мастер-класс для педагогов "Блоки Дьениша"
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Касаджик Екатерина Олеговна

 «Я слышу — и забываю,

я вижу — и я запоминаю,

я делаю — и я понимаю».

Пословица

Развитие познавательной деятельности  детей дошкольного возраста –  непрерывный процесс и  очень интересный. Как только ребенок появился на свет, он с первых дней познаёт окружающий мир. Процесс познания малыша  отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Малыш, стремится в первую очередь потрогать предмет руками, языком, понюхать, постучать им, а не только  рассмотреть его. Мир познания для ребёнка открывается через опыт его личных ощущений, действий. 

Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся блоки Дьенеша, это наборы объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник ),  различающихся по цвету (синий, желтый, красный ) величине (большие и маленькие) и по толщине (толстые и тонкие).

Логические блоки являются отличными помощниками на ООД по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.

С  блоками Дьенеша детей лучше знакомить со второй младшей группы. С чего все начиналось…

Я предложила   детям познакомитьсяс нимисамостоятельно. В процессе  знакомства с блоками дети обратили внимание, что они имеют разный цвет, форму, размер,  что с ними можно играть: выстраивать дорожки, домики и многое другое. А поскольку блоки  представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

Самые первые игры с  детьми 3-4 лет  простые, цель которых – освоение свойств, закрепляя в речи, используя слова «такой же», «другой» ( по форме, цвету, размеру, толщине).

Игровое упражнение «Найди такую же фигуру» Предлагаю подгруппе из 3-4 детей  найти такую же фигуру, как у меня.

Игровое упражнение  «Что изменилось». Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

Блоки Дьенеша хороши и тем, что можно использовать как часть ООД. Например: на ООД по ФЭМП  тема «Космос», предлагаю детям звездную россыпь рассортировать по тарелочкам (цвет). В три тарелочки дети раскладывают блоки, учитывая цвет. Наследующим занятии отправляясь в путешествие в деревню, предлагаю помочь бабушке, которая напекла много печенья, рассортировать, учитывая форму. Берутся четыре тарелочки для «печенья»:  круглых, треугольных, квадратных и прямоугольных.

Игровое упражнение «Найди пару». Таблички с нарисованными геометрическими фигурами.  Каждой большой фигуре нужно найти в пару маленькую. Или нарисованные маленькие, ищем большие.

Игровое упражнение  «Выложи дорожку». Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, принцип «домино».Другой вариант выкладываем так, чтобы  рядом оказались фигуры разной формы.

Игровое упражнение  «Найди такой же, но другой формы (цвета, размера)» Детям предлагается найти такой же блок, как у меня, но другой формы, либо другого цвета.     Подвижная игра «Автомобили». Для игры используем таблички с условным обозначением, на которых наклеены геометрические фигуры, например: большой синий квадрат и маленький красный круг, такие же блоки лежат на столе. Дети выбирают понравившиеся фигуры (фигура обозначает марку машины). Пока звучит музыка, «машины» двигаются по площадке, по окончании музыки «автомобили» подъезжают к своему «гаражу».

Логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.

Игровое упражнение  «Рыбки в пруду» Предложить  ребенку, по двум признакам (например  маленькие, желтые ) – рыбки, только их нужно «запустить в пруд» (в обруч), остальные остаются «вне обруча».

Блоки  Дьенеша интересны малышам, потому что одинаковых игр не существует, каждый день можно придумывать новые варианта игры.

Таким образом, можно сказать  работа с блоками Дьенеша, не имеет границ, данная развивающая методика –это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития дошкольников.

Использованная литература:

"Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master_klass_bloki_denesha.ppt2.88 МБ
Файл rech_po_blokam_denesha_k_prezentatsii.docx12.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 6 «Березка», г. Лобня. «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста» Касаджик Екатерина Олеговна Воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Актуальность Игры с блоками Дьенеша обеспечивают математическое развитие детей и полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению

Слайд 3

Что развивают Логическое мышление Сенсорные процессы Внимание, память, восприятие Речь (развитие точной, аргументированной и доказательной речи) Пространственное воображение Творческие способности Навыки моделирования и конструирования Самостоятельность и произвольность

Слайд 4

Золтан Пал Дьенеш (1916-2014) Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Слайд 5

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Слайд 7

Формы работы с блоками в детском саду Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Самостоятельная деятельность детей в математическом центре ( развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ). Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры ).

Слайд 8

Игры на выявление и абстрагирование свойств «Автотрасса» «Необычные фигуры»

Слайд 9

Альбомы для детей 5-8 лет

Слайд 10

Игры на умение сравнивать классифицировать, обобщать Игра «Засели домики» Игра «Найди фигуру»

Слайд 11

Игры на развитие способности к логическим действиям и операциям Игра «Раздели блоки»

Слайд 12

Игра «Автотрасса»

Слайд 13

Младший дошкольный возраст В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания : найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру) ; найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету) ; найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие) назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру) . (играем)

Слайд 14

Средний и старший дошкольный возраст В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам. В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не» , «и» , «или» .

Слайд 15

Игра «Раздели блоки I » Цель: развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Слайд 16

Игра «Раздели блоки II » Цель: развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логическую операцию «не», «и», «или».

Слайд 17

Игра «Раздели блоки III » Цель: развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не», «и», «или», доказательность мышления.

Слайд 18

Давайте поиграем! Угощение для медвежат Логический поезд Магазин Мозайка цифр Цепочка Домино набор игр расшифруй по схеме «Спасатели приходят на помощь» и многое другое…..

Слайд 19

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша.

Меня спросили, почему именно блоки Дьенеша, были выбраны в качестве основного дидактического материала для проведения занятий и что меня в них так заитересовало, попробую объяснить,  и заодно показать методические пособия ,а также поиграть с вами.

Слайд 2

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и - в первую очередь - умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности - предматематической подготовки.

Слайд 3

На современном этапе обучения особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.

Таким образом, можно сказать, что логические блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.

Слайд 4

Прочитать с экрана

Слайд 5

Прочитать с экрана

Слайд 6

на мольберте показать и объяснить символы карточек.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)(покажите блок такого цвета, такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков, я использую набор плоских фигур.(демонстрация)

Слайд 7

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер класс для педагогов "Блоки Дьениша "

Блоки ДьенешаПособие венгерского математика, психолога и педагога Золтана Пал Дьенеша помогает подойти к развитию детей в игровой форме, идея которого заключается в освоении детьми математики посредст...