываю)

-Сколько сторон у фигуры?

Что можете сказать о сторонах? Какие?

-Сколько углов? - Какие углы?

-Что общего между фигурами?

- Чем похожи? отличаются? и т.д.

Попробовать разделить на группы по форме, размеру.

            Задание: лишняя фигура

Квадрат, прямоугольник, треугольник.

Квадрат, треугольник, овал.

Овал, квадрат, круг.

      Практическая работа по теме

Отправляемся дальше. Перед нами заколдованное озеро. Чтобы продолжить путешествие нам нужно расколдовать озеро, а помогут нам волшебные льдинки. (геом. фигуры) Разложите льдинки в соответствии со схемами.

(индивидуально каждый ребенок выполняет задание самостоятельно  за столом, на каждом столе схема и фигуры)

           Динамическая пауза

     (работа ведется коллективно)

Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы веселее было идти решим веселые логические задачки.

- Кто быстрее долетит до дерева ворона или лиса?

- Что едят крокодилы на Северном полюсе?

- Сколько хвостов у двух ослов? А сколько хвостиков у 4 осликов?

Вот мы и оказались в зимнем лесу. Но что-то снеговика нигде не видно. Оказывается в лесу дул сильный ветер и снежные комки раскатились в разные стороны. Сможем мы с вами слепить нового снеговика? Давайте возьмемся за дело.

               Физминутка

Раз-рука два –рука

Лепим мы снеговика

Три-четыре – нарисуем рот пошире

5 – найдем морковь для носа

Угольки найдем для глаз

Пусть смеется он у нас.

       

            Практическая работа

              (парная работа)

Предлагает детям начать строительные работы, вывешивает на доске образец, согласно которого дети выкладывают узор. Давайте найдем снежные комки и сделаем снеговика.

(Дети взаимодействуют в парах, выкладывают снеговика из блоков Дьенеша)

Как живой получился у вас снеговик. Хороший помощник будет у Деда Мороза.

Познавательное развитие,

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская,

коммуникативная,

игровая.

Физическое, речевое развитие.

Коммуникативная, двигательная.

Познавательное развитие,

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность.

Познавательное развитие.

Познавательно-исследовательская, игровая деятельность.

Познавательное, речевое развитие.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Физическое развитие.

Двигательная деятельность.

Познавательное развитие,

социально – коммуникативное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Игровая, двигательная

коммуникативная познавательная,

конструирование,

изобразительная.

Создание проблемной ситуации.

Дидактическая игра.

Практическое упражнение.

Игровые приемы.

Физическое упражнение с

наглядным показом образца.

Специальное моделирование ситуаций общения.

Беседа, рассуждение, наблюдение.

Практическая работа.

Рассуждение.

Решение занимательных задач.

Рассуждение.

Физическое упражнение.

Практическая работа конструктивного, творческого характера.

Слово педагога.

Речь  детей.

Наглядный демонстрационный материал: пластмассовые фигурки лесных животных.

Слово педагога. Речь детей.

Слово педагога.

Речь детей.

Наглядный материал: бумажные льдинки в форме геометрических фигур.

   

Слово педагога.

Наглядный материал: печатные карточки со схемами, геометрические бумажные фигуры.

Слово педагога.

Речь детей.

Демонстрационный печатный материал: кодовые карточки для задач в знаково-символической форме.

Слово воспитателя.

Слово педагога.

Речь детей. Блоки  для снеговика для каждой пары детей.

Сформированы навыки порядкового счета в пределах 10.

Уточнены представления о порядковых числительных.

Закреплены знания и представления о пространственных отношениях.

Владение  связной речью, как средством общения.

Выполнение основных движений.

Снято напряжение, обеспечена эмоциональная и физическая разрядка.

Дети умеют  сочетать слова с движением, выполнять действия по образцу.

Развиты осознанные понятия о геометрических фигурах, их форме и свойствах сторон и углов.

Сформировано представление о классификации и сравнении геометрических фигур по форме и размеру.

Общение и взаимодействие с педагогом и со сверстниками.

Сформировано  умение определять геометрические фигуры по форме  и величине, располагать их по заданным схемам.

Самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция.

Сформировано у детей представление о логических задачах и способах их решения.

Выполнение основных движений.

Снято напряжение у детей, обеспечена эмоциональная и физическая разрядка.

Сформировано умение  выполнять задание по заданному образцу.

Дети владеют  элементарными

конструктивными способами работы.

Дети организованно работают вместе.

Общение и взаимодействие  со сверстниками .

                                                               

                                                                          Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание ННОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым. Саморегуляция собственной деятельности.

Обобщение полученного ребенком опыта.

                Итог занятия

Воспитатель собирает детей около себя, задает вопросы.

Нам пора возвращаться в детский сад. Какие добрые дела мы успели сегодня сделать?

Какое задание было для вас трудным?

Давайте оценим наши успехи.

Кто выполнил все задания правильно и ни разу не ошибся, то возьмите красный шарик, кто затруднялся выполнить задания –синий.

Молодцы! Все сегодня постарались и смогли помочь деду Морозу.

Речевое развитие,

социально коммуникативное развитие.

Коммуникативная,

игровая.

Специальное моделирование ситуаций общения и успеха.

Рассуждение

Диалог.

Слово педагога

Речь детей.

Шарики красного и синего цвета.

Общение, взаимодействие ребёнка со взрослым и со сверстниками.

Осознание себя как участника познавательного, процесса.

Сформированы элементарные навыки самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике Тема: Геометрические фигуры

Образовательные            Закрепить представления детей о геометрических фигурах...

Конспект занятия по ФЭМП Тема: «Геометрические фигуры. Счет в пределах 4».

Программное содержание:Выявить знания детей о цифрах и числах 1; 2; 3; 4.Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 4).Упражнять в сравнении двух групп предметов по количеству, используя вы...

Конспект НОД по ФЭМП Тема: Геометрические фигуры

закрепить знания детей о геометрических фигурах;поиграйте в интересные игры ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=vEneDor51OYИгры с геометрическими фигурами...

Конспект по математике на тему: «Геометрические фигуры»

Конспект по математике на тему: «Геометрические фигуры» Приложение 3....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Геометрические фигуры»

Возрастная группа детей:  1 младшаяОбразовательная область: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений) с интеграцией «...

Конспект НОД по ФЭМП . Тема: Геометрические фигуры

Задачи:Образовательная:Закрепить представления о геометрических фигурах.Учить различать геометрические фигуры, используя зрительный анализатор.Развивающие:- активизировать память, внимание, мышление;-...

Конспект занятия по ФЭМП .Тема «Геометрические фигуры»

- Закрепить названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник); - Умение классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме ...