Конспект НОД по математике (ФЭМП)-"Незнайка и время!"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема«Незнайка и время».

Цель: Расширить знания детей о времени и возникновении часов.

Программные задачи:

Дать представление о «времени»;

Познакомить детей с историей возникновения часов и их разновидностями;

Способствовать пониманию текучести и непрерывности времени;

Воспитывать бережное отношение ко времени;

Воспитывать желание делать добрые поступки;

Активизировать в речи детей следующие слова: циферблат, секунда, минута, час;

учить детей образовывать качественные прилагательные: часы, которые висят на стене – настенные, на руке – наручные, …

Развивать художественно – эстетические навыки и мелкую моторику рук;

Развивать любознательность, познавательную и творческую активностью.

Оборудование и материалы: телевизор для просмотра презентации-письмо Незнайки; раздаточный материал: шаблон наручных часов, карандаши, картон, цветная бумага, клей-карандаш, трафареты цифр, ножницы, двухсторонний скотч, и другие подручные материалы.

Предварительная работа: Просмотр презентации «История возникновения часов», чтение книги Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_i_vremya-konspekt_nod_po_femp.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема: «Незнайка и время».

Цель: Расширить знания детей о времени и возникновении часов.

Программные задачи:

Дать представление о «времени»;

Познакомить детей с историей возникновения часов и их разновидностями;

Способствовать пониманию текучести и непрерывности времени;

Воспитывать бережное отношение ко времени;

Воспитывать желание делать добрые поступки;

Активизировать в речи детей следующие слова: циферблат, секунда, минута, час;

учить детей образовывать качественные прилагательные: часы, которые висят на стене – настенные, на руке – наручные, …

Развивать художественно – эстетические навыки и мелкую моторику рук;

Развивать любознательность, познавательную и творческую активностью.

Оборудование и материалы: телевизор для просмотра презентации-письмо Незнайки; раздаточный материал: шаблон наручных часов, карандаши, картон, цветная бумага, клей-карандаш, трафареты цифр, ножницы, двухсторонний скотч, и другие подручные материалы.

Предварительная работа: Просмотр презентации «История возникновения часов», чтение книги Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Ход НОД:

1.Орг.момент.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, встали все в круг играть.  

Дети все собрались в круг.

 Мы руками хлоп, хлоп,

Мы ногами топ, топ,

Мы плечами чик, чик,

Мы глазами миг, миг,

Вправо, влево покружись

Крепче за руки возьмись

И друг другу улыбнись!

Воспитатель: Ребята, давайте  пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам в это маленький мячик. (массажный мячик)

 (Дети встают все вместе  в круг-упражнение с массажными мячиками)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем  держать его в ладонях, говоря добрые  слова, а затем передадим его соседу справа.

(Дети держат мяч и говорят добрые слова- большое спасибо, будьте здоровы, доброе утро, хорошего дня, всего доброго, всего хорошего, благодарю, хорошего настроения).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это? Давайте подойдем к телевизору и посмотрим.

(Мы с детьми  подходим к телевизору и рассматриваем картинки дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов).

Воспитатель: Нужно по первым звукам отгадать, кто же к нам пришел?

2СЛАЙД.

Напиток, ежевика, зайка, нектарин, апельсин, йогурт, картошка, арбуз.

(Дети на доску приклеивают буквы и читают, какое слово получилось)

Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой.

 (НЕЗНАЙКА)

3СЛАЙД.

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА)

4СЛАЙД. (Письмо от Незнайки)

5СЛАЙД.

Незнайка: «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные ребята и сможете помочь в моей проблеме. Я постоянно везде опаздываю. Вот, например, вчера, я опоздал к другу на день рождение, а сегодня проспал в детский сад и так каждый день. И почему так происходит?! Помогите мне разобраться в этой ситуации».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чем причина его постоянных опозданий и как же нам ему помочь?

Желание детей помочь герою определяет цель их предстоящей работы.

А для этого, я предлагаю вам рассмотреть комнату Незнайки и найти причину его опозданий.

6СЛАЙД.

Поисковый этап

(дети рассматривают изображение на презентации и определяют причину опозданий Незнайки и отвечают на вопросы воспитателя)

Беседа по картинке.

