Конспект игрового познавательного занятии по математике для детей 4-5 лет Тема «Путешествие в сказочный лес»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

 

Конспект игрового познавательного занятии по математике для детей 4-5 лет

Тема «Путешествие в сказочный лес»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx85.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игрового познавательного занятии по математике для детей 4-5 лет

Тема «Путешествие в сказочный лес»

Автор: Галахова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ ЦРР-«Детский сад №239»
Цель:
- Закрепление пространственных представлений: шире, уже, длиннее, короче
- Упражнять в счете в пределах 4
- Формировать умение находить признаки сходства и различие предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Оборудование и материалы:
- игрушки (медвежонок, зайчонок, лиса)
- 4 ленточки для изображения ручейка и реки
- мольберт с магнитной доской
- магниты
- карточки и изображением грибов, ягод, овощей (грибы – подберезовик, лисички, опята, боровик; ягоды – малина, земляника; овощи – капуста, морковь)
- обручи
- карточки с цифрами 2, 3, 4
- бубен
- по 2 полоски (шарфика) на каждого ребенка двух цветов одной длины, но разной ширины
- Набор палочек из 1 оранжевой, 5 красных и 5 желтых на каждого ребенка.

Ход занятия

1.Игра «Прогулка в лес»
(На полу обозначены голубыми лентами речка и ручеек)
Предложить пойти на прогулку в лес. Подошли к ручейку.
- Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить. Перепрыгнем через ручеек. (Дети перепрыгивают через ленточки, изображающие ручеек)
- Идем дальше. Пришли на полянку. Посмотрите. Все ли здесь правильно?
(На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей. Дети должны перечислить, что не растет в лесу (капуста, морковь ) В ходе обсуждения дети проговаривают названия грибов и ягод).
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березой нашел я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут?
(Подберезовик)

Под сосной растут сестрички –
Ярко-рыжие лисички.
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой.
Как думаете, почему грибы лисички так называются? (Они рыжего цвета, как шерсть у лисы).

Повезло так повезло –
Я набрал опят ведро.
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень!


Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.

Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нем – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб …(Мухомор)

Эти ягоды любят лето.
На опушке, солнцем согреты,
Огоньки ярко-красного цвета
Из травы шлют ребятам приветы.
Земляника растет в траве, а малина на кустах. (Заросли кустов малины – малинник).
Ягоды едят в сыром виде, а грибы нет.
Как называются варенье, сок, компот из малины (земляники)?
Суп из грибов – грибной.

- Идем дальше. На пути река. Можем мы ее перепрыгнуть? (Нет). Почему? (Река широкая).
- А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий).
2 . Игра «Зайчики в норках»
На полу лежат обручи: норки зайчиков. В них карточки, на которых написана одна из цифр (от 2 до 4): столько зайчиков может поместиться в
норке.
- Ребята, отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

- Вы – зайчики. Обручи – норки. В каждой норке поместится столько зайчиков, какая цифра записана на карточке. Вы будете прыгать на лужайке; когда раздастся удар в бубен. Все зайчики должны спрятаться в норках.

3. Игровое упражнение "Шарфики для медвежонка и зайчонка"
Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
В гости к ребятам пришли медвежонок и зайчонок. Тепла в лесу нет. Есть шарфы, но они разные и звери никак не могут решить кому – какие.

- Это два шарфика для медвежонка и зайчика. Чем отличаются шарфы? (один широкий, а другой узкий. И они разного цвета).
- Какой шарф дадим медвежонку? (широкий)
- Почему широкий? (Мишка большой, толстый). Дети пытаются наложить полоски. При этом нужно побуждать детей к рассказу о том, что получается: «Голубой шарф шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевый уже, чем голубой – его дадим зайцу».

4. Физминутка
Рыжая лисичка
Хоровод, хоровод. ,
(Хлопки в ладоши.)
Пляшет маленький народ.
(Приседания.)
Танцевать, скакать и прыгать
(Прыжки на месте.)
Мы готовы круглый год.
(Приседания.)
Под кустом, под кустом
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кто-то с рыженьким хвостом.
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Это рыжая лисичка –
(Прыжки на месте.)
Под кусточком лисий дом.

