Комплекс конспектов по познавательному развитию
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Калашникова Елена Викторовна

Комплекс конспектов по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx121.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП по теме «Один, много, мало» в средней группе

Цель: учить различать предметы по величине.

Задачи:

Обучающие: Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Развивающие: Развивать внимание, память и речевую активность детей

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Ход НОД:

Воспитатель. 

Вот прабабушка-игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у нее внутри

Есть еще похожих три.

Каждую мы открываем

И другую вынимаем! (Матрешка)

 У моей сестренки - дочка:

Кудри, розовые щечки.

Если доченька болеет,

То сестра ее жалеет.

Эта дочка - понарошку,

Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)

К кукле Кате в гости пришли матрешки. Посмотрите, сколько матрешек пришло к кукле в гости? (много) Правильно! И мы все вместе будем водить вокруг куклы Кати хоровод. Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель. Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Хоровод «Мы матрешки вот такие крошки»

Конспект НОД по ФЭМП «Один, много, ни одного»

Программное содержание

• Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель. Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного.) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель. Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Конспект НОД по ФЭМП «Один, много, ни одного, сколько»

Программное содержание

• Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

• Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему?(Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.)Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Конспект НОД по ФЭМП «Большой, маленький»

Программное содержание

• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

• Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Конспект НОД по ФЭМП  «Геометрические фигуры»

Программное содержание:

• Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от

цвета и размера фигур.

Демонстрационный  материал:

  • Большие  и  маленькие  красные  шары,
  •  большие  и маленькие зеленые кубы;
  • 2 коробочки красного и зеленого цветов;
  • игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал.

  • Маленькие красные шары,
  • маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть.

Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь,

шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар): «Что вы нашли? Какого

цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом

ставить.)

II часть.

Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб

и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок

и что осталось у него в руке.

III часть.

Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы:

шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в

коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и

кубы?»

(Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Конспект НОД по ФЭМП «Форма, величина»

Программное содержание: Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

Демонстрационный материал:

Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал.

Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть.

В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру?  Покажите  большую  кроватку.  А  теперь  маленькую.  Где  кровать  для  большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть.

Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Конспект по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Большой маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету.

Цель: Учить детей объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «сколько»? словами один много, ни одного.

Закреплять умения сравнивать предметы по высоте (низкий, высокий)

Материалы: мягкая игрушка Медведь.  Большой грузовик с кубиками.  Демонстрационные кубики:  большой, маленький  для воспитателя и  по два  кубика - большой маленький  на каждого ребенка, Большая и маленькая коробка, тарелочки красные, синие, и жёлтые по одной  штуке на ребёнка. Кружочки  четырех  цветов: красные, синие, желтые  в розетках. Одна розетка на стол. Матрешки маленькие по количеству детей. Картинка с изображением медвежонка на фланелеграфе. Пять  картинок с изображение елок разной величины на  фланелеграфе, музыка «Колыбельная песенка для Умки».

Ход занятия.

1.Водная часть.

Введения сказочного героя медвежонка.

-Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это? ( медвежонок).

-Да это медвежонок Миши. И он чем то расстроен Давайте спросим почему он такой грустный (дети спрашивают).

-Миша рассказал, что гулял на улице, играл в кубики, а когда вернулся в группу, то вспомнил, что все игрушки остались на улице ( кубики). « Они наверно потерялись», - говорит Мишка.

-Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики? (поможем)

(Дети и воспитатель выходят в приёмную и находят кубики. Мишка радуется и благодарит ребят).

2.Основная часть.

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).

Перед ребенком разложены кубики: большие и маленькие  для каждого ребенка. Приготовленные две коробки: большая и маленькая.

-Медвежонок принес для каждого из вас кубике и просит разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.

-Посмотрите это какая коробка? (большая) -А эта коробка, какая? (маленькая).

Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают).

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку.

(дети выполняют задания после объяснения  воспитателя)

.-Вот мы и помогли Мишке : большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишка доволен он улыбается:

-Сколько кубиков в коробках? (много)

-А сколько кубиков у вас? (ни одного).

Игра задание «Разложи по цвету»

 На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета: синя, красная, желтая. В центре стола коробка с разноцветными кружочками красными, желтыми, синими, зелеными. Дети должны положить в свою тарелочку кружочки такого же цвета как и сама тарелочка.

-Ребята Мишка спрашивает: « умеете ли вы ходить как медведи, вперевалочку»? (умеем)

-Давайте в вперевалочку, будто  мы тоже медведи,  подойдем к столам и сядем за свои места.

-Посмотрите, какие разноцветные тарелочки  принес для вас Мишутка. А еще Мишутка принес разноцветные кружочки и просит разложить их по тарелочкам.

-Какого цвета тарелочка, такого же цвета кружочки нужно в неё положить. В красную тарелочку положим красные кружочки, в синею тарелочку положим синие кружочки, а желтую тарелочку положим желтые кружочки. Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполню задание самостоятельно) На столе должен остаться кружочек зеленого цвета.

-Вова, у тебя в тарелочке кружочки какого цвета? (синего) Сколько их? (много)

-Посмотрите, на столе остался кружочек. Какого он цвета? (зеленого)

- Сколько зеленых кружочков осталось на столе? (один).

