Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с условной меркой через проектную деятельность
проект по математике (подготовительная группа)

Кислякова Галина Михайловна

В материале представлен опыт по ознакомлению дошкольников с условной меркой в рамках педагогического проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_kislyakova_g.m._.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления: «Ознакомление   детей  старшего  возраста с условной меркой»

Автор – Кислякова Галина Михайловна, воспитатель высшей кв. категории МБДОУ №62 «Родничок» г. Северодвинск

В познавательном  развитии детей большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений.

Деятельность измерения довольно сложна. Она требует специфических умений, знакомства с системой мер, применения измерительных приборов. Использование условных мер делает доступным измерение маленьким детям.

Условная мера (мерка) - предмет, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае. Лентой, веревкой, палочкой, шагом может быть измерена длина дорожки в саду. Ложкой, чашкой, банкой, стаканом определяется объем жидких и сыпучих веществ. Измерение объектов условными мерами своеобразно: единица измерения выбирается произвольно, в зависимости от ситуации и конкретных условий (при этом не требуется знания общепринятой системы мер), оценка величины носит частный и менее точный характер, чем при измерении общепринятыми единицами.

Знакомясь с условной меркой, у детей возникает более полное представление об окружающей действительности, совершенствуется глазомер, вырабатывается точность. Применяя условную мерку в практике, у детей стимулируется наглядно-действенное и наглядно-образное логическое мышление. Результаты действий с условной меркой дети выражают в речевой форме, что является приоритетной задачей для детей старшего возраста.

Свою работу по ознакомлению дошкольников с условной меркой мы поострили в рамках педагогического проекта.

Цель: формировать у детей понятие «условная мерка».

Задачи: 1. Познакомить детей с условной меркой.

               2.  Учить использовать условную мерку для измерения предметов, сыпучих и жидких тел.

               3. Закрепить знание детей о профессиях, люди которых в своей работе пользуются мерками.

               4. Закрепить умение детей самостоятельно пользоваться условной меркой в играх т повседневной жизни.

              5. Развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, умение излагать результат.

              6. Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Ожидаемый результат:

  1. Представление и понятие детьми условной мерки.
  2. Знания о различных условных мерках и их применении.
  3. Знания о профессиях, где  используются мерки, уметь объяснить необходимость измерений.
  4. Умение детьми самостоятельно применять условную мерку в играх и повседневной жизни.
  5. Появление у детей познавательной активности в использовании ими условной мерки, умение выполнять действие с условной меркой, выражать в речи результат измерения.
  6. Появление у детей совместного исследовательского интереса в играх и повседневной деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  Создание уголка условных мерок – это ниточки, ленточки, палочки различной длины, ложечки разного размера, стаканчики, мензурки, чашечки разные по объёму.

Условные мерки находятся в доступном месте для детей, в свободном пользовании.

Предварительный этап:

  1. Знакомство детей с профессиями, где необходимо измерение – закройщик, плотник, продавец, инженер – конструктор.

Цель: дать детям знания о профессиях, где используется мерка.

Например: закройщик использует сантиметровую ленту для раскроя одежды. Плотнику нужна мерка, чтобы изготовить деталь, предмет подходящий по размеру. Продавец использует в своей работе весы. С помощью весов продавец взвешивает необходимую величину, объём. В его работе меркой являются граммы. Инженер – конструктор чертит чертежи будущих строений. Его измерения точные, он пользуется в своей работе линейкой, его мерка – сантиметр.

  1. Экскурсия с детьми в прачечную, беседа с кастеляншей и машинистом по стирке белья.

Цель: познакомить детей с мерками, которые используются прачкой и кастеляншей.

Во время экскурсии в прачечную дети узнали, что Ольга Сергеевна (машинист по стирке белья) использует в своей работе для измерения стирального порошка стаканчик. Это её условная мерка. Порошка должно быть столько, чтобы бельё после стирки стало чистым, но не мыльным.

Надежда Васильевна (кастелянша) в своей работе использует сантиметровую ленту и метровую линейку. Это ей необходимо для измерения раскроя и пошива постельного белья.

  1. Экскурсия с детьми на кухню, рассказ шеф – повара о мерках,

которые она использует в своей работе.

Цель: познакомить детей с мерками, которыми пользуется шеф – повар в своей работе.

На кухне шеф – повар Татьяна Владимировна показывала и рассказывала о своих мерках. Это – ковшики, поварёшки разного размера. Детям показали, что Татьяна Владимировна разливает суп для каждой группы и знает какое количество половников не обходимо. Этим ковшиком она отмеряет объём чая для каждой группы.

Детям был задан вопрос: - «Почему у Ольги Сергеевны (машинист по стирке белья) условная мерка стаканчик, а у Татьяны Владимировны (шеф – повар) ковшик, половник, поварёшка?»