5. Игра «Полотенца для лисят». (Работа с палочками)
- К нам в гости пришла мама-лиса. У нее много малышей. Как их зовут? Правильно – лисята. Только что лисята искупались в лесном озере и мама-лиса помогла им вытереться полотенцами. Сейчас ей надо развесить эти полотенца на веревку, чтобы они высохли. Развешивает она их вот так: короткое, длинное, короткое, длинное. Помогите ей развесить все полотенца.
(На подносах цветные счетные палочки: 1 оранжевая, 5 желтых, 5 красных)
- Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета)
- Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько - сколько, поровну, по пять).
- Положите оранжевую самую длинную палочку перед собой. – Это веревочка. Палочки желтого и красного цвета – это «полотенца» для лисят. Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесим короткое, потом длинное, снова короткое и т.д. пока все «полотенца» не будит повешены на веревочку.
Вопросы:
- Сколько желтых (красных) «полотенец»? (Много)
- Какого цвета короткие (длинные) полотенца?
- Какого цвета полотенец больше (меньше)?

Итог занятия:
- Сегодня мы с вами гуляли по лесу, смогли перепрыгнуть через узкий ручеек и не смогли перепрыгнуть через широкую речку.
- Вспомнили что растет в лесу
- Играя в игру «Зайчики» мы упражнялись в счете в пределах 4
- Помогли медвежонку и зайчику подобрать шарфики (зайцу – узкий, а медведю – широкий).
- А еще мы помогли маме-лисе развесить полотенца для лисят, чередуя короткие и длинные.

Конспект итогового занятия по математике и конструированию в подготовительной группе «Путешествие по стране Математике»

Автор: Галахова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ ЦРР-«Детский сад №239»

 
Программное содержание:

Закрепить счетные умения, знание геометрических фигур, умение соотносить цифры с количеством, самостоятельную работу с конструктором.

Развивать мыслительные операции, способствовать к

абстрагированию, вниманию, памяти, речи, фантазии.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстративный: 10 карточек с яблоками, 10 - с морковками; цифры от 0 до 10, схема моста, геометрические фигуры, игрушка зайца, корзина.

Раздаточный материал: конструкторы.

Предварительная работа:

Разучивание песни С. Михалкова «Мы едим, едим.»

Ход занятия:

1.-Ребята, давайте отправимся в страну «Математики».

-Кто живет в этой стране? (цифры, геометрические фигуры)

-Для чего нам нужны цифры?

- Где мы используем геометрические фигуры?

- Для путешествия нам нужны билеты на поезд. Кто хочет приобрести билет? Как много желающих! (раздаются цифры, соответствующие их номерам в «поезде»).

- Всем купили билеты, а теперь займем свои места в поезде.

- Отправляемся в путь!

Мы едим, едим, едим

В далекие края

Счастливые соседи

Веселые друзья

Тра-та-та, тра-та-та.

- Вот и остановка «Лесная поляна».

Детей встречает заяц:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в стране «Математике».

Я все слышал, вы очень хорошо знаете цифры. Молодцы! А я вот считать не умею. У меня есть 10 зайчат и я собрал им морковки и яблоки, но не знаю, хватит ли всем. Помогите мне их сосчитать.

На доске в ряд расположены 9 яблок, под ними 9 морковок. Рядом на столе цифры от 1 до 10.

- Сколько яблок я собрал? Посчитайте и поставьте нужную цифру. (9)

- Сколько морковок я собрал? Какую цифру нужно поставить? (9)

- Что можно сказать о количестве яблок и морковок? (их поровну, по 9)

- Ой, я еще в корзине нашел яблоко! (выставляется на доску)

- Чего теперь больше яблок или морковок?

- На сколько?

- Как получили 10 яблок? (прибавили к 9 один)

- Какое число больше 9 или 10? На сколько?

- А какое число меньше и на сколько?

- Как сделать поровну (обсуждаем 2 способа: прибавить 1 морковку или убрать одно яблоко)

- Молодцы, ребята! Давайте мы вместе разомнемся. (физминутка):

1,2,3,4,5 - начал заинька скакать

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

- Ребята, а вы строить умеете?