Физминутка «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Наш Мишка очень любит играть с зайчиками. Пойдемте поиграем с Мишкой мы будем зайчиками и будем прятаться от Мишке.

Игра задание «Сколько матрешек»

На столе выставлены  матрешки по количеству детей

-Дуйте в дудку бейте в ложки в гости к нам пришли  матрешки (открываю матрешек)

Кто это ребята? (матрешки) - Мишутка спрашивает: сколько их? (много)

-Подойдите и возьмите по одной матрешке ( дети подходят и берут матрешку)

-Сколько у тебя матрешек Саша? ( Оля, Сережа) (одна)

-По сколько матрешек вы взяли ( по одной)

-А теперь снова поставьте их на стол. Сколько у тебя матрешек Сережа? (ни одной)

-А сколько матрешек на столе (много).

3.Заключительная часть.

Игра занятие «Покажи, где Мишкин дом». На фланелеграфе елочки разных размеров (разной высоты 5-6 шт.).

-Очень интересно было Мишке,  с вами « Какие вы молодцы»- говорит он.  Но к сожалению, пора ему домой возвращаться. А где живет Мишка? (в лесу).

-Правильно все медведи  живут в лесу и зимой они спят и нашему Мишке тоже нужно спать. Сил набираться. Посмотрите ребята это лес, в котором живет мишка. Он сказал, что его берлога находится под самой высокой елкой. Только сам он не знает, какая  же из елок самая высокая. Вы ребята можете показать самую высокую елку.  (дети показывают)

-Ну что же Мишутка до свидания! Сладких тебе снов (прикрепить картинку с мишкой у самой высокой елки на фланелеграфе). Звучит « колыбельная песенка для Умки»

Релаксация. Педагог детям предлагает тоже отдохнуть и полежать на коврике, слушая колыбельную

Конспект НОД по ФЭМП «Длинный, короткий»

Программное содержание

  • Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный — короткий, длиннее —короче.
  • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, 2 корзины с большими и маленькими мячами.

Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи.

Методические указания

Игровая ситуация «Мы —веселые ребята». Занятие проводится в спортивном зале.

I        часть. На полу две картонные дорожки разной длины.

Воспитатель спрашивает детей, что можно сказать о длине дорожек, показывает, как это можно узнать с помощью наложения и приложения дорожек. Затем просит малышей показать длинную (короткую) дорожку, пройти по длинной (короткой) дорожке. Уточняет длину дорожек.

II        часть. Воспитатель обращает внимание детей на корзины с мячами: «Что можно сказать о величине мячей? Сколько больших мячей? (Много.) Возьмите по одному большому мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? (Один.) Давайте попробуем прокатить мячи по длинной дорожке. Сколько сейчас больших мячей в корзине? (Ни одного.) Как сделать, чтобы их опять стало много? (Ответы детей.)»

Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель уточняет, по сколько мячей малыши положили в корзину и сколько их стало в корзине.

Аналогичное упражнение дети выполняют с маленькими мячами. Малыши прокатывают их по короткой дорожке, складывают в корзину с большими мячами, а затем отвечают на вопросы воспитателя: «Сколько маленьких мячей? (Много.) Сколько больших мячей? (Много.) Сколько больших и маленьких мячей вместе? (Еще больше, очень много.)»

III        часть. Подвижная игра «Догони мяч».

Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям догнать и взять по одному мячу. («Сколько мячей ты догнал?») Собранные мячи дети складывают обратно в корзину, а воспитатель выясняет: «Сколько мячей стало в корзине?»

Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП «Длиннее, короче»

Программное содержание

  • Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
  • Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разного размера.

Раздаточный материал. Ленты одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «Магазин игрушек».

I        часть. Воспитатель приглашает детей посетить магазин игрушек. На стульчиках и столах разложены игрушки: по одной и по несколько штук. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их. По указанию воспитателя малыши «покупают» одну или много игрушек. Взрослый выясняет: «Какие игрушки ты купил? Сколько игрушек ты купил?»

II        часть. Воспитатель предлагает детям подобрать ленточки для коробок с игрушками.

Дети рассматривают коробки, а воспитатель выясняет: «Чем отличаются коробки? Коробки одинаковые по размеру? Покажите большую (маленькую) коробку. Чем мы сможем перевязать коробки?»

Воспитатель просит сравнить ленты: «Что можно сказать о длине лент? Как это можно узнать? Что надо сделать?»

Дети сравнивают ленты способами наложения или приложения, показывают длинную (короткую) ленточку, результаты сравнения обозначают словами длинный —короткий, длиннее — короче.

III        часть. Игровое упражнение «Завяжем коробки». Воспитатель вместе с детьми выясняет, какой лентой можно перевязать большую коробку, а какой —маленькую, и перевязывает коробки.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические формы»

Программное содержание

  • Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

•        Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга — 14 см).

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга —8 см).

Методические указания

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку».

I        часть. Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес им посылку. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, что же им прислали. Он поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов: «Сколько пирамидок нам прислали? Сколько машин (матрешек, мячей) в посылке? Каких игрушек нам прислали много? А каких игрушек по одной?»

II        часть. Воспитатель достает из посылки круг и выкладывает на фланелеграф: «Какая это фигура? (Круг.) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру.

Затем достает квадрат, кладет рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?»

Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).

III        часть. Игровое упражнение «Покажи и прокати».