Основной этап:

  1. Организация совместной деятельности педагога и детей: НОД по ознакомлению с условной меркой для

а) измерение расстояния

б) измерение сыпучих веществ

в) измерение жидкости.

«Измерение расстояния». Цель: научить детей с помощью условной мерки измерять длину предметов.

Ход: за условную мерку был взят брусок, он послужил условной меркой для измерения длины стола. Измеряем точно от левого угла стола до правого угла стола, мерку кладём ровно вдоль края. Чтобы не забыть какое количество раз мерка легла по длине, там, где заканчивается мерка ставим фишку. Таким образом, выкладывали  мерку и ставили отметку (фишку) пока не закончилось расстояние (длина стола).

Далее, вопросы к детям:

- что измеряли?

- сколько раз мерка уложилась по длине?

- чему равна длина стола?

«Измерение сыпучих веществ». Цель: познакомить и научить детей измерять объем сыпучих тел.

Ход: перед детьми в одной емкости находиться пшенная крупа, в другой – фасоль. Задача: узнать, где крупы больше. Измерение проводим столовой ложкой. Каждый раз, когда пересыпаем крупу в другую емкость, чтобы не забыть результат  (количество мерок), ставим фишку. Обращаю внимания на заполнение мерки крупой (полная ложка без горки). После того, как дети закончили измерение, педагог задает вопросы:

- Сколько у нас пшена?

-Сколько фасоли?

- Какой крупы оказалось больше? (меньше?)

-Почему вы так думаете?

«Измерение жидкости». Цель: познакомить детей с приемом измерения жидкости.

Ход: на столе находится прозрачный графин с водой. Перед детьми ставиться задача: узнать сколько условных мерок находится в графине. За условную мерку детям предлагается взять маленький пластмассовый стаканчик. Вспоминаем правило, чтобы не забыть сколько получилось мерок, каждую мерку после измерения стаканчиком воды обозначаем фишкой. Подводим итог: сколько фишек – столько мерок.

Вопросы детям:

-Можно ли объем жидкости измерить теми же мерками, что длину или ширину предмета?

Игры детей на прогулке с использованием условной мерки (шаги, совочки, ведерки, формочки).

  1. Игра «Какое дерево ближе?»

Цель: Научить детей измерять расстояние шагами; шаги стараемся делать одинаковые по длине.

  1. Игра «Какая машина первая вернется домой?»

Цель: Учить детей определять расстояние на глаз; развитие глазомера.

  1. Игра «Что находиться дальше?»

Цель: Развитие глазомера детей, учить определять расстояние и подтверждать его измерениями (шаги, палочки, и т.д.)

  1. Сюжетно – ролевая игра «Кафе – мороженое».

Цель: Учить детей самостоятельно выбирать условную мерку, пользоваться ею.

Дети в игре продают мороженое. В продаже были разные по объему порции. Дети накладывали «мороженое» в чашечки, формочки, ведерки. «Мороженое» измерялось выбранной детьми условной меркой – это маленький розовы совочек.

Заключительный этап:

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».

Цель: Закрепить в игре знание детей об условной мерке. Самостоятельно выбирать условную мерку, применять ее. Закрепить положительные эмоции от приобретенных знании.

Совместно педагогом и детьми была организована игра «Супермаркет», где было несколько отделов. В данной игре активными участниками были родители, они выполняли роль покупателей. Дети были продавцами. Во время игры «продавцы» использовали условную мерку, которую выбирали сами. Например, в отделе «Обои» использовалась мерка брусок. Бруском дети измеряли ширину разных заготовок обоев.

В отделе «Ткани» были в продаже одеяло, простыни, покрывало, отрезы тканей. Перед продажей выбранного товара дети – продавцы измеряли условной меркой длину и ширину.

В отделе «Крупы» детьми использовалась чашечка, как условная, мерка для измерения товара.

Вывод: В процессе знакомства детей с измерениями, условной меркой, дети посетили прачечную, побывали на кухне. Там они познакомились не только с мерками, используемые в работе, но и с работой машиниста по стирке белья, кастелянши, работой повара.

Эти экскурсии оставили положительное впечатление. У детей появились знания об этих профессиях и эти знания дети стали применять в сюжетно – ролевых играх.

В ходе экспериментальной деятельность у детей сложилась общее представление о значении измерительной деятельности.

В результате самостоятельных практических действий появился интерес к познанию.

Овладев знаниями о возможных измерениях, дети применяют их в сюжетно – ролевых играх, играх на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Опыт работы "«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность».

quot;Ведущая педагогическая идея опыта заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста окружающего мира посредством широкого внедрения проектной деятельности"...