Проблемно-игровая технология
статья по математике

иванова людмила георгиевна

    Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно-игровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno_igrovye_metody.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-игровая технология

       Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениям, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.

   По мнению, исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон и др.) логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации количества.

    Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит, прежде всего, от того, что подлежит освоению (какое содержание) и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка.                  Относительно первого положения следует выделить то содержание, освоение которого обеспечивает активность познавательных действий (практических и мысленных), выход ребенка на познание связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира, доступный ему уровень миропонимания. Это: освоение таких свойств как форма, размер, площадь, масса, емкость; способов оценки дискретных и непрерывных величин через сравнение, счет, измерение; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.

    Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (а если так, то…), объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и устанавливать сериационные зависимости и т.д.

    Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно-игровая. 

   Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. При их использовании ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении                                                                                                                                

со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок. Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.

    З.А. Михайлова утверждает, что детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность (особенно в 5-6 лет), но доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания, способного включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов, ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способ достижения (как сделать?) и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых способов оценки и т.д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, соединить, уменьшить – воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент, что стимулирует его активность.

    Главными составляющими компонентами проблемно-игровых методов является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.

    Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста (2-3 года, 5-6 лет) в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности. Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

    При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. Последний вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же. При этом ребенок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценки пройденного этапа деятельности и т. д.).    

    Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска

являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

    Активность ребенка в деятельности достигается через:

- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);

- участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

- выражение сущности этих действий в речи;

- проявление соответственных эмоций, особенно познавательных;

- использование экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах деятельности.

   Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

   Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:

- логические и математические игры;

- проблемные ситуации, задачи вопросы;

- творческие ситуации, задачи, вопросы;

- экспериментирование и исследовательская деятельность;

- логико-математические сюжетные игры.

   Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

- стимулирования детской самодеятельности.

      Из этого следует что, одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

      Таким образом, характерной чертой современного подхода к организации обучения математике детей дошкольного возраста является его нацеленность на развитие ребенка и подбор оптимальных средств реализации проблемно- игровых методов.                                                                                                                              

      Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами

Технология  организации деятельности со специальными полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....