У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.

Аналогичные действия выполняются с квадратом.

Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?»

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП  «Круг, квадрат»

Программное содержание

•        Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

•        Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.

 Используется обстановка группы — игровой уголок (куклы, стулья, чашки и т.д.; стол, мишка, чайник и т. д.), природный уголок (растения, аквариум, лейка, клетка и т.д.), книжный уголок (книги, картинки; полка, подставка для книг и т.д.); гараж (несколько маленьких машин, одна большая машина); силуэт паровоза, листы цветной бумаги.

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см).

Методические указания

I часть. Дети путешествуют по группе под музыку «Голубой вагон» (музыка и слова В.Я. Шаинского). Первая остановка в кукольном уголке.

Воспитатель. Что есть в кукольном уголке? Каких игрушек много? Каких игрушек только по одной?

Затем дети останавливаются в книжном уголке, уголке природы, гараже и отвечают на аналогичные вопросы воспитателя. V И часть. Дидактическая игра «Почини поезд».

На столе разложены круги и квадраты. Воспитатель просит детей найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать? (Катать.)»

Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Воспитатель напоминает, что квадрату мешают углы, и просит детей показать их.

В конце занятия дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты — вместо окошек.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП «Длинный, короткий, один, много»

Программное содержание

  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный — короткий, длиннее—короче, одинаковые по длине.
  • Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.

Методические указания

I часть. Колобок показывает детям два клубка и спрашивает: «Что это? Какого цвета клубочки? Что можно сказать о величине клубочков?»

Колобок предлагает малышам пойти за клубочками и посмотреть, куда они приведут. С большим клубочком дети попадают в физкультурный зал. «Что интересного вы здесь видите? — интересуется воспитатель.—Каких предметов здесь много, во что могут поиграть все дети? Каких предметов по одному, во что может поиграть только колобок?»

С маленьким клубочком дети попадают в... (по усмотрению воспитателя) и отвечают на аналогичные вопросы.

Воспитатель предлагает размотать клубки и сравнить нитки по длине: «Найдите и покажите длинную ниточку. Найдите и покажите короткую ниточку. Что можно сказать о длине красной ниточки по сравнению с синей ниточкой? Что можно сказать о длине синей ниточки по сравнению с красной ниточкой?»

Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что из длинной ниточки можно смотать большой клубочек, а из короткой —маленький.

II часть. Игра «Карусели».

Дети берутся за шнуры и образуют две «карусели»: большую и маленькую. «Карусели» движутся под музыку.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП «Один, много, длиннее, короче»

Программное содержание

  • Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
  • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный —короткий, длиннее — короче.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина — 10 см и 20 см); круги (диаметр 7—8 см), квадраты (длина стороны 7—8 см).

Методические указания

  1. часть. Со словами «серенькая кошечка села на окошечко» воспитатель вносит кошку и сажает ее на подоконник. Вместе с ней дети смотрят в окно и отвечают на вопросы воспитателя: «Что вы видите на улице? Каких предметов много на улице? Каких предметов по одному?»
  2. часть. Воспитатель предлагает детям взять зеленые и желтые карандаши и сравнить их по длине. Уточняет способы сравнения предметов и проводит рукой вдоль карандашей, показывая их длину. Потом спрашивает у детей: «Что можно сказать о длине зеленого карандаша?

Что можно сказать о длине желтого карандаша? Поставьте карандаши в стаканчики: в большой —длинный карандаш, в маленький — короткий карандаш. Почему в большой стаканчик вы положили зеленый (желтый) карандаш?» VIII часть. Подвижная игра «Найди свой домик».

На ковре лежат круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат,— к квадрату. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры. В конце занятия все вместе поют песенку для кошки.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП (по много, поровну, ориентир от себя)

Программное содержание

  • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну.
  • Учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушка — снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки с изображениями 3—4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах —по 3—4 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

Ход НОД.

1 часть. Воспитатель. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд,

Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно...»

Воспитатель. Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.

Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

Воспитатель. Сколько совочков ты положил? (Много.) По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) В каждом ведерке есть совочек?

Воспитатель добивается того, чтобы в своих ответах дети использовали слово поровну.

II часть. Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.

Воспитатель. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя пошаговую инструкцию.

Воспитатель. Сколько шапочек-ведерок? (Много.) Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) У каждого снеговика есть шапочка? Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)

III часть. Игровое упражнение «Найдем потерявшуюся варежку».

В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает малышам варежки, но только на одну руку. Дети определяют, на какую руку у них уже есть варежка, и подбирают варежку на другую руку (они лежат на столе у воспитателя). Правильность выполнения задания дети проверяют путем непосредственного прикладывания руки к варежке.

Рефлексия.

Конспект НОД по ФЭМП (столько, сколько, длинный, короткий)

Программное содержание

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько —сколько.
  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный — короткий, длиннее — короче.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два шарфа одинакового цвета, но разной длины, кукла.

Раздаточный материал. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Ход Нод.

I часть. Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарф. Воспитатель показывает шарфы и спрашивает: «Какого цвета шарфики? Как нужно положить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной?»

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфы. («Что можно сказать о длине шарфиков? Где длинный шарфик? Где короткий?») При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину, проводили рукой вдоль шарфа от начала до конца.

