Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Математическое королевство».
    план-конспект занятия по математике

    Калмыкова Яна Юрьевна

    НОД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kalmykova_ya.yu_._itogovoe_zanyatie_2018.docx48.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Родничок» г. Советский»

     

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей

    направленности для детей с ТНР

     «Путешествие в Математическое королевство».

    Воспитатель: Калмыкова Я.Ю

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с ТНР

    «Путешествие в Математическое королевство».

    Образовательная область: «Познавательное развитие».                

    Раздел: «Формирование элементарных математических представлений». «Художественно – эстетическое   развитие» (раздел аппликация).

    Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков на  занятии, через игровую  деятельность.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

    - Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

    - Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

    - Закрепить знания о последовательности дней  времён года, дней недели, частей суток.  

      - Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания.

    - Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию.

    - Совершенствовать  навыки работы  при выполнении аппликации.

    Развивающие:

    - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    - Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    - Развивать мыслительные процессы у детей, умение логически мыслить, правильно отвечать на вопросы.

    Воспитательные:

    - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    - Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Предварительная работа: изготовление  заготовок для аппликации (облака, солнце, цветы, деревья).

    Материалы и оборудование:

     Плакат «Математическое королевство», «письмо от Королевы Математики»,  плакат «Геометрические  фигуры», набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, картинки с домиками разной величины на каждого ребенка, картинки с числовыми домиками. Картинка – фон для аппликации, заготовки для аппликации, клей, салфетки для рук,  сундучок с медалями.

    Методы и приёмы:

    Словесные: напоминание, указание, вопросы, объяснение, индивидуальные ответы детей.

    Наглядные: использование иллюстрации.

    Практические: работа за столами – аппликация.

    Игровые: использование сюрпризных моментов.

    Поощрение, анализ занятия.

    Орг. момент.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим  им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки).

    Логоритмическое упражнение  «В круг широкий».

    В круг широкий вижу я,

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдем направо,

    А теперь пойдем налево.

    В центр круга соберемся,

    И на место все вернемся.

    Все друг другу улыбнемся, подмигнем

    И занятие начнем.

    Основная часть:

    Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать,  что в нём написано?

    Письмо:  « Здравствуйте дорогие ребята,  группы «Буквоешки»! Пишет вам королева страны    «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и  жителей моей страны. И теперь в моей стране  беспорядок. Весь год, я наблюдала за вами и видела, как хорошо вы занимались, как много вы знаете и какие вы умные дети. Поэтому я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей  стране».

    Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

    Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну, а отправимся мы с вами на ковре – самолете. Закрываем глазки  и проговариваем слова: «Глазки закрываем и до 3х считаем, 1,2,3   в стране  Математика мы».

    Ой, ребята, злая колдунья, повесила  огромный замок на воротах королевства.

    Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

    Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

    (сравнение по форме, цвету, величине).Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

    Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

    Проходим за столы.

    И нас ждет первое задание.

    Итак, 1-ое задание:

    Злая колдунья заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).

    Посчитайте числа по порядку, так, как вы их расставили.

    Попробуйте посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.

    Давайте проверим:

    какое число вы поставили между числами 3 и 5;

    какое число вы поставили между числами 7 и 9;

    какое число вы поставили между числами 1 и 3;

    какое число вы поставили между числами 4 и 6;

    Назови число, которое больше числа 3 на 1.

    Назови число, которое меньше числа 5 на 1.

    Назови число, которое больше числа 7 на 1.

    Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

    2-ое задание:

    И я читаю следующее задание:

    Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно). У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить нужные знаки.

    Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение  - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

    А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

    Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

    Нас ждет физминутка!!!  

    Физминутка

    «Разминка»

    Чтоб головка не болела,

    Ей вращаем вправо – влево.

    А теперь руками крутим –

    И для них разминка будет,

    Тянем наши ручки к небу,

    В стороны разводим.

    Повороты вправо – влево,

    Плавно производим.

    Наклоняемся легко,

    Достаем руками пол.

    Потянули плечи, спинки,

    А теперь конец разминке (дети садятся на места).

    Итак, 3-ое задание:

    Злая колдунья перепутала все времена года, дни недели и части суток, теперь жители королевства совсем запутались и не знают ни времен года ,ни дней недели. Поможем им в этом нелегком деле, наведем порядок? Тогда слушайте внимательно вопросы и отвечайте:

    сколько времен года вы  знаете, назовите их;

    какое сейчас время года;

    назовите весенние месяцы;

    сколько дней в неделе, назовите их;

    сколько выходных и рабочих дней в неделе, назовите их;

    назовите третий тень недели, пятый день недели, второй день недели;

    сколько частей в сутках, назовите их.

    4-ое задание: 

    Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Посмотрите ребята, колдунья перепутала все домики, раньше они стояли в ряд от самого большого, до самого маленького.

    Давайте расставим домики в ряд, начиная с самого высокого и заканчивая самым низким домиком. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право).

    Какой по высоте первый домик? (самый высокий).

    Какой по высоте последний домик? (самый низкий).

    Давайте теперь расскажем про каждый домик, какой он высоты? (самый низкий, низкий, чуть выше, высокий, самый  высокий).

