НОД «Путешествие в математическую галактику»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гудникова Римма Михайловна

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

 

Тема: «Путешествие в математическую галактику»

 

Цель: создать условия для закрепления математических знаний и умений, элементарных  представлений о космосе и планетах посредством игры – путешествия.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_matematicheskuyu_galaktiku.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

Тема: «Путешествие в математическую галактику»

Цель: создать условия для закрепления математических знаний и умений, элементарных  представлений о космосе и планетах посредством игры – путешествия.


Программное содержание:

Обучающие задачи

  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10
  • Закрепить знания цифр, геометрических фигур, состав чисел;  умение ориентироваться на листе бумаги, правильно пользоваться знаками больше, меньше, равно; понятие «угол» (прямой, тупой, острый, развёрнутый).
  • Упражнять в нахождении предметов по заданному признаку по цвету, форме, размеру, используя карточки со знаками – символами.

Развивающие задачи

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, логического мышления, внимания, коммуникативных качеств, интереса к занятию, двигательной активности, развитие игровой деятельности.

Воспитательные задачи

  • Вызвать положительные эмоции: радость, интерес к математическим занятиям; создать условия для формирования у дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности (дружеские взаимоотношения, взаимовыручку)
  • Воспитывать  любовь к нашей планете Земля.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: презентация, видео
  • Раздаточный материал: билетики с цифрами,  листы голубой бумаги- небо, ракеты, домики с цифрами, знаки-символы, карточки для сравнения чисел.
  • Оформление: ракета из строительного материала
  • Музыкальное оформление: космическая музыка, электронная физминутка для глаз

Предварительная  работа:

  • Цикл познавательных занятий: «Путешествие в космос», беседа о космосе. Рассматривание иллюстраций о космосе.
  • ЧХЛ о космосе.
  • Игры с блоками Дьенеша, счёт в пределах 10, сравнение чисел, состав чисел.

Методические приёмы:

  • Взаимодействие с героем мультфильмов (помощь Лунтику)
  • игровой (путешествие)
  • наглядный (использование презентации, видео)
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, рефлексия), художественное слово (загадка, стихи)
  • Использование музыкального репертуара

Обогащение словаря: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, планеты, галактика.

Ход деятельности

I Часть        Орг. момент

  Воспитатель
(звенит колокольчиком)
Вот  звоночек звенит, заливается,
А ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.

И подарим наши улыбки гостям.

Ребёнок: 1.Здравствуйте, гости дорогие

Рады видеть вас у нас.

Здесь мы занимаемся, путешествуем, играем

Физминутки соблюдаем.

2. Педагоги учат нас

Быть готовым к школе

Говорить, рисовать,

Фантазировать, мечтать.

II  часть                   Основная

Воспитатель:

-  Ребята, нам пришло письмо. Отгадайте от кого?

Загадка:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Очень добрый, знаем мы. (Лунтик)

- Дети, а письмо то не простое, а видео – письмо. Вам интересно, что в нём?

- Тогда, внимание на экран.

1.Видео

Лунтик:  Я живу на луне. Много хорошего слышал про вас, мне рассказывали, что вы добрые, отзывчивые, умные ребята. Поэтому я решил обратиться к вам за помощью.

Знаю,  что вы не откажите мне. Я собираюсь идти в школу и мне дали много заданий. В садик я не ходил, поэтому  я ничего не знаю и не умею. Научите меня, пожалуйста. А чтоб не сбиться с пути я составил видео – план действий. Верю, у вас всё получится.

Воспитатель: Ребята, поднимите руки, если вы согласны помочь Лунтику,.

Тогда внимание на экран, слушаем видео-план действий, который Лунтик приготовил  для нас.

2.Видео

Лунтик: Я приглашаю вас совершить космическое путешествие на ракете в математическую галактику, где на каждой планете вас будут ждать различные задания. Но чтобы сесть в ракету вам надо ответить на вопрос и получить за это билет. И ещё одно условие, вы должны сесть на своё место, которое указано на билете, а не на чужое. Будьте внимательны!

Воспитатель: Ребята, поднимите руки, кто за то, чтоб отправиться в космос и научить Лунтика всему, что вы сами знаете и умеете?