После сравнения шарфов воспитатель выясняет: «Какой шарф мы завяжем кукле: длинный или короткий? Почему?»

II часть. Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах: «Что это? (Веточки.) Что можно сказать о длине веточек? Давайте сравним их. Покажите длинную веточку. А теперь короткую. Посадите на короткую ветку одну птичку. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку? На длинную веточку посадите много птичек. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку? Почему на одной веточке сидит много птичек, а на другой —только одна птичка?»

Воспитатель обобщает ответы детей.

III часть. Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнурка, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек.

По окончании музыки, на слова: «Погода испортилась, начинается дождик», дети прячутся — каждый в своем гнездышке. Воспитатель комментирует: «В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна...» Затем он просит малышей сравнить количество птичек и гнездышек: «Сколько гнездышек? Сколько птичек? Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек? (Поровну.)»

Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (широкий - узкий, столько - сколько, поровну).

Программное содержание

  • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже.
  • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько.

• Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшего размера, чем у воспитателя.

Методические указания

I часть. Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше — два,

Паше — два,

Ване — два,

Тане — два,

Саше — два,

Маше — два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно он напоминает правила раскладывания предметов): «Сколько блюдечек вы поставили? На каждое блюдечко положите по одному оладушку. Сколько оладушек вы положили? На каждом блюдечке лежит один оладушек? Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их? (Поровну.)

 II часть. На полу —два ручейка (картонные полоски).

Воспитатель. Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки. Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручей. А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.

Дети делают большой шаг.

Воспитатель. А теперь перейдем через узкий ручеек. Малыши делают маленький шаг.

Воспитатель. Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький? (Побуждает детей использовать слова «шире», «уже».)

III часть. Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек».

На полу разложены цветы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты»: встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (широкий - узкий, поровну, столько - сколько).

Программное содержание

  • Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
  • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями по много, поровну, столько — сколько.
  • Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире—уже, одинаковые по ширине.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушка —заяц, письмо, круг (диаметр 10 см), треугольник (длина стороны 10 см), 2 «ледяные» дорожки одинаковой длины, изготовленные из картона (ширина одной — 30 см, другой — 15 см).

Раздаточный материал. Круги (диаметр 5 см), треугольники (длина стороны 5 см); однополосные карточки с наклеенными на них домиками—квадратами и контурными изображениями крыш —треугольниками (на карточке по 4—5 домиков); на подносах — треугольники (по 4—5 шт. для каждого ребенка), соответствующие по размеру контурным изображениям на карточках.

Методические указания

I        часть. Зайчик приносит детям письмо. В письме геометрические фигуры: круг и треугольник. Воспитатель достает круг и прикрепляет его на фланелеграф: «Что нам принес зайчик? (Круг.) Какого цвета круг?»

Воспитатель предлагает обвести круг пальчиком.

Затем он достает треугольник и кладет рядом с кругом: «Что нам еще принес зайчик? Кто знает, как называется эта фигура?»

Воспитатель предлагает детям хором повторить название фигуры, закрыть ее рукой, найти ее стороны и углы.

Воспитатель обобщает ответы детей.

  1. часть. Игровое упражнение «Найди такую же».

Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры —круг и треугольник.

Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их.

Затем воспитатель предлагает обвести фигуры по контуру пальцем и наложить круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны. Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга.

  1. часть. Игровое упражнение «Достроим домики для зайчиков».

Воспитатель раздает детям карточки с наклеенными на них домиками и спрашивает: «Сколько домиков на карточке? Чего не хватает у домиков? Какую фигуру надо взять, чтобы сделать домику крышу? Положите столько треугольников, сколько их нарисовано на карточке. Сколько получилось крыш? Что можно сказать о количестве нарисованных крыш и наложенных треугольников?» (Воспитатель добивается вариативных ответов для обозначения равенства предметов.)

  1. часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через ледяную дорожку».

На полу —две «ледяные» дорожки. Воспитатель предлагает детям сравнить их по ширине, показать широкую (узкую) дорожку. Затем

ребята по очереди перепрыгивают через дорожки, а воспитатель выясняет, в каком случае они прыгнули дальше, перепрыгивая через широкую или узкую дорожку, и почему.

Конспект НОД по ФЭМП (широкий, узкий)

Программное содержание

  • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже.
  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, на подносе —картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4—5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Воспитатель выкладывает из кирпичиков широкую и узкую дорожки и предлагает детям отправиться в гости к козлятам.

По окончании пути воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую (узкую) дорожку».

Дети сравнивают дорожки, выясняют, что одна из них шире, а другая уже.

II часть. Воспитатель предлагает детям разложить на карточках картинки с изображением козлят. Предварительно он напоминает правила раскладывания предметов.

Когда малыши справятся с заданием, воспитатель выясняет: «Сколько козлят у мамы-козы? (Много.) Что принесла мама-коза своим козлятам? (Капусту.) Сколько кочанов капусты она принесла? (Много.)»

Воспитатель предлагает проверить, каждому ли козленку досталась капуста. На картинки с изображением козлят дети кладут карточки с изображением капусты и сравнивают их количество. («Что можно сказать о количестве козлят и капусты?») V III часть. Подвижная игра «Козлята и волк».

В начале игры воспитатель выясняет, сколько в сказке было волков (один) и козлят (много). Затем кто-нибудь из ребят выбирается на роль волка, остальные дети изображают козлят.

