"Приключения в стране Нетландии"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Александрова Татьяна Анатольевна

Методическая разработка занятия познавательного цикла по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_netlandiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колобок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе          

  « Приключения в стране Нетландии»

(по мотивам повести Д. Барри «Питер Пен»)

Разработала и провела: воспитатель

Александрова Т.А.

г. Новочебоксарск

ЗАДАЧИ

Образовательные:

  • Закрепить количественный и порядковый счет предметов в пределах 10
  • Познакомить с составом числа 5 из единиц.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади); продолжать знакомить с элементарной картой – схемой.
  • Развивать умение сравнивать 9 предметов по высоте, располагая их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
  • Закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
  • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части,  учить называть части, сравнивать целое и часть.

Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
  • Проявлять интерес к решению математических задач, отгадыванию загадок.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимопомощи,  умение действовать сообща.

ОБОРУДОВАНИЕ

Демонстрационный материал:

Мультимедийная установка, ноутбук, картинки (изображения моря, тумана на море, острова, цветов, бабочек, тропического леса), аудиозаписи: увертюра И. Дунаевского из фильма «В поисках капитана Гранта», шум моря, звуки тропического леса; корабль из мягкого модуля, большая морская ракушка, бутылка с запиской, карта – схема,  9 «вигвамов» разной высоты и цвета, сундучок пиратов, геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат), бинокль, 5 цветов, 6 бабочек, 2 обезьянки (игрушки), 1 апельсин.

         Раздаточный материал:

Карточки с изображением стебельков для составления букета ( по количеству детей), цветы разных оттенков (по 7 на каждого ребёнка), бескозырки, морские воротники, шоколадки – медали (по количеству детей).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Самый высокий, ниже, выше, самый низкий, одна вторая, целое, бриз, якорь, швартов, паруса, риф, вигвам, тропический лес, индейцы, пираты, экзотический, Нептун, привал.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Чтение отрывков из книги Джеймса Барри «Питер Пен».
  • Просмотр мультфильма «Питер Пен».
  • Беседы о мореплавателях, путешественниках, открывателях новых земель.
  • Рассматривание книг, иллюстраций о пиратах и индейцах.
  • Рисование на тему «Экзотические животные и растения».
  • Конструирование кораблей, судов.

Форма проведения занятия: игра – путешествие

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

  1. Игровой момент – приглашение в Нетландию
  2. Решение задач – шуток
  3. Ориентирование по карте – схеме
  4. Игровое упражнение «Расставь вигвамы»
  5. Динамическая пауза «Раз, два, три – выросли цветы»
  6. Игровое упражнение «Помоги бабочке»
  7. Работа с раздаточным материалом «Составь букет»
  8. Решение проблемной ситуации «Как накормить двух обезьян одним апельсином»
  9. Сюрпризный момент – нахождение клада
  10. Рефлексия
  11. Поощрение
  12. Самооценка детей

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель приглашает детей на занятие).

Все ребята встали в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки беритесь

И друг другу улыбнитесь!

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает большую морскую ракушку). Что это? (Ответы детей). Это необычная ракушка, послушайте её. (Дети прислоняют ракушку к уху, слушают). Что вы слышите? (Шум). Это гул далекого океана. Он рассказывает нам о сказочной стране Нетландии, которая находится на острове, посреди огромного океана. Кто живет в этой стране? (Ответы). Да, верно, в этой стране живут  дикие звери, водятся  хищные  крокодилы, её населяют русалки, феи, коварные индейцы, а возле острова плавают на корабле злые пираты во главе с капитаном Крюком. Я знаю, что все вы любите приключения. Ракушка приглашает нас в волшебную страну Нетландию. Вы хотите отправиться в это опасное, но увлекательное путешествие? (Ответы). Я думаю, что ваша дружба, находчивость, смекалка и смелость помогут нам в путешествии.

     Но как нам попасть на остров? (Ответы детей). Лучше всего поплыть туда на корабле. Тогда надевайте морскую форму. (Дети надевают бескозырки, морские воротники).  И вот вы уже моряки, а я ваш капитан. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчике на «корабле»). Поднять паруса! Отдать швартовы! Полный вперед! (Воспроизводится шум моря, звучит музыка И. Дунаевского из  фильма «В поисках капитана Гранта». На экране картинка с изображением моря).

      Мы уже в открытом море. Погода ясная, океан спокойный, дует легкий морской ветерок – бриз. Прямо по курсу – остров Нетландия!

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(Смотрит в бинокль). Но что происходит!? На море сгущается туман. (На экране картинка с изображением тумана на море). Ничего не видно! Мы можем налететь на подводные скалы и рифы. Наверное, это шутки морского бога Нептуна. Он проверяет нас на сообразительность. Я знаю, как можно разогнать туман. Для этого мы должны правильно ответить на вопросы, загадки:

  1. Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек,

Приходите все на чай,

Сколько чаек? Отвечай!

