«На сколько длиннее (выше)»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мещерякова Юлия Сергеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.femp_stgr_2018.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад комбинированного вида 

«Семицветик»

городского округа Котельники Московской области

140053 Московская обл., г. Котельники, мкр. Силикат, д. 34

тел. (498) 711-91-10, (495) 558-19-51  тел./факс (495) 551-33-79

ds.semicvet@mail.ru                                                                         http://7chvetik-kotel.edumsko.ru/ 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «На сколько длиннее (выше)»

для детей старшей группы

                                                                                    Мещерякова Ю.С. воспитатель

                                                                                   группы «Малышок»

г. Котельники

2019

Цели.

  1. Уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (пластина – выше) или короче (ниже, чем другая.
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если чего-то не знаю, то придумаю сам, а потом проверю со взрослым».
  3. Закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометрических фигур, символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения.
  4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.

Дети стайкой входят в зал, становятся свободно в пространстве между столами.

Хором: - Доброе утро! – птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей открытыми ладошками, покажем, как мы им рады. Ребята, а вы любите сказки? В любой сказке есть добрые герои и злые. Кто из них побеждает? Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку и помочь доброму герою победить злого. Хотите? Тогда садитесь за столы и отгадайте в какую сказку мы отправимся…

Звучит минус песни «В гостях у сказки» (до тех пор, пока дети не сядут за столы)

Загадка. Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится,

Выручит его сестрица. (Гуси-лебеди)

Дети отгадывают загадку.

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) Актуализировать представления детей о сравнении по длине и высоте.

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, коммуникативные качества.

3) Актуализировать представление детей о символах, умение распознавать и называть форму геометрических фигур.

На экране демонстрация д/ф «Гуси-лебеди» без озвучивания. Озвучивает воспитатель с заданиями для детей от героев мультфильма.

Печка: - Вытащи из печки пирожки да реши моё задание, тогда скажу куда гуси-лебеди братца унесли…

Девочка: - Пирожки то я вытащу, а вот с заданием вряд ли справлюсь…

Воспитатель: - Ребята, поможем Машеньке?

Дети: - Да!

Воспитатель берет со стола 1-й поднос, на нем задания для детей.

1-ое задание. Докажите, что полоски на ваших столах имеют одинаковую длину, а пластины одинаковую высоту.

Перед каждым ребенком тарелочка с набором – две полоски разного цвета и одинаковой длины, две пластины разного цвета и одинаковой высоты. Одновременно производят сравнение по длине и по высоте.

Воспитатель: Как правильно сравнить полоски по длине?

Отвечает один ребенок.

Ответ: Кладем полоски друг на друга так, чтобы совпадал один конец. Если совпадают два других конца, то… полоски одинаковой длины.

Воспитатель: Как правильно сравнить две пластины по высоте?

Отвечает один ребенок.

Ответ: Ставим две пластины рядом, на ровную поверхность, и смотрим на верхний край пластин. Если он находится на одном уровне, то… пластины имеют одинаковую высоту.

Воспитатель: Молодцы, ребята помогли Машеньке.

Демонстрация д/ф «Гуси-лебеди».

Яблонька: - Освободи мои веточки от яблочек, придумай об этом задачу, поиграй со мной, тогда скажу…

Девочка: - С яблочками я справлюсь, а вот задачу придумать не смогу…

Воспитатель: А мы поможем.

На столе 2-ой поднос с заданиями: картинка и игра «Ничего не говори, лишь руками покажи».

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинку, придумайте задачу. Из предложенных примеров выберете тот, который является решением к вашей задаче. Выложите с помощью цифр решение вашей задачи самостоятельно. Прочтите его.

Показ картинки. Выслушивание 3-4 условий задачи. На фланелеграфе 4 варианта примеров, дети должны выбрать правильный, аргументировать свой выбор (все яблоки – целое, упавшие – 1-ая часть, оставшиеся на ветке – 2-ая часть).

Самостоятельная работа детей с карточкой, цифрами и знаками.

После выполнения заданий с карточками, встают с боку от столов.

Физкультминутка. Игра «Ничего не говори, лишь руками покажи»

Далеко, близко, высоко, низко, слева, справа, широко, узко, глубоко, мелко.

Демонстрация м/ф «Гуси-лебеди».

Речка: - Не могут люди через мои воды перебраться, построй мостики, тогда скажу…

Девочка: - Не умею я, Реченька. Хотя, если ребята помогут…

Воспитатель: Поможем, ребята?

На столе 3-й поднос с кодами фигур и голубыми треугольниками. Треугольники раздать по одному на стол, коды читаем по одному, затем хором. Перед каждым ребенком набор фигур: большой желтый прямоугольник, чуть меньше зеленый прямоугольник, большой желтый прямоугольник, большой зеленый прямоугольник, маленькие зеленый и желтый прямоугольники, простой карандаш. Выбираем фигуры по коду, выкладываем на треугольник.

Объяснить почему положили зеленый прямоугольник на узкий край, желтый - на широкий.

Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи.

1) Создать мотивационную ситуацию для формирования умения определять, на сколько одна полоска длиннее или короче, чем другая.

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель: Вы правильно положили мостики через речку. Желтый туда, где речка шире, зеленый туда, где речка уже. А на сколько желтый мостик длиннее зеленого мостика?