Волк бегает за козлятами и пытается их поймать. Козлята прячутся от волка.

Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия

Занятие 21

Программное содержание

  • Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько.
  • Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Грузовик, кубики (4—5 шт.), матрешки (4—5 шт.); круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см); лесенка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» изображены матрешки (4—5 шт.); на подносах —по 4—5 мячей, вырезанных из картона; круги, квадраты, треугольники.

Методические указания

I часть. Воспитатель (ввозит в группу машину с кубиками и матрешками): «Посмотрите: какие игрушки лежат в кузове машины? (Ответы детей.) Давайте все кубики поставим на верхнюю ступеньку лесенки. Сколько кубиков мы поставили? (Много.) А теперь на каждый кубик поставим по матрешке. Один кубик — одна матрешка. Сколько матрешек? (Много.) Что можно сказать о количестве кубиков и матрешек? (Поровну.) Посмотрите, матрешки „спрыгнули" с кубиков (ставит матрешек на нижнюю ступеньку лесенки и сопровождает действия словами: „Один кубик — одна матрешка"). Под каждым кубиком стоит матрешка? Матрешек и кубиков поровну?» (Ответы детей.)

  1. часть. Перед детьми — карточки с изображением матрешек. Воспитатель предлагает малышам каждой матрешке дать один мячик. Дети раскладывают мячи на нижней полоске карточки. (Предварительно воспитатель напоминает правила раскладывания предметов.)

В ходе выполнения упражнения воспитатель задает вопросы, аналогичные тем, что задавались в первой части занятия.

  1. часть. Дидактическая игра «Найди свой домик» (см. декабрь, занятие 2).

Конспект по формированию элементарных математических представлений (много, поровну, столько, сколько)

Цель:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько.
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди — сзади (позади), вверху — внизу, справа (направо) — слева (налево).

Наглядный и дидактический материал: Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, елка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; елочки и зайчики, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); плоскостные изображения елочек (высота 15—20 см); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разного размера и цвета.

Ход НОД:

  1. часть. Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент песенки «В лесу родилась елочка». Затем раздает им карточки и просит выполнить следующие задания: «На верхних полосках карточек разложите елочки. Сколько елочек вы положили? Под каждой елочкой спрячьте одного зайчика. (Предварительно уточняет правила раскладывания предметов.) Сколько зайчиков? Сколько елочек? Что можно сказать о количестве елочек и зайчиков? (При ответе на вопрос дети используют слова по много, поровну, одинаково, столько — сколько.)»
  1. часть. Игровое упражнение «Игрушки для елочки».

На фланелеграфе выложены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (игрушки для елки). Воспитатель просит детей назвать фигуры, показать их стороны и углы.

III        часть. Игровое упражнение «Украсим елочку». Воспитатель раздает детям плоскостные изображения елочек и предлагает украсить их цветными игрушками-«льдинками» (геометрическими фигурами). В процессе выполнения упражнения уточняется форма, размер, цвет и пространственное расположение игрушек на елке.

В конце занятия дети водят хоровод вокруг елки под песенку «В лесу родилась елочка».

Конспект по формированию элементарных математических представлений (высокий, низкий, выше, ниже)

Цель:

  • Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий — низкий, выше —ниже.
  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
  • Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько —сколько.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Две елочки, контрастные по высоте; картонный заборчик на подставке, воробьи (по количеству детей).

Раздаточный материал. Заборчики контрастные по высоте (по 2 шт. для каждого ребенка); зерна.

Методические указания

I        часть. Воспитатель предлагает детям отправиться в зимний лес и рассмотреть деревья, которые растут в нем. Он ставит на стол две елочки, контрастные по высоте, и спрашивает: «Как называются эти деревья? Что можно сказать о высоте деревьев?»

Воспитатель проводит рукой вдоль каждой елочки (снизу вверх), показывая их высоту, и поясняет: «Это высокая елочка, а это низкая елочка». Затем спрашивает: «Что можно сказать о высоте этой елочки (указывает на высокую (низкую) елку) по сравнению с этой елочкой (указывает на низкую (высокую) елку)?»

Воспитатель добивается того, чтобы результаты сравнения дети обозначали словами выше, ниже.

  1. часть. Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг елочки». Воспитатель предлагает детям рассмотреть заборчики и сравнить

их по высоте. («Что можно сказать о высоте заборчиков? Как это можно узнать?»)

Малыши сравнивают заборчики способами наложения и приложения (по выбору), показывают высокий (низкий) заборчик. Затем по просьбе воспитателя высокую елочку загораживают высоким заборчиком, а низкую — низким и еще раз сравнивают заборчики. Воспитатель следит за тем, чтобы при сравнении дети пользовались словами выше, ниже.

  1. часть. Игровое упражнение «Покормим воробышков».

Воспитатель ставит на стол картонный заборчик на подставке, в прорезях которого сидят воробьи (по количеству детей), и спрашивает: «Сколько воробьев сидит на заборе?» «Много», —отвечают дети.

Воспитатель предлагает покормить воробышков. Каждой птичке малыши дают по одному зернышку.

«Сколько зернышек вы дали птичкам? — интересуется воспитатель. — Что можно сказать о количестве воробышков и зернышек?»