  1. Сколько хвостов у пяти китов?
  2. По сколько ножек у осьминожек?
  3. Сколько ракушек в пустой коробке?

Смотрите, туман уже рассеивается. Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы Нептуна.

      Остров уже близко. (На экране картинка с изображением острова). Нет ли поблизости пиратов? Посмотрите в бинокли: вперед, назад, направо, налево. (Дети с помощью рук изображают бинокли, выполняют указания воспитателя). Нам нужно пришвартоваться. Отдать якоря! Выходим на берег. (Замечает бутылку, поднимает её). Что это на песке? Кажется, бутылку выбросило волной на берег. Здесь какая-то записка. (Открывает бутылку, читает записку). «Отважные мореплаватели! На острове пираты спрятали сокровища. Кто выполнит все задания на привалах – остановках и по карте пройдет, тот клад найдет. Питер Пен». Вот и карта. (Дети вместе с воспитателем рассматривают карту – схему). Что нарисовано на карте? Стрелки указывают направление движения, геометрические фигуры – остановки движения. В каком направлении нам нужно двигаться вначале? (Вперед, до знака - треугольник). 

Мы пришли в долину, где живут индейцы. Что это за сооружения? (Ответы детей). Правильно, это жилища индейцев – вигвамы. Матрос Егор, сколько всего вигвамов? (Девять). Вигвамы одинаковы? (Вигвамы разные). Чем отличаются вигвамы? (Отличаются по высоте и цвету). 

Тропический ураган разбросал все «вигвамы» по сторонам, сдвинул их с места, некоторые опрокинул.  Стрый, мудрый вождь индейцев просит нас расставить все «вигвамы» в ряд, начиная от самого низкого до самого высокого. Матрос Толя, какого цвета «вигвам» должен стоять первым? (Зелёного).  Почему? (Он самый низкий). Все согласны? (Ответы). Какого цвета «вигвам» должен стоять рядом с зелёным? (Дети расставляют «вигвамы» в ряд в возрастающей последовательности). Матрос Катя, какого цвета самый высокий «вигвам»? (Коричневого). На каком по счету месте он стоит? (На девятом).

Матрос Ксюша, что можно сказать о высоте красного вигвама? (Он выше фиолетового, но ниже оранжевого). На котором по счету месте он стоит? (На четвертом). 

Что можно сказать о высоте розового вигвама, матрос Дания? (Он выше оранжевого, нот ниже коричневого). На каком по счету месте он стоит? (На втором).

Молодцы, матросы!  Старый вождь будет вами доволен, вы правильно выполнили его задание.

Мы оставляем долину индейцев и отправляемся дальше. Куда мы должны двигаться? (Рассматриваем карту). Правильно, мы должны повернуть направо и идти до привала со знаком – фигурой (овал).

Выходим на красивую тропическую полянку. (На экране картинки с изображением цветов, бабочек). Что вы видите? (Цветы, бабочки). Поиграем здесь с цветами. (Проводится физкультминутка. Дети присели – они «цветы»).

- Раз, два, три,

Выросли цветы. (дети поднимаются)

К солнцу потянулись, (тянут руки вверх)

Небу улыбнулись. (посмотрели вверх)

Ветерок пролетал

И цветочки качал. (машут руками вверх-вниз)

Вправо качнулись, (наклон вправо)

Влево качнулись, (наклон влево)

Вперед низко нагнулись. (наклон вперед)

Ветер, ветер, улетай,

Ты цветочки не ломай (машут руками вверх-вниз)

(В руках у воспитателя на палочке – большая бабочка). Посмотрите, какая яркая экзотическая бабочка к нам прилетела. Бабочка летает, от цветка к цветку порхает.

Катя, протяни вперед правую руку – бабочка сядет на нее. Толя, протяни левую руку вверх – бабочка перелетит к тебе. Егор, вытяни правую руку в сторону – бабочка опустится на неё.

Бабочка зовет нас в середину полянки. (На магнитной доске 5 цветов, 6 бабочек). Сколько цветов на полянке, Лиза (5). А бабочек? (6). Поровну ли их?

Посадим бабочек на цветы. Одной бабочке не хватает цветочка. Как ей помочь? (Дети предлагают варианты уравнивая двух неравенств: добавив еще один цветок, или же бабочка должна улететь на другую полянку). Добавь цветок, Ксюша. Что мы теперь можем сказать о количестве бабочек и цветов? (Их поровну). 