Выслушиваются все предположения детей.

Воспитатель: Смогли вы объяснить, на сколько один мостик длиннее другого? (Нет)

Воспитатель: Почему не смогли? (Не знаем, как это определить)

Воспитатель: Что нам нужно узнать? (На сколько один мостик длиннее другого)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи.

1) Построить способ действий для ответа на предметной основе на вопрос, на сколько одна полоска длиннее или короче другой.

2) Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

3) Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции, развивать логическое мышление, творческие способности, речь.

Воспитатель: Вспомните, как мы сравнивали две полоски одинаковые по длине? Наложите зеленый прямоугольник на желтый так, чтобы одна сторона совпала. Покажите, какой кусок желтого пр-к не накрыт зеленым. Проведите по краю зеленой полоски линию простым карандашом. Можно ли теперь сказать, на сколько желтый мостик длиннее зеленого?

Ответ: Длиннее на этот кусок.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: для того чтобы узнать, на сколько одна полоска длиннее другой, надо приложить их так, чтобы совпали концы, и посмотреть, где заканчивается более короткая полоска (воспитатель на доске проделывает все, о чем говорит, и проводит фломастером линию по краю зеленого прямоугольника). Оставшийся кусочек показывает, на сколько одна полоска длиннее другой.

5. Введение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи.

1) Уточнить пространственные отношения «выше – ниже», распространить изученный способ сравнения по длине на сравнение по высоте.

2) Тренировать счетные умения, навыки самоконтроля и мыслительные операции, развивать логическое мышление, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Физкультминутка «Кузнечики»

Демонстрация м/ф «Гуси-лебеди» до речки.

Речка: - Пока вы прячетесь, пусть ребята мне помогут…

Игра «Расставь по порядку».

Перед каждым ребенком набор палочек Кюизенера от1 до 6 (белая, розовая, голубая, красная, оранжевая, фиолетовая) разбитые на части. Это вышки для прыжков в речку. Надо расставить вышки по высоте от самой низкой до самой высокой. Задание выполняют самостоятельно.

Воспитатель:

- Сколько кубиков в самой низкой вышке?

- Сколько кубиков в следующей вышке? И т. д.

Дети называют количество кубиков в вышках сначала от 1 до 6, затем в обратном порядке.

Демонстрация м/ф «Гуси-лебеди» до яблоньки.

Яблонька: - Пока вы прячетесь, пусть ребята мне помогут. Объяснят, на сколько 2-ая вышка ниже 6-ой.

Воспитатель: Посмотрите на две первые вышки. На сколько одна вышка выше другой? (На 1 кубик). Возьмите 2 любые соседние вышки и поставьте их перед собой. На сколько одна вышка выше другой? (На 1 кубик). Теперь возьмите 2-ую и 6-ую вышки. Какого они цвета? На сколько вторая вышка выше первой? (На 4 кубика). Как вы узнали? (Мы их поставили рядом и отсчитали те кубики, которые идут от конца первой вышки).

Показ изображения вышек на доске.

Демонстрация м/ф «Гуси-лебеди» до печки.

Печка: -Пока вы прячетесь, пусть ребята с помощью цифр и знаков >, < покажут какая вышка больше, какая меньше.

Дети на карточках выкладывают неравенства 2<6 и 6>2. Воспитатель вывешивает карточки неравенств на доске.

Демонстрация м/ф «Гуси-лебеди».

6. Итог занятия.

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: Машенька с братцем вернулась домой. Мы с вами помогли ей справиться со всеми заданиями. С какими?

Дети перечисляют задания, которые выполняли на занятии. Стук «Кто там?». Голос из-за ширмы «Это я, Почтальон Печкин. Примите посылку». Выносит на подносе воспитатель.

Воспитатель: Ребята за вашу быструю и правильную помощь герои сказки прислали вам благодарность: кувшин киселя (от молочной речки с кисельными берегами, наливные яблочки (от яблоньки, румяные пирожки (от печки).

Воспитатель: А теперь пора попрощаться.

Дети выходят в пространство между столами, становятся стайкой.

Дети: Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята!

Никого не обижаем,

Математику мы знаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Может встретимся опять!

Воспитатель: А сейчас гостям на прощанье

Дружно скажем…

Дети: До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются  коррекционно-образовате...

Занятие в старшей группе по математике Тема: «На сколько выше (длиннее)?

Ребенок учиться определять на предметной основе, на сколько одна полоскадлиннее (выше) или короче (ниже), чем другая....

Конспект занятия "Геометрические фигуры. Длинный - короткий, выше-ниже. Счет до 5"

Конспект занятия "Геометрические фигуры. Длинный - короткий, выше-ниже. Счет до 5"...

Конспект по ФЭМП «Больше – меньше, столько – сколько, высокий – низкий, выше – ниже»

Конспект  по ФЭМП«Больше – меньше, столько – сколько, высокий – низкий, выше – ниже»...

Повторяем понятие «Столько же, сколько» , "На сколько больше , сколько меньше"

Уважаемые родители!Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми. Повторяем понятие «Столько же, сколько» , "На сколько больше , ...

26.10.2023 Математика. Короче - длинее, Выше - короче

Развивать умение:Понимать цель задания, выполнять задания вместе с воспитателем по предложенному образцу;Оценивать результат работы (получилось - не получилось)....