В конце игры дети под музыку имитируют действия воробышков: летают, клюют зернышки, прыгают.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (высокий, низкий, выше, ниже, много, поровну)

Цель:

  • Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий —низкий, выше —ниже.
  • Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько — сколько.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Две контрастные по высоте матрешки.

Раздаточный материал. Контрастные по высоте пирамидки (по 2 шт. для каждого ребенка), однополосные карточки, на подносах — квадраты и треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), гаражи, выстроенные из строительного материала, машины.

   Методические указания

1 часть. Дети вместе с воспитателем «отправляются» в магазин игрушек. Ребята рассматривают игрушки, называют их, а затем по просьбе воспитателя сравнивают по высоте матрешек. Они проводят рукой снизу вверх, определяя высоту игрушек. Результаты сравнения обозначают словами выше, ниже.

  1. часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть пирамидки, сравнить их по высоте, показать высокую (низкую) игрушку. Затем по очереди обращается к детям: «Какую по высоте пирамидку ты показываешь? Что можно сказать о высоте этой пирамидки (показывает на низкую пирамидку) по сравнению с этой пирамидкой (показывает на высокую пирамидку)?
  2. часть. Игровое упражнение «Построим домики».

Воспитатель раздает детям карточки и подносы с геометрическими фигурами. Затем дает задания: «Какие фигуры у вас на подносах? Положите на карточки все квадраты. Сколько у вас квадратов? Какие фигуры нужно взять, чтобы построить крышу у домика? Положите треугольники на квадраты — на каждый квадрат один треугольник. Сколько у вас треугольников? А квадратов? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Сколько домиков вы сделали?»

IV        часть. Подвижная игра «Поставь машину в гараж».

На ковре по количеству детей выстроены гаражи.

Воспитатель выясняет у малышей, сколько построено гаражей, и предлагает поиграть с машинами. Дети двигаются под музыку: катают машины по дорожкам, останавливаются на светофоре. По окончании музыки они ставят машины в гаражи, а воспитатель выясняет: «Сколько у нас машин? Сколько гаражей? Что можно сказать о количестве машин и гаражей?»

Конспект по формированию элементарных математических представлений (больше, меньше, выше, ниже, столько, сколько)

Программное содержание

  • Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше —меньше, столько — сколько.
  • Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий —низкий, выше —ниже.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; варежки, украшенные снежинками (по 4 для каждого ребенка); варежки без снежинок (по 1 для каждого ребенка); пирамидки, разные по высоте (по 2 для каждого ребенка), мешочки (по 2 для каждого ребенка).

Методические указания

I        часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок художника: «Кого нарисовал художник? Сколько снеговиков нарисовал художник? Что забыл нарисовать художник? (Носики-морковки.) Давайте поможем художнику».

Вместе с детьми воспитатель раскладывает морковки (одному снеговику не хватает морковки), затем спрашивает: «Сколько снеговиков? Сколько морковок? У каждого снеговика есть морковка? Чего больше — снеговиков или морковок? Чего меньше — морковок или снеговиков? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

Дети вместе с воспитателем исправляют ошибку художника: докладывают носик-морковку.

«Теперь у каждого снеговика есть морковка? — интересуется воспитатель.—Что можно сказать о количестве снеговиков и морковок?»

II        часть. У каждого ребенка — карточка, 4 варежки со снежинка-
ми и 1 варежка без снежинки.

Воспитатель дает задания: «Художник нарисовал и вырезал варежки, на которых он изобразил снежинки. Давайте разложим варежки на карточках. Сколько у вас варежек? А сколько снежинок на варежках? Какую ошибку допустил художник? Чего больше — варежек или снежинок? Чего меньше — снежинок или варежек? Как можно исправить ошибку художника?»

Дети вместе с воспитателем уточняют способы уравнивания предметов и убирают варежку без снежинки. («Что можно теперь сказать о количестве варежек и снежинок? Мы исправили ошибку художника?»)

III часть. Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».

У детей по 2 пирамидки разной высоты и по 2 мешочка. Воспитатель предлагает сравнить пирамидки, показать высокую (низкую) пирамидку, а затем в один мешочек положить высокую пирамидку, а в другой — низкую. В конце занятия воспитатель уточняет у детей, какие пирамидки в какой мешочек они положили.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (больше, меньше, столько, сколько)

Цели:

  • Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше —меньше, столько —сколько, поровну.
  • Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф; контурные изображения котят и корзинок (по 4—5 шт.); геометрические фигуры разного размера и цвета (круг, квадрат, треугольник).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; мишки и конфеты, вырезанные из картона (по 4—5 шт. для каждого ребенка); геометрические фигуры разного размера и цвета (круги, квадраты, треугольники).

Методические указания

I часть. Воспитатель загадывает загадку:

Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки. (кот)

Кто к нам пришел? (Котята.) Давайте посадим котят в корзинки. (Выставляет на фланелеграфе корзинки.) Сколько у нас корзинок? Сколько котят? Что можно сказать о количестве корзинок и котят? (Ответы детей.)

Посмотрите, котята выпрыгнули из корзиночек, а один убежал. (Располагает котят под корзинками.) Под каждой корзинкой сидит котенок? (Нет.) Чего больше — корзинок или котят? (Корзинок.) Чего меньше —котят или корзинок? (Котят.) Как сделать, чтобы корзинок и котят стало поровну?