Перечень вопросов:

1) Почему Незнайка проспал?

2) Что странного вы заметили в комнате?

3)Почему Незнайка опоздал на День рождение к другу.

4)  Что не хватает  на стене?

Воспитатель: 

Правильно! Часов! Ребята, давайте познакомим нашего Незнайку, что же такое часы, о важности времени в жизни человека, об истории возникновения часов, а так же дадим советы о бережном отношении ко времени.

Воспитатель: Какие дадим советы Незнайке?

Ответы детей.

Практический этап.

7 СЛАЙД. Беседа о времени и часах и об истории их возникновения.

Время – это загадочное «что – то», которое приходит, и тогда начинаются какие – то интересные события. Но иногда оно куда – то «убегает», и все интересное заканчивается. Оно, «Время», превращает «Сегодня» во «Вчера», а «Завтра» становится «Сегодня».

Издавна люди научились отмерять время, для того, чтобы успеть сделать то, что запланировали в течение дня, давайте рассмотрим историю возникновения часов.

8СЛАЙД.

История возникновения часов.

СЛАЙД - солнечные

СЛАЙД - Песочные

СЛАЙД - Огневые

СЛАЙД - Водяные

СЛАЙД - Механические ….

Но эти часы были не всегда удобными и точными. Со временем, люди придумали механические и электронные часы, которыми по настоящее время мы с вами пользуемся.

Рассматривание часов и его составных частей( дети подходят к столу, на котором лежат часы –наручные, настенные, песочные и др.)

Воспитатель: Подойдите к столу, давайте рассмотрим виды часов, и как же устроены  часы. Что есть общего у наручных и настенных часов? Из чего состоят часы? Циферблат, стрелки.  Что такое циферблат? (Круг, где циферки стоят)

А по кругу, а по кругу,

Ходят стрелки друг за другом.

Какие стрелки на часах? (ответы детей - секундная, минутная, часовая)

Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Так же есть длинная, но тоненькая стрелочка – она показывает секунды, стрелка ходит по кругу очень быстро.

Воспитатель: Скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене — … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

Носят на руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Воспитатель: Ребята, Незнайка, хочет проверить, а знаете ли вы цифры на циферблате? Вам нужно решить задачи, а ответ показать цифрой которые лежат у вас на краю стола и на циферблате у доски.

А помогут мне в это мои помощники (дети загадывают загадки)

1.Мы надули три шара

Улетели в небо два.

А теперь сидим, грустим:

Ведь остался шар.. (один)

2.На заборе рыжий кот

Греет лапки и живот.

Он позвал еще кота

И теперь их стало.. ( два)

3.Песик ест одну сосиску,

Две лежат спокойно в миске.

И теперь, дружок смотри,

Всех сосисок стало .. (три)

4.Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько он обул утят? (Четыре.)

5.Восемь желтеньких цыплят

Червячка достать хотят.

Три пошли жучка искать

И цыплят осталось .. (пять)

6.Кошка вышила ковёр -

Замечательный узор:

Две большие клетки,

В каждой по три ветки.

Села кошка на кровать,

Стала веточки считать.

Сколько веток на ковре? (Шесть.)

7.Ой! Беда, беда, беда!

Птенчик выпал из гнезда.

Было восемь, а теперь

Всех птенцов осталось.. (семь)

8.Цифра с виду как игрушка —

Неваляшка—погремушка.

Не удариться ей о земь.

Всем понятно — это… (Восемь)

9. Десять сереньких мышат

Корку поделить спешат.

Убежал один, что делать?

Всех мышат осталось .. (девять)         

10.Вот единица, а рядом ноль,

Стоит важный как король.

Если к единице ноль прислонится,

В какое число он превратится?(десять)

Воспитатель: Ребята, скажите, все ли цифры я назвала?

Дети: Нет, еще 11 и 12.

Правильно! Давайте покажем, у себя на столе  положите эти цифры 11 и 12,

а я посмотрю, кто справился!

Физкультминутка «Тик-так».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Эксперимент «Что можно сделать за 1 минуту?».

А сейчас мы с вами проведем эксперимент, что же мы сможем сделать с вами за 1 минуту засекая это время на разных часах.

Дети  собирают из конструктора «Макформерс» любую фигуру.