- Тогда может вы мне поможете. У нас на реке мост сломался, когда река разлилась. Вы езжайте до следующей остановки и постройте мост. Тогда и зайчата меня там встретят.

2. «Поезд» едет дальше. В дороге произошла путаница и вагоны стоят неправильно.

- Давайте, наведем порядок.

На доске выставляется «поезд» с нарушенным закономерным составом:

Конспект итогового занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике»

Дети выходят по одному и «наводят порядок». Для проверки правильности их решения попросить детей назвать, какие фигуры повторяются.

3. Физминутка.

- Поезд отправляется. Вокруг на пути встречаются препятствия. Покажите руками какие.

- Широкая-приширокая река.

- А теперь узенький ручеек.

- Вот толстое-притолстое бревно.

- А теперь тоненькое бревнышко.

- Высокое-привысокое дерево.

- Маленький кустик.

4.- Вот и остановка, где живут геометрические фигуры. На столе стоят геометрические фигуры.

- Внимательно рассмотрите фигуры.

- Как они называются.

- Опишите их.

- Ребята, внимательно посмотрите на схему моста.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-132501-1395404467.jpg

- Ребята, как вы думаете для строительства моста какие фигуры нам нужны?

- Давайте рассмотрим чертеж моста. Назовите из каких фигур он состоит?

- Сколько нам нужно призм? А какого цвета? (2, синие)

- Сколько пластин? Какого цвета? (1 желтая)

- Сколько кубов? Какого цвета? (4 красных)

- Давайте теперь самостоятельно будем строит мост для зайчат. Не забывайте смотреть на чертеж.

Проверяем работы, исправляем ошибки.

5. Итог занятия.

- Что мы делали на занятие?

- Чего было больше морковок или яблок?

- На сколько яблок было больше?

- Что мы строили? Для кого мы его строили?

- Как мы исправили поломку поезда?

- Вам понравилось?

- С заданиями все справились, молодцы!

- А теперь пора возвращаться домой.

Перспективное планирование по социально – нравственному воспитанию детей 4 – 5 года жизни

Блок                Раздел

Вид деятельности

Задачи

Тайна моего «я»:

«Это я» сентябрь

«Мои поступки, чувства, настроения»

(октябрь)

Я и мои друзья:

«Мы разные»

(ноябрь)

«Дружба»

(декабрь)

Ребёнок и взрослые:

«Добрые дела»

(январь)

«Я и моя семья»

(февраль)

Культура поведения и общения дома и в общественных местах. Этикет.

(Март)

(Апрель)

(

(Май)

Беседа «Что я могу»

Игра «Что я вижу?»

Эксперимент «Моё тело – это я»

Игра «Что я слышу?»

Общение «Мой любимый цвет»

Игра «На вкус и цвет»

Беседа «Мои мечты»

Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»

Игра «Мимика»

Упражнение «Радость- грусть»

Общение «Как вести себя с игрушками»

Упражнение «Добрый - злой»

Ситуация «Петрушка оторвал кукле руку…»

Упражнение «Удивление-страх»

Ситуация «Федя разбил тарелку и сказал, что это кошка…»

Общение: «Мои добрые поступки»

Беседа «Мы все разные, но очень похожие»

Игра «Лужа»

Общение: «Какие мы красивые»

Д/и «Защитники девочек»

Мануальная игра «Угадай, кто это?»

Игра «А ну-ка, девочки»

Игра – забава «Угадай по голосу»

Игра «А ну-ка, мальчики»

Общение: «Каким должен быть друг?»

Ситуация «Твой друг поскользнулся и не может идти…»

Беседа «С кем бы ты хотел дружить?»

Ситуация «Саша ударил своего товарища…»

Игра «Услышь меня»

Этюд «Встреча друзей»

Игра «Скажи другу комплимент»

Игра «Пирамида любви»

Общение «Какого человека можно назвать добрым?»

Чтение рассказа «Добрый поступок Вани» (Азб. общ. с.289)

Беседа «Какие поступки можно назвать добрыми?»