Дети вместе с воспитателем обсуждают варианты установления равенства и делают так, чтобы корзинок и котят стало поровну.

Воспитатель. По сколько теперь корзинок и котят? Теперь котят и корзинок поровну? (Ответы детей.)

II часть. Воспитатель читает стихотворение «Мишка косолапый...», а дети имитируют движения мишки.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка

прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою — топ!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Не пойду я больше шишки собирать!

Воспитатель. Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас мишек? Давайте угостим их конфетами.

Воспитатель раздает детям конфеты (на одну меньше, чем мишек), которые малыши раскладывают на нижней полоске карточки (под каждым мишкой).

Воспитатель. Сколько мишек? Сколько конфет? У каждого мишки есть конфета? Чего больше —мишек или конфет? Чего меньше —конфет или мишек? Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну?

Дети уравнивают количество конфет и мишек.

 III часть. Подвижная игра «Найди такую же фигуру».

На ковре разложены геометрические фигуры (по количеству детей).

Воспитатель. Какие фигуры вы видите? Они одинаковые по цвету? А по размеру?

Дети сравнивают фигуры способом наложения.

Затем воспитатель по очереди показывает фигуры, а дети находят у себя такие же.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (много, поровну, больше, меньше)

Цели:

  • Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько—сколько, больше, меньше.
  • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Высокие красные и низкие синие ворота, стульчики.

Раздаточный материал. Полоски-дорожки зеленого и желтого цветов разной длины, машины (по 2 для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Воспитатель просит детей положить перед собой полоски-дорожки и показать длинную и короткую дорожки. Затем предлагает покатать машину по длинной (короткой) дорожке, называя ее длину. (Предварительно дети уточняют способы сравнения предметов по длине и последовательность действий.)

Воспитатель расставляет на ковре высокие и низкие ворота и спрашивает: «Что можно сказать о высоте ворот? Покажите высокие ворота. Покажите низкие ворота».

Воспитатель предлагает детям пролезть под высокими воротами и проползти под низкими. Затем выясняет: «Что можно сказать о высоте красных ворот по сравнению с высотой синих ворот?»

ll часть. Игровое упражнение «Автомобили и гаражи».

Воспитатель в ряд расставляет «гаражи» (стулья). По сигналу воспитателя дети под музыку начинают катать машины. Они передвигают их в указанном воспитателем направлении (поворот направо, налево, движение по кругу). По окончании музыки дети ставят машины в «гаражи» (на стульчики).

Игра повторяется два раза. Каждый раз воспитатель убирает или добавляет один «гараж», создавая ситуацию неравенства групп предметов. Дети вместе с воспитателем находят варианты установления равенства.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (столько, сколько, больше, меньше)

Цели:

•        Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться понятиями столько — сколько, больше—меньше.

•        Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.

Фланелеграф, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющего ребенка, картинка с изображением спящего ребенка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; картинки с изображением скворечников без окошек (по 4—5 шт. для каждого ребенка); кружочки (на один меньше, чем скворечников).

Методические указания

I        часть. Воспитатель. Пришла весна, из теплых стран прилетели птицы. (Прикрепляет картинки с изображением птиц на фланеле-граф.) Сколько птичек прилетело? Давайте покормим птичек зернышками. Сколько птичек? Сколько зернышек? У каждой птички есть зернышко? Чего больше — птичек или зернышек? Чего меньше—зернышек или птичек? Как сделать так, чтобы птичек и зернышек стало поровну?

Дети уравнивают группы предметов любым способом и результаты равенства обозначают соответствующими выражениями.

II        часть. Игровая ситуация «Строим скворечники для птичек».
Воспитатель раздает детям однополосные карточки и картинки с

изображением скворечников.

Воспитатель. Сколько у вас скворечников? (Много.) Могут ли птички попасть в свои домики? Почему? (Ответы детей.) Что нужно сделать, чтобы птички могли залететь в домики? (Сделать окошки.)

Воспитатель раздает детям кружочки, из которых они делают окошки для домиков.

Воспитатель. Во всех ли домиках вам удалось сделать окошки? Как сделать так, чтобы домиков и окошек стало поровну? (Ответы детей.)

Дети уравнивают группы предметов.

111 часть. Подвижная игра «День —ночь».

В начале игры воспитатель выясняет, что дети делают днем (показывает картинку с изображением играющего ребенка) и что ночью (показывает картинку с изображением спящего ребенка). Затем поочередно включает то подвижную мелодию, то колыбельную. Когда звучит веселая мелодия, дети бегают, прыгают и т.д., когда звучит колыбельная — они останавливаются и «засыпают». Игра повторяется 2—3 раза.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (сравнение предметов по длине и ширине)

Программное содержание

  • Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
  • Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
  • Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф; картинки с изображением бычка, мышки, лягушки, зайца, вороны, поросят; 3—4 елочки; барабан, металлофон, дудочка; 2 дорожки разной длины, 2 домика, 2 двери разной ширины, дощечки разной высоты; домики с нарисованными на

них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; аудиозапись песенки трех поросят.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для каждого ребенка), полоски разной ширины (двери домиков).

Методические указания

Игровая ситуация «Поможем героям сказок».