- Тогда, отвечаем на вопросы и получаем билетик

  1. Как вы думаете, кто живёт в математической галактике? (Цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, углы, математические знаки, загадки)
  2. Какой сегодня день недели?
  3. Какое сегодня число?
  4. Слайд 1

- 12 апреля какой праздник отмечает вся страна? (Всемирный день Авиации и Косманавтики)

Слайд 2

- 12 апреля 1961 года впервые с космодрома «Байконур» поднялся в небо космический корабль с человеком на борту.

      5. Слайд 3

         - Кто был первый в мире космонавт? (Ю.А.Гагарин).

       - Гагарин  облетел нашу Землю за 108 минут и благополучно вернулся на землю.

  1. А остальным ребятам, чтобы получить билетик, надо вспомнить  планеты, которые вы знаете:

Слайд 4

По порядку все планеты

Назовёт любой из вас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (А. Хайт)

- Молодцы ребята, билеты у всех есть

- 1,2,3,4,5-
Покружились!
Наши дети изменились-
В космонавтов превратились!

- Занимайте свои места, согласно билетам.

Слайд 5

- В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут.

В космос мы сейчас проложим

Наш космический маршрут.

Воспитатель: К старту приготовиться! Дети: Есть приготовиться!

Воспитатель: Включить приборы! Дети: Есть включить приборы!

Воспитатель: Завести моторы! Дети: Есть завести моторы!

Воспитатель: начинаем считать до 10. (дети хором считают 1,2,……..9,10)

считали?

Воспитатель: Почему наша ракета  стоит на месте? Давайте посчитаем в обратном порядке от 10.

Начинаем обратный отсчет.

Хором: 10,9,………1,0. Пуск!

Слайд 6-8  Космическая зарядка для глаз

Слайд 9             1.Меркурий

Воспитатель: Вот мы и в космосе. Нас встречает 1 планета?...(Меркурий)

  • Порадуем планету, расскажем о ней.

Стих…

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. 
Нет на Меркурии лета и осени, 
Нет ни зимы, ни весны. 
Поверхность неравномерно прогрета, 
Холодно ночью, днём адское пекло. 
Для жизни она непригодна поэтому. 
И атмосферы практически нету. 

Слайд 10

Воспитатель: Планета Меркурий управляет созвездиями Близнецов и Девы.

- Теперь слушаем видео – план действий

3. Видео

Лунтик: (1 задание)

Ребята,  созвездия Близнецов и Девы растеряли звёздочки. Помогите, пожалуйста, собрать звёздочки.

Воспитатель: Ребята, с помощью карточек со знаками-символами мы соберём звёздочки. В путь!

(Дети ищут звёздочки, Блоки Дьенеша в обручах, потом описывают)

Воспитатель:Молодцы ребята! Все звёздочки созвездий нашли. Отправляемся дальше!

Слайд 11             2. Венера

- Внимание на экран. И нас встречает 2 планета….? (Венера)

Ребёнок стих читает о Венере.

Всем планета нравится-
главная красавица.
Вечно ходит в облаках,
Как красавица в мехах.
Если встанешь на заре
С края неба, в серебре.
ты её увидишь первой,
Знай, зовут её Венерой. 

Воспитатель: Внимание на экран! Смотрим  видео-план  Лунтика.

4. Видео

Лунтик: (2 задание)

Ребята, представляете, ракета разучилась летать. Научите, пожалуйста, её летать заново.

Воспитатель:Ребята перед вами звёздное небо и ракета. И так ваша ракета отправляется

- в правый  верхний угол

- в левый нижний угол

- на середину неба

-в правый нижний угол

- вверх

- в левый верхний угол

- вниз.

- Трудно было? Молодцы, ребята! С заданием справились! Ракету научили летать.

Отправляемся дальше…

Слайд 12                4. Марс

Внимание на экран! И нас встречает 4 планета это…?(Марс)

Ребёнок стих читает оМарсе

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

  1. Видео

Лунтик: (3 задание)

Ребята, маленькие Лунтяшки живут в домиках. Известно, сколько лунтяшек живёт в домике, и сколько в одной комнате. Подскажите мне, сколько Лунтяшек живёт в другой комнате? (состав числа)

Слайд 13                              5. Юпитер

Воспитатель: И нас встречает 5 планета…(Юпитер)

Ребёнок стих читает о Юпитере

Юпитер - планетам лидер,
Всех больше, с кем ни сравните.
Раскрашен он очень броско,
В пёстрые полоски,
Не реки на нем и не горы -
Газов цветные узоры.

  1. Видео

 Лунтик:(4 задание)

Ребята, я приглашаю вас отдохнуть и поиграть в мою любимую игру.