Составление книги «В стране добрых сказок».

Д/и «Добрые слова»

Ситуация «Незнакомый вам человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами…»

Ситуация «В автобус вошла старенькая бабушка»

Беседа «Моя семья»

Чтение рассказа «Как Катюша помогала бабушке»

Чтение рассказа «Ссора с бабушкой»

Беседа «Хочу быть как папа (мама)».

Рассуждение по рассказу «Голубка»

Чтение рассказа «Как Вова помогал маме»

Беседа по сказке «Кукушка»

Общение «Как можно порадовать родителей?»

Рассуждение «Как я забочусь о своих близких?»

Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения и общения?»

Игра О  чём  спросить  при  встрече”
                                                                                                                                                                   
С/р игра «Чаепитие в кругу друзей»

Ситуация «Петрушка и Шарик»

Общение «Деревьям тоже больно»

Д/и «Ждём гостей»

Игра “Прощай”

Беседа «Правила поведения за столом»

Беседа «Как вести себя в магазине»

Чтение сказки «Как подружились вилка и нож»

Обыгрывание: «Мы на улице»

Общение: «Культура еды»

Чтение рассказа «Острое поросячье заболевание» (Пришли мне чтения…с.57)

Беседа «Порядок в твоём доме»

Общение» «Что надеть в гости?»

С/р игра «На приёме у зубного врача»

Общение: «Как вести себя при встрече»

Чтение советов «Ниточкина и Верхтормашкина»

Беседа «Мы ходили в магазин»

Обыгрывание «Прощание с другом, знакомыми»

Чтение «Сказки о невоспитанном мышонке» С.Прокофьева.

Тест на знание правил этикета.

- Помочь узнать себя и свои возможности, научить прислушиваться к себе, собственным ощущениям.

- Дать представления о функции органов зрения в организме, помогающего человеку в познании окружающего мира.

-Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные, не приятные) ощущения.

- Совершенствовать представления об организме, функции органов слуха, помогающих человеку в познании окружающего мира.

- Помочь детям обнаружить их цветовые предпочтения, сравнивать с предпочтениями своих товарищей.

- Выяснить вкусовые и цветовые предпочтения детей, найти сходство и различия в выборе.

- Учить делиться своими мечтами и фантазиями, воспитывать уважение к своим товарищам и их мечтам.

- Способствовать самораскрытию и самопознанию детей, повышению внутри группового доверия.

- Знакомить детей с внешним выражением разнообразных эмоциональных состояний.

- Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что такое грусть, плохое настроение.

- Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильному использованию их в игре.

- Помочь понять, что такое доброта, злость; упражнять в показе этих эмоций.

- Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными.

- Формировать представления о признаках состояния страха, удивления, упражнять в показе этих эмоций.

- Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

- Уточнить понимание детьми правил взаимоотношений, связи правил с конкретными поступками детей.

- Помочь понять, что между детьми при их непохожести, очень много общего, воспитывать уважение к индивидуальности каждого.

- Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек – благодарить за помощь.

- Закладывать основы доверительного отношения друг к другу; расширять представления о самом себе.

- Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать желание у мальчиков защищать девочек и помогать им.

- Помочь детям лучше узнать друг друга; укреплять дружеские отношения в коллективе; развивать тактильные ощущения, образную память.

- Найти сходство и отличия во внешнем виде, характере и поведении девочек.

- Воспитывать дружеские отношения в коллективе, помочь детям раскрепоститься, чувствовать себя свободно и непринуждённо.

- Найти сходство и отличия во внешнем виде, характере и поведении мальчиков.

- Выяснить, как дети понимают значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.

- Учить детей отзывчивости, чуткости, воспитывать стремление оказать посильную помощь пострадавшему, активность, уверенность, самостоятельность.

-  Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.

- Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.

- Формировать дружеские взаимоотношения в коллективе детей, создать атмосферу взаимного доверия.

- Учить понимать эмоциональное состояние другого человека, изображать эмоцию радости с помощью выразительных средств.

- Дать представление о том, что такое комплимент, учить выражать своё отношение к друзьям, используя добрые слова.