Нужно выяснить с детьми, возможно ли за 1 минуту что-то сделать?

И зависит ли при этом, какими часами мы пользуемся?

(Дети делятся на 2команды и подходят к столам, на которых лежит конструктор)

Вывод. Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы — электронные.

За 1 минуту можно успеть, что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

Воспитатель: Ребята, а давайте Незнайке расскажем, свой распорядок дня возможно после этого он тоже научится распределять время и никогда не будет никуда опаздывать.

Давайте все возьмем циферблаты и покажем во сколько мы приходим в сад? во сколько мы завтракаем? Во сколько мы обедаем? Во сколько у нас сон час? Во сколько мы просыпаемся? А во сколько идем гулять? А восколько ложимся спать?

(Дети берут циферблаты и показывают время )

Воспитатель: Ребята, а как мы с вами можем попасть в  нужное место, если хотим добраться быстро? Например,  как вы добираетесь до сада? Ответы детей.

Правильно!

СЛАЙД – МАШИНКА.

 А мы знаем с вами пальчиковую гимнастику про гонки, кто нам покажет? Илюша, показывай, а мы все вместе будем повторять за тобой.

Пальчиковая гимнастика.  «ГОНКИ»

Раз, два, три, четыре, пять        

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать.                 Теперь тоже самое начиная с безымянного.

По кругу, по кругу.                   Теперь - по кругу в одну и другую сторону.

Вперед и назад,                        

 Но пальцы машинку мою тормозят.        

Вновь катают машинку по   пальчикам,  которые слегка согнуты.                     

Закрылись.                                                            Сжимают кулак.

Машинка стоит  в гараже.

И фары погасли,  не светят уже.      Закладывают маленькую щелочку в кулак.

Воспитатель: А давайте и мы с вами сделаем полезный и нужный подарок для Незнайки и тогда он перестанет опаздывать, чтобы он всегда смог определить время – будем изготавливать  часы, чтобы в любом месте он смог посмотреть который час и не опоздать на какое – то важное мероприятие.

(Дети делают часы из бумаги, на столах у них лежат шаблоны и материалы для изготовления часов)

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, как же мы сможем сберечь свое время. Что нам в этом поможет? (ответы детей)

Время идёт только вперёд. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить своё время и время других людей, взрослых и своих товарищей.

Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы, знай время для прогулки, для развлечений и для других дел.

Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.

 Итог работы:

Воспитатель: Ребята, удалось ли нам помочь Незнайке?

Как вы думаете, теперь Незнайка будет везде успевать?

Не будет опаздывать? Будет ли он беречь время?

Что мы для этого сделали?

Как нужно беречь время?

Незнайка говорит спасибо вам  ребята, теперь он знает, что такое время и как беречь его. А так же с помощью вашего подарка он никогда не будет больше опаздывать.  И он для вас приготовил призы за вашу помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «В гости к Незнайке»

В своем занятии основными задачами я ставила: выделение признаков сходства и различия;формирование навыков и умений;формирование временных представлений (утро-день-ночь)развитие представлений о г...

Конспект занятия по ФЭМП "Незнайка в гостях у ребят"

Занятие по ФэМП для детей подготовительной группы.Состав числа 7 из двух меньших,измерение сыпучих условной меркой....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: Незнайка и время

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе ...

Конспект занятия по ФЭМП "Незнайка и Почемучка хотят дружить".

Данное занятие помогает учить детей сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, развивает пространственную ориентировку и глазоме...

Познавательное развитие ФЭМП «Незнайка и время» формировать умение определять время по часам

Познавательное развитие (старшая группа)ФЭМП«Незнайка и время»формировать умение определять время по часамОбразовательная: вызвать интерес к понятию «время»; учить решать арифм...

Конспект занятия по ФЭМП "Незнайка учится"

Конспект занятия по ФЭМП В старшей группе для детей с ОНР.«Незнайка учится» Обобщение материала: счёт от 1 до 10, сравнение выражений, составление задач, геометрические фигуры, ориент...

Конспект занятия на тему " Незнайка и время" для старшей группы.

Конспект занятия на тему " Незнайка и время" для старшей группы. Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве. Задачи: Развивающие: • Закреплять временные отношения...