I        часть. На фланелеграфе бычок — смоляной бочок, елочки. Воспитатель. Бычок — смоляной бочок заблудился и просит звет

рей—лягушку, мышку, зайчика, ворону—показать ему дорогу домой. Звери предлагают бычку сначала послушать, как они играют на музыкальных инструментах, и определить количество звуков —один или много.

Воспитатель играет на музыкальных инструментах, а дети определяют количество звуков. После выполнения задания звери выводят бычка из леса.

Воспитатель раскладывает картинки с изображением поросят, располагает две дорожки: длинную и короткую. Он предлагает детям помочь поросятам спрятаться от волка. Для этого они выясняют, какая дорожка длинная, какая короткая, и сравнивают их по длине знакомым способом.

II        часть. Игровое упражнение «Закрой двери домика».

Перед детьми два домика. Воспитатель предлагает малышам закрыть домики дверцами соответствующей ширины и пояснить свои действия.

III        часть. Подвижная игра «Поросята и волк».

Воспитатель раскладывает на полу домики с нарисованными на них геометрическими фигурами. Такие же фигуры (по одной) он раздает детям. Затем кто-нибудь из детей выбирается на роль волка, и воспитатель объясняет правила игры. Они заключаются в том, что «поросята» под музыку (музыкальное сопровождение из сказки «Три поросенка» (песенка трех поросят)) бегают по комнате, а когда выходит волк, разбегаются по своим домикам. Те, у кого в руках квадрат, бегут к домику с изображением квадрата, у кого треугольник —к домику с изображением треугольника, у кого круг—к домику с кругом. Затем воспитатель проверяет, правильно ли дети выбрали домики, и уточняет названия фигур.

Конспект по формированию элементарных математических представлений (круг, квадрат, треугольник, больше, меньше)

Образовательные задачи:

- закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

- учить узнавать и называть цвета.

- закрепить умение определять величину предметов, результат сравнения отражать в речи: большой, маленький, поменьше.

- упражнять в сравнивании двух предметов по высоте.

- находить высокий и низкий предметы.

Развивающие задачи:

- активизировать память, внимание, мышление.

- активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать воспитателя,

- аккуратность при работе с карандашами,

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей работать небольшим коллективом дружно.

Материалы:

- демонстрационный: лисичка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.

- раздаточный: картинки для раскрашивания на каждого ребенка, наборы цветных карандашей по числу детей.

2013-03-17 203922

 Ход занятия

 

1 часть. Вводная.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости лисичка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Лисичка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с лисичкой.

2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.

Итак, слушайте первую загадку:

- Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?

Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети: Человечек – желтый.

Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от лисички:

- Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель: А что похоже на треугольник?

Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А у нас с лисичкой еще есть загадки и отгадают их только самые внимательные.

- Что похоже на открытку,

На конверт и на платок?

Что сравнить скажите можно

С одеялом и ковром?

Какая это фигура?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: У нашего прямоугольного человечка руки круглые?

Дети: Нет. Они прямоугольные.

Воспитатель: А ножки, глазки, ротик на какую фигуру похожи?

Дети: На прямоугольник.

Воспитатель: Покажите длинные стороны у прямоугольника, короткие стороны. Хорошо. А какого цвета наш прямоугольник?

Дети: Прямоугольник – зеленый.

Воспитатель: А теперь вспомните, что вы видели на улице прямоугольное?

Дети: Окна, двери, кирпичи.

Воспитатель: Молодцы! Слушайте следующую загадку:

- Не овал я и не круг, треугольнику не друг,

Прямоугольнику я брат.

И зовут меня...

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети: Человек похож на квадрат.

Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?

Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети: книжка, окно, кубик.

Воспитатель: Лисичка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети: Синего.

Воспитатель: Я думаю, что лисичке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в «Трех медведей».

3 часть. Физкультминутка.

1,2,3 – повернись и в медведей превратись.

Три медведя шли домой (изображают медведей)

Папа был большой-большой (поднимают руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (руки перед грудью)

А сынок – малютка просто, (присесть)

Очень маленький он был

С погремушкою ходил. (руки в кулачках, изображают погремушку)

Дзинь-дзинь-дзинь.

1,2,3 – повернись и в ребяток превратись.

4 часть. Практическая.

Воспитатель: А сейчас нас ждет еще одна интересная работа. Я вас приглашаю в Волшебный сад.

Дети садятся за столы. Для каждого ребенка – лист с заданием: закрасить яблоки на высокой яблоне желтым цветом, а на низкой яблоне – красным.

Воспитатель: Посмотрите, сколько яблонь в саду. Ребята, яблони одинаковые или разные?

Дети: Разные. Одна высокая, а другая низкая.

Воспитатель: Лисичка просит вас раскрасить яблоки. Возьмите желтый карандаш и раскрасьте яблоки в желтый цвет на высокой яблоне. А красным карандашом раскрасьте яблоки на низкой яблоне.

(Дети выполняют задание, те, кто справится быстро предложить раскрасить стволы и сами деревья). Обратить внимание, что яблоки на яблонях круглые, раскрашивать надо аккуратно – не выезжать за контур.

Воспитатель: Ну, как, нравится вам в нашем Волшебном саду? Какой аромат от ваших спелых яблок! Вы сегодня порадовали и меня и лисичку своей игрой. Поэтому, она хочет угостить вас яблочками (лисичка угощает детей и прощается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...