Возьмите ракеты с цифрами и пока будет звучать музыка ракеты  летают. Музыка остановилась, вы должны построиться по порядку и назвать свой номер.

Слайд 14                                   6. Сатурн

Воспитатель: И нас встречает планета…(Сатурн)

Ребёнок стих читает о Сатурне

Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

  1. Видео

Лунтик: (5 задание)

На планете Сатурн  жители говорят по - особенному. Кода говорят о белом, имеют ввиду чёрный. Я хочу понять их речь, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Далеко – близко, вперёд-назад, вверх-вниз, слева-справа, один-много, большой-маленький, длинный-короткий, лёгкий- тяжёлый,  узкий-широкий, низкий-высокий

Слайд 15                                   7.Уран

Воспитатель: И нас встречает 7 планета…(Уран)

Ребёнок стих читает об Уране

Гигант Уран – планета-лежебока:
Уж точно не подобен он волчку.
Урана ось наклонена настолько,
Что будто движется он «лёжа на боку».

Холоден Уран, морозно-белый,
Он – великий ледяной гигант,
Атмосфера – водород и гелий,
В океане - аммиак, метан.

  1. Видео

Лунтик: (6 задание)

Ребята, если мы с вами посмотрим вокруг себя, то мы можем увидеть множествоуглов в окружающих нас предметах. Назовите эти предметы.(Угол стола, кровати, шкафа и т.д.).

Воспитатель: -Опасны или нет углы в окружающих нас предметах? (Мы можем получить травму).

Слайд 16

- А в математике как называются углы? (Прямой, острый, тупой, развёрнутый)

- С помощью чего мы строим углы на листе ? (карандаш, линейка)

- А сейчас покажем Лунтику как строить углы руками.

Слайд 17                                 8.Нептун

Воспитатель: И нас встречает 8 планета…(Нептун)

Ребёнок стих читает

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.

  1. Видео

Лунтик: (7 задание)

Ребята, а вы умеете сравнивать числа? Тогда, пожалуйста, научите и меня.

Слайд 18                         9.Плутон

Воспитатель: И нас встречает 9 планета…(Плутон)

Ребёнок стих читает

Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...
Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!

10.Видео

Лунтик: Ребята, вы настоящие молодцы! Вы многому меня научили. Теперь я могу идти в школу! До новых встреч!

Слайд19

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться на нашу планету. Как она называется? (Земля)

Ребёнок стих читает

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель: К старту приготовиться!       Дети: Есть приготовиться!

Воспитатель: Включить приборы!             Дети: Есть включить приборы!

Воспитатель: Завести моторы!                   Дети: Есть завести моторы!

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет.

Хором: 10,9,………1,0. Пуск!

Слайд 20

-Мы в космосе  побывали,

Лунтику помогали,

 Возвратились мы назад,

 Детский сад нам очень рад.

III Часть. Рефлексия

Диктор:

-  Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты  «Северный луч». Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста:

- Где вы были? (мы были в космическом путешествии в математической галактике)

- Чем вы занимались? (на разных планетах выполняли разные задания и играли)

- Вам понравилось? (да)

-А что особенно понравилось?

- Какие были трудности?

- Хотите еще полететь? (да)

- Наша газета собирается опубликовать выставку рисунков «Космического путешествия»

- Просим вас нарисовать рисунок на тему «Космос» и отправить к нам в редакцию. Будем ждать ваши рисунки.

- Спасибо за внимание!

Воспитатель: Ребята, вы убедились, что математика может вам пригодиться всегда и везде: когда вы пойдёте в школу, в жизни, в обычных и совсем невероятных путешествиях. Сегодня наше путешествие окончено, но мы обязательно туда ещё вернёмся. И Лунтик в благодарность вам прислал подарок (настольная игра).

Ребёнок: Хорошо мы потрудились,

Многому мы научились.

Вам понравилось у нас?

Будем рады снова видеть вас!

-   А теперь пришла пора попрощаться нам друзья!

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнём головкой,

Помашем на прощанье

И дружно-дружно всем мы скажем:

– До, свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зантие по ФЭМП "Путешествие в математическую Галактику"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе....

Путешествие в математическую галактику

Решая программные задачи для детей старшего дошкольного возраста, путём попадания в необычные условия космической математической галактики закрепляем знания детей о составе числа, о геометрических фор...

«Путешествие в математическую галактику» непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе

«Путешествие в математическую галактику»непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...