- Создать атмосферу дружелюбия, эмоционального благополучия, помочь детям сблизиться друг с другом.

- Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

- На примере рассказа показать, что дети тоже могут совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

- Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

- Вызвать у детей желание принять вместе с родителями активное участие в составлении доброй сказки для книги «В стране добрых сказок».

Вызвать желание использовать в своей речи добрые и вежливые слова и обращения.

- Учить детей оказывать посильную помощь людям, воспитывать в детях отзывчивость, доброжелательность.

- Учить детей с уважением относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание

- Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья; формировать понимание того, что в семье все заботятся друг о друге.

- Формировать представления о взаимопомощи, взаимовыручке, учить проявлять заботу о близких людях.

-Учить детей проявлять сдержанность и уважение к пожилым людям.

- Воспитывать у детей стремление быть похожими на своих родителей, брать с них положительный пример.

- Воспитывать уважение к родным и близким людям, закреплять правила этикета в семье.

- Воспитывать желание помогать маме, учить доводить начатое дело до конца.

- Помочь понять, что мама как любой другой человек, может нуждаться в помощи, вызвать желание заботиться о своих родных.

- Помочь понять, что любовь, уважение, послушание и помощь – главные подарки для родителей.

- Подвести к пониманию того, что все члены семьи нуждаются в заботе, любви и помощи. Воспитывать внимание и уважение к своим родным.                                    -  Формировать представления о правилах поведения, как общепринятых во всем мире нормах правилах. Познакомить с понятием «этикет».

-  учить детей вступать в контакт

- Формировать знания о правилах поведения и общения за столом.

- Продолжить знакомство с нормами и правилами поведения, учить давать моральную оценку поведению героев.

- Помочь понять, что дерево – это живое растение, воспитывать культуру поведения в природе.

- Формировать умение встречать и принимать гостей, учить позитивным формам общения.

- Учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

- Помочь детям освоить основные правила этикета, дать понятие о хороших манерах (поза, движения, мимика)

- Уточнить знания правил поведения в магазине, способов обращения к продавцу, другим покупателям; углублять знания об этических нормах.

- Формировать знания этикета за столом, выяснить, для чего нужно пользоваться ножом, способствовать повышению культуры поведения у детей.

Закреплять правила поведения на улице.

- Закреплять правила столового этикета: поведение за столом, культуру еды.

- Показать детям, что такое хорошо и что такое плохо, учить аккуратности за столом, самостоятельности.

- Приучать детей содержать в порядке жильё, проявлять особую заботу о красоте, чистоте при приёме гостей.

- Учить следить за своим внешним видом, помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

- Познакомить с правилами речевого поведения в поликлинике, в кабинете у зубного врача.

- Формировать у детей основные правила этикета при встрече.

Помочь понять, как правильно вести себя в общественном транспорте.

Вызвать желание поделиться опытом о том, как дети ходили в магазин, воспитывать вежливость, культуру поведения в общественных местах.

- Способствовать усвоению правил этикета при прощании.

- Совершенствовать знания детей о культуре поведение, вызвать желание быть воспитанными.

- Уточнить знания детей о правилах этикета; вызвать желание удостоиться звания «Самый культурный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике у детей старшей группы на тему:"Путешествие в сказку Зимовье".

На этом занятии дети закрепляют знания о порядковом счёте,о геометрических фигурах(определять их на ощупь,строить геометрические фигуры из палочек).Через игру у детей формируется познавательный интере...

Конспект занятия по матиматеке для детей 6-7 лет. Тема: «Путешествие, в математику»

Обобщение пройденного материала, закрепление полученных знаний и умений....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну математика»

Формировать понятие – условие задачи, вопрос, решение, ответ.Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками <, >;Закреплять знание состава числа 7, 8, 9.Закреплять умение решат...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей 5-6 лет Тема: «Путешествие по островам»

Задачи:Обучающие:• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.• Закрепить знания о последовательности дней недели, вре...

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

НОД в средней группе по математике. Загадки серого волка. Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной

НОД в средней группе по математике. Загадки серого волка. Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе. Програмные ...