    А сейчас я предлагаю трем детям выйти к доске.

    Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

    Ребята, а перед выполнением следующего задания давайте разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика:

    «Пальчики»

    Пальчики уснули,

    В кулачок свернулись.

    Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть.

    Разбудили дом соседей,

    Там проснулись шесть и семь,

    Восемь, девять, десять – веселятся все.

    Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь.

    Шесть калачиком свернулся,

    Пять зевнул и отвернулся.

    Четыре, три, два, один – снова в домике мы спим.

    5-ое задание:

    Королева математики очень любит картины. И ее замок внутри был  украшен картинами , но злая колдунья все украла,  и в замке стало грустно и не уютно. Давайте поможем королеве и сделаем ей в подарок красивые картины аппликации. У нас с вами есть заготовки. Сейчас я вам буду называть место и то, что вы должны приклеить на этом месте  (раздается на каждого ребенка картинка-фон).

    В правый верхний угол приклейте солнышко. В левый нижний угол белые цветы. В правый нижний угол оранжевые цветы. В левый верхний угол приклейте одно облако. Внизу, в  центре листа, между белыми и оранжевыми цветами  приклейте дерево, а над ним приклейте второе облако.

    Молодцы, справились с заданием.

    Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве. Королева вам очень благодарна за помощь.

    Итог занятия.

    Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

    Сегодня все дети работали хорошо,  и  Королева Математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок  с угощениями. Заглянем в него?

    Посмотрите, это же медали для вас!!!

     

    Литература:

    1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Изд. 3-е,испр.,доп.- М.:Мозаика-Синтез,2014.-368с.(соответствует ФГОС).

    2.Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.

    3.Л.В.Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском                      саду» //2008г, Москва.

    4.Н.В.Тимофеева «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками»//2014г, Москва.

    Самоанализ

    НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР  «Буквоешки».

    Тема: «Путешествие в Математическое королевство».

    Образовательная область: «Познавательное развитие».                 «Формирование элементарных математических представлений». «Художественно – эстетическое   разви

    тие» (раздел аппликация).

    Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков на  занятии, через игровую  деятельность.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

    - Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

    - Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

    - Закрепить знания о последовательности дней  времён года, дней недели, частей суток.  

      - Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания.

    - Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию.

    - Совершенствовать  навыки работы  при выполнении аппликации.

    Развивающие:

    - Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

    - Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    - Развивать мыслительные процессы у детей, умение логически мыслить, правильно отвечать на вопросы.

    Воспитательные:

    - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    - Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, самостоятельная, продуктивная.

    Методы: были использованы практические, наглядные, словесные, игровые  методы работы. Словесные: вопросы к детям, уточнение, поощрение, объяснение. Наглядные: плакаты «Математическое  королевство», «Геометрические фигуры». Практические : работа за столами - аппликация. Игровые: помощь Королеве математики и жителям ее страны.

    Учитывались следующие дидактические принципы:   принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода.  Все эти принципы были реализованы на занятии.

    Демонстрационный материал:  Плакат «Математическое королевство», «письмо от Королевы Математики»,  плакат «Геометрические  фигуры», картинки с числовыми домиками.

    Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, картинки с домиками разной величины на каждого ребенка, картинка – фон для аппликации, заготовки для аппликации

    Вся деятельность на НОД была построена с учётом индивидуальных и возрастных  особенностей детей. Форма работы была индивидуальная и коллективная.    Быстрая смена деятельности позволяла избегать утомляемости детей.

    Цель и задачи поставленные соответствуют содержанию занятия.  Цели выполнялись в единстве развивающей, образовательной и воспитательной задачах.  Решение задач достигается различными игровыми методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения.

    Тема занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их речевого нарушения и индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

    В процессе деятельности была использована физкультминутка «Разминка», пальчиковая гимнастика «Пальчики», для снятия мышечной усталости.

    Первая часть НОД включала в себя организационный момент:  получение письма от Королевы Математики с просьбой о помощи, для стимуляции слухового внимания и восприятия, мотивации.

    Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий , включающим в себя беседу, дидактические игры, физкультминутку «Разминка», пальчиковую  гимнастику «Пальчики», что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

    Для расширения и закрепления знаний детей в области математики использовались такие приемы, как ситуативный разговор, дидактические игры :«Какая из фигур лишняя?» , «Расставь и посчитай цифры», «Математические знаки», «Времена года, дни недели, части суток», «Сравни по высоте», а так же продуктивная деятельность «Подарим картину» с целью закрепить у детей умение ориентироваться и на листе бумаги.

    Третья часть – итог, рефлексия, сюрпризный момент.

    На протяжении всей деятельности был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План- конспект по здоровью (старшая группа) по теме: Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в страну"Здорьвья"".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество....

    Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"

    Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о со...

    Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации. Тема: «Космические путешествия»

    Интеграция образовательных областей:"Коммуникация", ""Социализация", "Познание"....

    Конспект ООД в старшей группе по формированию ЗОЖ на тему: «Путешествие в страну непослушных детей»

    Цель: воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.Задачи.1. Образовательные:Формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человече...