Ребята,. вы помните как зовут дождь вождя, индейскую принцессу? (Тигровая Лилия). Скоро у Тигровой Лилии день рождения, ей исполнится 5 лет. Как и все девочки, она очень любит цветы. Питер Пен и фея Динь хотят поздравить её с праздником. Они просят вас собрать для Тигровой Лилии букеты из 5 цветов, но так чтобы каждый цветочек был другого цвета, оттенка, ни один цветок в букете не должен повториться. (Дети присаживаются на стульчики возле стола и составляют букет из 5 разных цветов). Ксюша, как ты составила свой букет? (Я взяла один красный  цветок, один розовый цветок, один голубой, один фиолетовый и один оранжевый). Сколько у тебя всего цветов получилось? (Пять). Дима, сколько у тебя розовых цветов? (Один). А синих? (Один). Оранжевых? (Один). Голубых? (Один). Красных? (Один). А всего сколько цветов в букете? (Пять). Значит пять – это один, еще один, и еще один, и еще один, и еще один. Молодец, ты правильно выполнил задание.

Ребята, проверьте друг у друга, все ли верно выполнили просьбу Питера Пена и маленькой феи. (Взаимопроверка). Отлично, вы все справились с эти заданием.

Посмотрим на карту, куда же должны отправиться дальше? В каком направлении указывает стрелка? (Определяем маршрут: направо, до геометрической фигуры – круг).

Мы идем через тропический лес. (На экране картинка – пальмовая роща). Посмотрите, какие растения, деревья здесь! Пальмы, лианы, апельсиновые деревья. Вы видите обезьян? Они прыгают по деревьям, срывают бананы, апельсины, кокосы. Но вот сидят две грустные малютки -  обезьяны. По-моему, они голодны и хотят есть, им не хватило фруктов. Под апельсиновым деревом лежит всего лишь один апельсин. (Показывает апельсин). Как же нам накормить двух обезьян одним апельсином? (Высказывание детей). Верно, нужно разделить апельсин на 2 равные части. (Воспитатель разрезает апельсин). Сколько частей получилось? (Две части). Что больше? Одна часть или целое? (Целое больше части). Как мы можем назвать одну часть апельсина по-другому? (Половина апельсина). А еще можно сказать одна вторая часть апельсина. Повторите, пожалуйста. (Дети повторяют). Теперь обезьянки сыты, мы поровну разделили для них апельсин.

А мы должны идти дальше. Куда лежит наш путь? (Дети определяют направление по карте – налево, до знака – квадрат).

Здесь какая-то пещера! Что в ней? (Дети в «пещере» находят сундучок). Откроем сундучок. Ой, что здесь!!! «Драгоценности», «золотые» и «серебряные» монеты. (Шоколадки – медальки в золотой и серебряной фольге).

Матросы, вы славно потрудились, преодолели много препятствий. помогали всем на своем пути. (Дети вспоминают, что они делали: расставляли «вигвамы» по высоте, сравнивали количество цветов и бабочек, составляли букет из 5 цветов, делили апельсин на 2 части для обезьян). И наконец-то мы отыскали клад пиратов. Кто считает, что прошел этот маршрут и выполнил все задания на отлично – возьмите себе золотую медаль. А кто считает, что не все у него сегодня получилось – возьмите серебряную медаль.

Ну, а я, ваш капитан, считаю, что все вы были очень смелыми, находчивыми, сообразительными и самое главное – дружными.

Пора нам возвращаться из Нетландии домой, в нашу родную группу «Дружная семейка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения в стране Чистюлек.

Конспект открытого занятия по валеологии "Путешествие в страну Чистюлек". ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Формировать осознанное отношение к выполнению правил личной гигиены в процессе: воспитания положитель...

Моделирование - это интересно! Развлечение "Приключения в стране сказок"

Прием моделирования можно использовать на любом занятии. Дети с интересом и легкостью работают с мнемотаблицами , динамическими моделями и схемами. Итог работы по теме "Использование приема моделирова...

Развлечение для детей от 6 до 7 лет "Веселые приключения в стране знаний"

Выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей 6 - 7 лет при формировании математичсеких представлений....

сказочное представление для детей старшей группы "Приключения в стране Медовия"

Данное сказочное представление может быть использовано с детьми старшего возраста в театральных постановках, а также на утренниках. Очень интересный, увлекательный сюжет, где добро побеждает зло, а лю...

ПРИКЛЮЧЕНИЕ В СТРАНЕ МУЛЬТИ - ПУЛЬТИ. Сценарий веселого путешествия по песням В. Я. Шаинского для детей 3 - 7 лет.

Предлагаю сценарий веселого путешествия по песням  детского композитора В. Я. Шаинского. Праздник можно провести в летний оздоровительный период. Он подходит для детей любого возраста. Песн...

Конспект музыкального занятия в средней группе на тему «Путешествие в страну Нетландию»

Цель: совершенствовать музыкальные и творческие способности детей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.Задачи:обучающие- формировать умение воспринимать музыку изобр...